Опубликовано 18 июня 2023, 00:01
8 мин.

«Все туда ходят, а я хуже, что ли?» Как работают павильоны «Здоровая Москва» и почему туда идут молодые мужчины

В парках столицы в четвертый раз открылись павильоны «Здоровая Москва». Все лето каждый житель города с восьми утра и до восьми вечера может прийти сюда, пройти обследование, поговорить с врачами, получить направление к самым разным специалистам. В воскресенье, 18 июня, в России отмечается День медицинского работника. Накануне «Мослента» пообщалась с Артуром Родригесом, терапевтом «Здоровой Москвы». Он рассказал, кто чаще приходит на обследование, почему среди пациентов становится все больше молодых людей и почему москвичи предпочитают павильоны поликлиникам. Ниже — его монолог.
«Все туда ходят, а я хуже, что ли?» Как работают павильоны «Здоровая Москва» и почему туда идут молодые мужчины
Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

Про самое начало

Я врач-терапевт. В павильоне «Здоровая Москва» работаю с момента старта всего проекта, то есть с 2019 года. Получается, в этом году принимаю в нем участие уже в четвертый раз.

В самом начале, когда павильоны должны были заработать впервые, всю информацию мы, врачи, получали, конечно, от руководства. Когда выбирали специалистов, подходящих для участия в этом проекте, я оказался в их числе. Самому мне, честно говоря, тоже было очень интересно поработать в таком формате, так что шел я туда по собственному желанию.

Но мы, конечно же, не были в абсолютном неведении. Все, кто отправлялся в павильоны, представляли, что их там ждет. Нужно отдать должное специалистам Департамента здравоохранения Москвы, которые разработали подробные методические рекомендации для нас. Мы с самого начала понимали, по каким принципам будет строиться наша работа. Но тогда еще было непонятно, как этот проект воспримут сами москвичи. Мы не знали, будут ли они вообще приходить к нам, понравится ли им проект и какие они будут задавать вопросы.

Но все достаточно быстро встало на свои места. Люди приняли инициативу очень позитивно. Кроме того, проект «Здоровая Москва» соответствует целям и задачам национального проекта «Здравоохранение» и направлен на повышение качества и доступности оказания медицинской помощи москвичам. Самое главное, они приходили к нам с положительными эмоциями.

Сам я о своем участии в проекте не пожалел ни разу. В последующие годы даже вопроса не стояло, идти в павильон или нет. Каждый раз хотелось именно туда.

«Все туда ходят, а я хуже, что ли?» Как работают павильоны «Здоровая Москва» и почему туда идут молодые мужчины

© Фото: пресс-служба Депздрава Москвы

Про пациентов таганских и чертановских

За время существования проекта я успел поменять место работы, а вслед за этим сменился и павильон. Если раньше я работал в Таганском парке, то теперь уже два года подряд принимаю в сквере у метро «Чертановская».

Не могу сказать, что два этих места разительно отличались друг от друга. Но некоторые акценты смещаются. Например, в Центральном округе, где находятся главные деловые районы города, к нам приходило множество людей, по которым было сразу же видно: они только что вышли из офиса.

Чертаново — район скорее спальный. Он таким всегда был. И тут точно считывается, что люди приходят из дома.

Но это, наверное, единственное более-менее яркое отличие. Люди, где бы они ни были, — это просто люди. У них есть сходства и различия, но самое главное для нас — они приходят проверить состояние своего здоровья. Они все объединены этой целью.

Про обычный день на работе

В дни, когда я принимаю в павильоне, мне нужно встать в шесть утра, а в половине седьмого уже выйти из дома. Дорога до работы занимает около часа. В итоге я прихожу в павильон за полчаса до начала работы, то есть в половине восьмого.

Первое дело по прибытии на место — положить в холодильник прихваченную с собой еду. У нас есть специально оборудованное для персонала помещение.

Потом я подготавливаю свое рабочее место и в восемь утра уже принимаю первого пациента. Как правило, к этому времени рядом с павильоном уже собираются желающие быть первыми в проверке своего здоровья.

Утром самый большой поток. Наплыв посетителей спадает ближе к обеду, и мы по одному уходим обедать. Вместе не ходим, чтобы процесс был непрерывным. Работаем мы до восьми вечера. После обеда снова приходит много посетителей, но это не сравнить с утренним потоком. Мы делаем еще один небольшой перерыв в промежуток с шести до семи вечера. Хотя мы официально закрываемся в 20:00, на самом деле работаем, как говорится, до последнего пациента. Как только он выходит, закрываем павильон.

Каждый специалист работает по графику «два через два» и по 12 часов в день. При этом работаем мы на две линии, то есть все сотрудники дублируются. Таким образом, если, к примеру, я отойду на несколько минут, мой коллега меня подменит.

Про женщин, долгожителей и ипохондриков

К нам приходят люди самых разных возрастов. Самым молодым — 18, а самым старшим — за 90 лет. Был у нас такой пациент.

При этом видим, что с каждым годом в потоке становится все больше и больше молодых людей. Потихоньку просвещение начинает работать. Тут играет роль и продвижение этой темы в СМИ, и то, что наш проект работает уже не первый год. Он стал узнаваемым и в хорошем смысле этого слова привычным. Постепенно народ втягивается.

«Все туда ходят, а я хуже, что ли?» Как работают павильоны «Здоровая Москва» и почему туда идут молодые мужчины

© Фото: Денис Воронин / АГН «Москва»

Пока что чаще к нам заходят женщины, они безусловные лидеры по посещаемости. Но мужчин также становится заметно больше. В начале работы павильонов разрыв между числом москвичек и москвичей был значительно больше, но сейчас все потихонечку выравнивается.

Ипохондрики приходят к нам не так уж часто, но иногда появляются и они. На этот случай у нас есть все средства, чтобы успокоить таких пациентов, дать наиболее полную информацию, ответить на вопросы.

К счастью, в павильоне есть возможность основательно поговорить с пациентом и время, чтобы разъяснить человеку, почему у него, например, есть одно заболевание, а другого нет.

При этом у нас нет своего рода постоянных посетителей — людей, которые ходят к нам изо дня в день. Даже по второму кругу к нам возвращаются редко. Обычно это происходит, если пациентам нужно что-то уточнить или решить какой-то технический вопрос — например, им не удалось записаться к нужному специалисту или они не смогли получить доступ к электронной карте. В любом случае мы всегда помогаем решить вопрос.

Про дела сердечно-сосудистые

Очень часто люди приходят, чтобы проверить щитовидную железу. Как правило, с таким запросом обращаются женщины. Дело в том, что проблемы с щитовидкой довольно распространенная история в нашем регионе.

К нам приходят, чтобы проверить давление или померить сахар. В таких случаях мы стараемся убедить человека пройти полное обследование. Часто, помимо высокого сахара, мы обнаруживаем, к примеру, проблемы с холестерином или иные проблемы, о которых человек может даже не подозревать.

Если верить статистике, больше всего проблем у нас с повышенным артериальным давлением, тот же повышенный холестерин, который говорит о риске атеросклероза сосудов.

Есть и проблемы с лишним весом — нерациональное питание, недостаток физической активности. Мы объясняем горожанам, что происходит и чем это грозит. Также мы можем рассказать им о подходах к снижению веса, так как множество заболеваний начинается именно с лишнего веса.

Про акцию «Приведи друга»

Мы постоянно получаем от пациентов обратную связь. Например, у нас очень богатая книга отзывов и предложений. Пациенты оставляют там записи о своих впечатлениях — позитивных в 99 процентах случаев.

Довольно часто мы видим, как человек сначала приходит к нам сам, а через некоторое время возвращается с родственником или кем-то из своих друзей. Бывает, что приходят люди и рассказывают, что накануне, например, их мама была у нас и ей очень понравилось. Получается своего рода акция «Приведи друга».

«Все туда ходят, а я хуже, что ли?» Как работают павильоны «Здоровая Москва» и почему туда идут молодые мужчины

© Фото: Софья Сандурская / «АГН Москва»

Про тех, кого забыть не получится

Иногда мы встречаемся в павильоне с очень известными людьми. Не так давно к нам приходил известный дирижер, очень яркий человек.

Конечно, запоминаются случаи, когда приходят люди с чистыми электронными картами. Ты смотришь туда и понимаешь: этот человек никогда не обращался за помощью. Скорее всего, и не обратился бы, если бы не было этого павильона, куда он просто зашел, потому что у него вдруг появилось полчаса свободного времени.

И у нас были случаи, когда мы выявляли у таких пациентов серьезные проблемы. Случалось, что прямо в павильон вызывали карету скорой помощи и госпитализировали человека. Если бы он не обратился, последствия могли бы стать непоправимыми.

Был случай, когда к нам пришла бабушка и ей прямо в павильоне стало плохо. Пришлось применять все, вплоть до реанимации. Наши доктора и медсестры отреагировали молниеносно. Все сделали как надо. Их специально обучали на случай, если что-то подобное произойдет. Бабушку спасли. Потом ее увезли на скорой в больницу, чтобы уже оказать полноценную помощь. Сейчас у нее все хорошо. Такие случаи запоминаются.

Про испытания на самих себе

Мы сами всегда проходим обследование. Помимо наших обычных профессиональных осмотров, перед запуском очередного сезона «Здоровой Москвы» мы на себе проверяем, чтобы все работало как надо.

Моя семья тоже постоянно проходит обследование в павильоне. В нашем районе он стоит прямо у метро. Мы всегда ждем открытия.

Про новую московскую норму

Объективные данные, как и мой собственный опыт, говорят об одном: отношение к своему здоровью у москвичей меняется. И это происходит не только за счет того, что идет постоянная популяризация здорового образа жизни.

Павильоны «Здоровой Москвы» становятся привычным летним дополнением к столичным паркам и площадкам у станций метро. Этот способ пройти диспансеризацию становится нормой, им начинает пользоваться все больше и больше людей. В итоге даже у тех, кто никогда не собирался приходить к нам, возникает мысль: «Все туда ходят. А я хуже, что ли? Пойду проверюсь».

А не так давно у нас был медицинский форум в Гостином Дворе. Туда приезжали специалисты из разных регионов России. И они активно интересовались, просили поделиться опытом наших профилактических мероприятий, чтобы как-то перенять этот опыт.

В некоторых регионах уже появились свои ноу-хау вроде нашей «Здоровой Москвы». Есть другие, где ничего такого пока нет, но они очень хотели бы открыть что-то подобное у себя. Так что мы выступаем как генератор идей. Но такого интереса никогда бы не возникло, если бы наш проект не был ни востребованным, ни эффективным.