Кино, которое можно потрогать руками. Где узнать о самых важных кинопрофессиях и услышать настоящую съемочную площадку
Когда ни одного куратора не позовешь
Выставка «За кадром: Есть что посмотреть» для киностудии Горького — опыт уникальный по многим причинам. Во-первых, на подобный проект ее сотрудники решились впервые, а во-вторых, он создан их собственными руками.
«Когда мы только начали работать над выставкой, стало ясно: сюда невозможно позвать куратора со стороны, даже если он профессионал самого высокого уровня, — поясняет куратор выставки, заместитель генерального директора по развитию новых направлений киностудии Горького Юлия Давыдова. — Здесь нужны были люди, непосредственно погруженные в процесс создания кино. Только это могло гарантировать тот результат, к которому мы стремились».
Получился взгляд на съемочный процесс изнутри, буквально — приглашение для всех посетителей посмотреть в самую его суть, не ограничиваясь некими поверхностными о нем представлениями. По словам Юлии Давыдовой, выставка стала единым пространством и большим рассказом о тех, кто работает над каждым фильмом, но появляется зачастую только в длинных финальных титрах.
«Мы не стали создавать здесь имитацию самой съемочной площадки, — продолжает Юлия. — Это все равно было бы не до конца правдой. Зато те вещи, которые нам удалось собрать, в том числе и самые простые предметы киножизни, помогли нам создать инсталляции, посвященные самым важным этапам создания любого фильма».
В ожидании будущих профессионалов
Создавая экспозицию, профессионалы киностудии Горького настраивались не только на то, что сюда придут заядлые киноманы. Ориентировались на молодежь, особенно — на подростков и школьников. В мире кино — более 40 разных профессий. Каждый фильм создается не только режиссером, сценаристами и актерами. В этом процессе не обойтись без костюмеров, гримеров, специалистов по компьютерной графике и визуальным эффектам и многих других людей. Создатели выставки надеются, что она привлечет внимание тех, кто сам хочет стать профессионалом киноиндустрии.
«Нам хотелось, чтобы наши молодые, даже юные посетители, увидев те предметы и артефакты, что мы приготовили для них, еще больше заинтересовались кино, — продолжает Юлия. — Любая выставка — это рассказ, история. Если она заинтересует кого-то, кто еще не знает, кем хочет стать в будущем, или утвердит молодых людей в желании попасть в этот мир, значит, наша цель достигнута. Но в любом случае, мы будем считать, что все сделали правильно, если наши посетители получат удовольствие и расширят свой кругозор».
Инсталляции, погружающие гостей в атмосферу съемочного процесса, создавали как из самых современных и новых экспонатов, так и из архивных. В следующем году киностудии Горького исполнится 110 лет. У нее богатая история. Здесь снимали фильмы, впоследствии повлиявшие на весь советский и российский кинематограф, потому и вышло провести линию от прошлого к настоящему. На выставке каждый может посмотреть, как делались раньше и делаются сейчас одни и те же вещи.
Сценарный вихрь и традиционная тарелка
В кино все начинается с предпродакшна — этапа подготовки к съемкам. А еще — со сценария. На выставке гостей встречает настоящий вихрь сценарных листов. Текст на каждом — реальный.
«Это копии оригинального сценария фильма «Конец операции “Резидент”», снятого на нашей киностудии режиссером Вениамином Дорманом в 1986 году, — поясняет Юлия. — Можно подойти поближе, рассмотреть, почитать».
Вообще удивительных, жизненных и очень трогательных вещей на выставке множество. Например, тарелка — символ оригинальной российской кинотрадиции.
«На такой тарелке пишутся имена всех, кто принимает участие в съемках фильма, — говорит Юлия. — После первого удачно отснятого дубля ее обычно разбивают. Но нам повезло — у нас тут находится копия тарелки со съемок фильма “Вера”. Это новое прочтение повести Галины Щербаковой “Вам и не снилось…” Он еще не вышел на экраны».
Еще одна важная история про кино — раскадровки, обязанность сделать которые лежит на режиссере. С создателями выставки своими рисунками поделился режиссер Николай Лебедев.
«Он предоставил нам свои раскадровки к фильму “Нюрнберг”, который вышел в прошлом году, — говорит Юлия. — Можно увидеть его рисунки одной из ярких сцен ленты — битвы на скале».
Альбом «Семнадцати мгновений весны»
Один из ярких экспонатов выставки — альбом фотопроб к легендарному фильму «Семнадцать мгновений весны». Он полностью оцифрован, так что с помощью специального экрана каждый может его полистать.
«В том числе и благодаря ему мы рассказываем, как проходили кинопробы в советское время и как они проходят сейчас, — продолжает Юлия. — Прежде чем утвердить актера на ту или иную роль, поводят несколько видов проб. Мы говорим о каждом и показываем их отличия друг от друга. А альбом — это наш раритет. Помимо цифрового варианта, здесь есть и оригинал, но он закрыт под стеклом».
В эпоху советского кинематографа такие альбомы были обязательной частью съемочного процесса. «Даже если режиссер уже точно знал, кого он хочет видеть в главных ролях в своей новой картине, все равно делался альбом фотопроб, — говорит Юлия. — Потом его представляли на худсовете, где и утверждали. В таких альбомах есть даже телефоны актеров, правда, давно устаревшие».
Обо всем, к чему можно прикоснуться
В этом пространстве много возможностей для интерактива — практически ко всем предметам можно прикоснуться руками, повзаимодействовать с ними, узнать, как работает различное кинооборудование.
Так, благодаря художнику-постановщику Марии Турской на выставке появилась полностью воссозданная декорация к фильму киностудии Горького «Кукольник» — подростковому триллеру режиссеров Сергея Кузнецова и Романа Амслера. Также в выставочном пространстве можно увидеть настоящий режиссерский пульт, понять, как работает профессиональное световое оборудование, и узнать о новых технологиях компьютерной графики и визуальных эффектов.
Единственное, с чем здесь просят быть аккуратнее, — костюмы. Они не закрыты стеклом, и каждый можно рассмотреть во всех деталях, но руками лучше не трогать. Эти вещи уникальны.
«Одна из самых интересных историй на съемках — это звук, — продолжает Юлия. — Дело в том, что звукорежиссер в кино — человек, который слышит вообще все, что происходит на съемочной площадке. У него есть специальное оборудование, на которое выведены все микрофоны и петлички. Иногда бывает даже так, что люди уверены, что никто не знает, о чем они говорят, но звукорежиссер слышит их. И мы можем дать нашим гостям возможность узнать, как звучит настоящая съемочная площадка».
Через специальные наушники посетители выставки могут услышать звуки со съемок фильма «Золото Умальты» — сибирского вестерна Андрея Богатырева. Создатели выставки уверяют: процесс очень медитативный. Можно полностью погрузиться и слушать очень долго.
Научить жить в мире кино
Выставка «За кадром: Есть что посмотреть» — часть большой образовательной работы, которую ведет киностудия Горького. Здесь находится молодежное креативное пространство — Кинокампус Горького. Оно позволяет всем, кто интересуется кино и профессиями в кинематографе, попробовать себя в том или ином качестве, выбрать то, что больше привлекает, и получить навыки, необходимые каждому профессионалу киноиндустрии.
«Мы проводим самые разные мастер-классы, у нас есть множество программ и мастерских, — говорит Юлия. — Какие-то из них очень короткие — буквально пять занятий, но есть и те, что длятся до девяти месяцев, то есть полноценный учебный год».
Здесь обучают кинопрофессиям не только офлайн — к занятиям можно подключиться онлайн. А если пока непонятно, какой именно профессии хочется отдать свои силы и время, можно пройти несколько пробных мастер-классов, чтобы сделать осознанный выбор.
«Мы регулярно проводим дни открытых дверей, где подобная возможность есть у всех, — продолжает Юлия. — Также можно попробовать себя в нескольких кинопрофессиях и в рамках нашей выставки — взять программу с экскурсией и мастер-классами и провести у нас весь день».
Киностудия Горького и мастера Кинокампуса надеются, что людей искренне заинтересованных кино и желающих стать частью киноиндустрии благодаря таким проектам будет все больше. Сейчас это особенно актуально, ведь мир меняется, и, к примеру, у актеров уже появились новые возможности, не похожие на классическое представление о работе в кадре. Уже сейчас в Кинокампусе есть курс по VR-мастерству, где исполнительница одной из ролей в российской компьютерной игре Atomic Heart Марина Руденко рассказывает о том, как работать на площадке, когда на экране — смоделированный аватар, чье поведение, мимика и речь полностью зависят от тебя. Фильмов с использованием VR-технологий снято уже очень много. Например, именно так в фильме «Хоббит» Питера Джексона появился дракон Смауг в исполнении Бенедикта Камбербэтча.
Выставка проходит до 12 мая. Все подробности о режиме работы и приобретении билетов можно узнать на сайте Киностудии Горького.