«Барбершоп — это мужская территория». Московский барбер о цене хорошей стрижки, модных трендах, клиентах и их родителях
«В детстве я укладывал волосы водой с сахаром»
Когда я учился в школе, никаких укладочных средств особо не было, и я справлялся как мог, изобретал собственные методы. Я понял, что можно зафиксировать волосы водой, смешанной с сахаром.
Все это меня дико увлекало в итоге переросло в профессию. Родители с самого начала положительно отнеслись к моему увлечению, поддерживали мой энтузиазм и не ставили никаких запретов. Уверен, что сейчас они мной гордятся. Мама недавно даже предложила открыть свой салон, так как видит, что у меня отлично получается. Она сказала, что готова помочь с этим. В этом плане мне очень повезло.
«Пока у людей растут волосы, ты без работы не останешься»
У профессии барбера, как и любой другой, есть свои плюсы и минусы. Для меня огромный плюс — мобильность. Где бы ты ни находился, куда бы ты ни поехал, ты можешь найти себе работу. Пока у людей растут волосы, ты без денег не останешься.
Минус — это физическая нагрузка. Тяжело целых 12 часов проводить на ногах. У некоторых моих коллег даже начались проблемы с позвоночником. У меня частенько болит спина и немеют руки. Помимо этого у нас в легких накапливаются мелкие волосы, которые летят во все стороны во время работы. От этого можно защититься, если работать в маске и по минимуму использовать фен. В любом случае за долгие годы работы этих волос накапливается приличное количество. Чтобы избежать серьезных проблем со здоровьем нужно заниматься спортом и почаще проходить медосмотры.
«Придется запастись терпением»
Чтобы работать барбером, нужно быть коммуникабельным и терпеливым. Нужно уметь слушать и слышать людей, быть внимательным к клиенту. Ну и куда же без вкуса? Ты должен с первого взгляда понимать, что подойдет конкретному человеку. Этот навык можно и нужно развивать.
Но нельзя отрицать тот факт, что есть врожденное чувство прекрасного. Если оно у тебя напрочь отсутствует, то вряд ли у тебя что-то получится в бьюти-сфере.
На мой взгляд, обучение у топовых мастеров необходимо. Конечно, в самом начале пути ты можешь изучить теорию самостоятельно, но без взгляда со стороны и советов опытного человека будет сложно совершенствовать свой скилл. Есть талантливые люди, которые верят, что смогут обойтись без наставлений профессионала и доберутся до вершины методом проб и ошибок. Да, это так, но они потратят вдвое больше времени на это. Гораздо эффективнее обучаться у людей, которые уже добились успеха в данной сфере и готовы поделиться опытом. Это просто сэкономит вам время.
«Вы платите за атмосферу»
Культура барбершопов постепенно развивается. Уже появились разные ценовые сегменты, чтобы каждый клиент мог найти что-то себе по карману: эконом, средний и премиум. В Москве эта история очень распространена. Это не значит, что мастера в экономе стригут плохо, а в премиуме хорошо. Это значит, что чем выше ценовой сегмент, тем лучше сервис, больше опыта у мастера и приятнее атмосфера в самом барбершопе.
После года практики мастер может устроиться в барбершоп эконом-класса, где средняя цена стрижки — 600 рублей. Через пару лет можно смело переходить в премиум-сегмент, где средний ценник — уже две тысячи рублей за стрижку.
Меня удивляет вопрос «А почему так дорого?». Поймите, приходя в барбершоп вы платите за атмосферу. Вы также можете постричься в парикмахерской у дома за 300 рублей, выбор за вами. Смысл барбершопа в хорошем сервисе. Приходя в такое место вас встречает вежливый администратор, в зоне ожидания вы можете поиграть в приставку, вам предложат выпить алкоголь, мастер внимательно вас выслушает, предложит вам варианты стрижек, которые будут смотреться выигрышно, будут использоваться дорогие косметические средства и так далее. В хорошем барбершопе вы не просто избавляетесь от волос, а еще и получаете много других приятных бонусов.
Я зарабатываю в среднем 100-150 тысяч рублей в месяц. Вообще заработок барбера в Москве начинается с 80 тысяч, а максимум — 300 тысяч в месяц. Мне хватает этой суммы, чтобы закрывать все свои базовые потребности, путешествовать, проходить курсы повышения квалификации и так далее.
«Мужчины не умели укладывать волосы»
Я работаю в Москве с 2011 года. То, как изменилась индустрия за это время, поражает, разница колоссальная. Раньше всем нравилась классика, удлиненные стрижки, хвостики, ирокезы. Теперь в моде короткие стрижки, выбритые виски, прямые челки, набирает популярность окрашивание волос у мужчин. Хотя и классика никуда не делась, но уже не так часто встречается среди молодежи. В последнее время я наблюдаю тренд на всевозможные укладки волос. Раньше мужчины этого не знали, не умели и не принимали. А теперь это в порядке вещей.
Я четко помню своего первого клиента. Как раз в то время нереально модной была стрижка с выбритыми висками и хвостиком сзади. Тогда это называлось «креативная стрижка». Ко мне пришел молодой парень с таким запросом и в добавок попросил сделать ему мелирование волос. Процесс мелирования на короткие волосы выглядит так: на голову надевается специальная шапочка, через дырочки в ней достаются мелкие пряди и прокрашиваются в светлый оттенок, потом шапочка снимается и мы моем голову. Я тогда не умел этого делать и целых 10 дней наблюдал за старшими мастерами, пытался разобраться. Тогда я очень переживал, но все получилось отлично, мне помог мой наставник, и клиент ушел довольный.
«Раньше девушкам было запрещено даже заходить в барбершопы»
На данный момент я уже частично работаю на себя, у меня есть своя клиентская база. Для этого я арендую бьюти-коворкинги. Это такие места, которые ты можешь арендовать почасово, на сутки, на неделю или даже на месяц и оказывать там свои услуги. Эта история сейчас набирает большую популярность в Москве, так как это гораздо выгоднее, чем платить за студию постоянно, а также ты можешь не зависеть от места и постоянно перемещаться по городу.
Изначально барбершоп задумывался, как исключительно мужская территория. Первое такое место открылось в Москве в 2012 году. Тогда было очень жесткое деление на женское и мужское. Я помню, что девушкам даже запрещалось заходить в барбершопы. Представляете? Сейчас, конечно, это большая редкость. В настоящее время даже есть барбершопы, где работают только девушки. На мой взгляд, это здорово!
«Я никогда не критикую своих клиентов»
У меня есть правило: я никогда не критикую клиентов. Да, я могу что-то подсказать, дать какие-то рекомендации, но отговаривать не стану. В силу своего опыта я сразу вижу, если желаемая стрижка человеку категорически не пойдет. Я могу сказать ему об этом в вежливой форме, но в любом случае сделаю так, как решит клиент. Это моя работа.
Бывало, что клиенты через какое-то время становились моими друзьями. Это нормальная практика в нашей сфере. Работе это не мешает, если вы умеете выставлять границы и следите за их соблюдением.
Есть люди, которые дружбу превращают в потребительство. Они считают, что раз мы друзья, то и цена за стрижку должна быть дружеская — ноль рублей. Такой подход меня не устраивает. Я считаю, что нужно уважать чужой труд и быть скромнее. Конечно, я могу сделать скидку приятелю, но во всем должна быть мера.
«Ребенок сам в состоянии определиться с прической»
Часто возникают конфликтные ситуации с родителями детей и подростков, которые пришли подстричься без их ведома. Обычно приходит парень 15-16 лет, говорит, какая ему нужна стрижка, стрижется и уходит довольный. Через пару часов звонит его мамаша и кричит в трубку. Либо слишком коротко, либо слишком длинно, либо вообще не надо было его стричь. В таких ситуациях я обычно предлагаю переделать и исправить стрижку, если это возможно, а если нет — предлагаю скидку на следующий визит. Я считаю, что такой подход категорически неверный. Ребенок сам в состоянии выбрать, что ему нравится и определиться с прической. Зачем принимать решения за него? Это же будущий мужчина! Как он может вырасти ответственным и самостоятельным человеком, если мама указывает, какую стрижку ему носить?
Барберов редко учат работать с конфликтными клиентами. Могу сказать, что со мной подобные разговоры проводили только в премиальных барбершопах. Там мне объясняли, как себя вести в подобных ситуациях, как грамотно общаться с такими людьми, чтобы не испортить имидж салона. В обычных барбершопах этому уделают мало внимания. Все учатся выходить из конфликтов опытным путем.
«Готовьтесь к походу в барбершоп заранее»
Есть три вещи, которые меня раздражают в клиентах: опоздания, попытки торговаться и непонимание, чего они сами хотят. Вот представьте, приходит человек, садится в кресло и говорит: «Хочу каких-то изменений, но не знаю каких».
У мастера время ограничено, на каждого человека он может выделить час-полтора. Я просто не располагаю достаточным ресурсом, чтобы бесконечно консультировать клиента по его имиджу и предлагать сотни вариантов. Клиент должен предоставить мастеру наводящую информацию, показать какие-то фотографии, чтобы ускорить рабочий процесс.
Когда человек пытается на словах объяснить, что ему нужно, то часто его ожидания не совпадают с реальностью. Уже в процессе стрижки он понимает, что его не устраивает результат, но менять что-то поздно. Поэтому советую готовиться к походу в барбершоп заранее.