Опубликовано 08 марта 2023, 00:01
6 мин.

«Свою профессию не афиширую». Девушка, ставшая машинистом метро, о пассажирах, мужчинах и семейной гордости

Женщины в традиционно мужских профессиях давно никого не удивляют. Но до 2021 года машинистами московского метро были только мужчины. Теперь в его штате — 25 девушек, которые водят поезда, 12 помощниц машиниста, и еще 46 сейчас учатся. Пассажиры пока не привыкли: девушек в кабине поезда фотографируют и снимают на видео при любой возможности. Как решиться стать машинистом электропоезда, что об этом говорят родственники и как относятся коллеги-мужчины, рассказала «Мосленте» машинист столичного метро Яника Даскалова. Ниже — ее монолог.
«Свою профессию не афиширую». Девушка, ставшая машинистом метро, о пассажирах, мужчинах и семейной гордости
Фото: Предоставлено пресс-службой Московского метро

«Нигде не афиширую, что работаю в метро машинистом»

В первое время я обращала внимание на то, что многие снимают меня на мобильные, когда поезд въезжает на станцию. Но, думаю, первым девочкам-машинистам было сложнее: на них обрушилось очень много внимания. Сейчас такого уже нет. Иногда, когда я выхожу на станциях, где мы меняем кабину управления, меня просят сфотографироваться, но на это нет времени.

В соцсетях я свою профессию не афиширую, нигде не пишу, что работаю машинистом метро и не выкладываю снимки в форме.

«Строгих ограничений нет»

Насчет внешнего вида правила у нас простые: чистая, отглаженная одежда, макияж - в рамках разумного.

У машинистов метро нет таких ограничений, как у стюардесс, когда волосы, например, всегда должны быть собраны в пучок. Можно ли при нашей работе иметь длинные ногти? Не знаю. Обычный маникюр подходит лучше всего.

«Свою профессию не афиширую». Девушка, ставшая машинистом метро, о пассажирах, мужчинах и семейной гордости

© Фото: Предоставлено пресс-службой Московского метро

«Родственники про меня рассказывают с гордостью»

Папа у меня — болгарин. С мамой они познакомились, когда он учился в геологоразведочном институте в Москве. Так что большинство родственников живет в Болгарии, и от новости, что я стала машинистом, они были, мягко говоря, в шоке. Сейчас, когда я отучилась и работаю, бабушка и дедушка с гордостью всем рассказывают, что я машинист.

Что касается друзей, они отнеслись к моей новой профессии с интересом. Часто меня расспрашивают, интересуются новостями, связанными с метро. Если кто-то из них ехал по своим делам, и, например, поезд встал на несколько минут, пишут: «Яна, что случилось?» Что я могу им ответить, особенно если ситуация произошла на другой ветке? Но деваться некуда: теперь у всех знакомых я — главная по метро.

«Офисная работа — вообще не мое»

Вообще я по совету родителей окончила таможенную академию, но быстро поняла, что работа по специальности мне не подходит. После вуза ушла в логистику, пробовала себя в маркетинге. Уставала очень сильно, так что пришла к выводу, что и офисная работа — не мое.

Как-то вечером я ехала с работы и на мониторе в вагоне метро увидела сюжет про первых девушек-машинистов, по-моему, Сергей Собянин поздравлял их с 8 марта. Я тогда подумала: «Ничего себе!» Нашла вакансию машиниста на одном из сайтов, отправила анкету, а с работы уволилась.

«Свою профессию не афиширую». Девушка, ставшая машинистом метро, о пассажирах, мужчинах и семейной гордости

© Фото: Предоставлено пресс-службой Московского метро

«Машинистами стали три девушки»

Оказалось, все не так легко. Я прошла психологический отбор, медкомиссию, и после этого еще девять месяцев училась на курсах в Корпоративном университете транспортного комплекса.

В процессе обучения был серьезный отсев: на первое занятие пришли порядка ста человек. Машинистами стали только 18, среди них три девушки, включая меня.

До этого с техникой я не сталкивалась, так что такие предметы, как механика, пневматика и электрооборудование, были для меня очень сложными. Приходилось поздно ложиться и рано вставать, чтобы к следующему дню выучить и понять все, что задавали.

«Самые незабываемые эмоции»

Когда был первый набор девушек, для них создали отдельную группу, а мы уже учились вместе с мужчинами. Бывало, что они нам помогали, но частенько и мы их вытягивали, подсказывали им.

Дальше была стажировка в депо. Там тебя уже сажают за контроллер, и ты ездишь с наставником — это, наверное, самые незабываемые эмоции. Ты впервые управляешь этой большой машиной с людьми!

Если в Корпоративном университете опора идет на теорию, то в депо — чистая практика. Залезаешь под вагон, смотришь все оборудование, и сопоставляешь это с картинками, которые были в университете. Тебе показывают все кнопки, объясняют, как что включить и выключить, учат выходить из внештатных ситуаций и устранять неисправности.

А потом ты сдаешь экзамен дорожной комиссии, куда приезжают начальники депо и руководители служб эксплуатации. В следующие три месяца есть еще три промежуточных испытания. После них тебя могут отправить на еще один экзамен дорожной комиссии — для получения прав. Если кому-то сложно управлять составом или освоить весь положенный материал, люди остаются работать помощниками машиниста.

«Свою профессию не афиширую». Девушка, ставшая машинистом метро, о пассажирах, мужчинах и семейной гордости

© Фото: Предоставлено пресс-службой Московского метро

«Посвящения в машинисты у нас не было»

Я успешно сдала экзамены, получила должность, но даже отметить это у меня не было возможности. Никаких ритуалов посвящения в машинисты в коллективе тоже не предполагалось. Учеба просто плавно перетекла в работу.

Управлять составом не так сложно. Кому-то достаточно месяца, а кому-то недели, чтобы освоить, как машина набирает скорость, как тормозит.

120
тысяч рублей

средняя зарплата машиниста в Московском метро

Машинист постоянно должен быть внимательным, бдительным. Это требует навыка и самодисциплины. Нужно следить за приборами, за показаниями светофоров, положениями стрелок на маршруте. Участки у нас поделены на скорости, и этот режим нельзя нарушать. Въезжая на станцию, мы смотрим, чтобы пассажиры не заходили за ограничительную линию, потом следим за высадкой и посадкой.

Чтобы уметь выходить из внештатных ситуаций и научиться быстро устранять неисправности, надо знать и помнить множество приказов, инструкций, распоряжений. Там описаны все алгоритмы поведения для машинистов, что бы ни случилось.

«Все расписано по секундам»

Наш коллектив по большей части мужской, и я постоянно ощущаю поддержку коллег. Они хорошо ко мне относятся, часто угощают конфетами. Если складывается ситуации, когда надо что-то спросить, узнать, всегда ответят, помогут, подскажут.

Работа в метро — это стабильность, возможность карьерного роста, достойные деньги. Конечно, пришлось привыкать к плавающему графику: сегодня ты можешь заступать рано, завтра — в ночь, потом — дневная смена.

Я стала реже встречаться с друзьями, выловить меня теперь сложно.

Если раньше у меня была привычка опаздывать на встречи, и я была жутко непунктуальным человеком, то теперь я всегда на месте вовремя, как штык. Работа помогла мне систематизировать свой день.

«Свою профессию не афиширую». Девушка, ставшая машинистом метро, о пассажирах, мужчинах и семейной гордости

© Фото: Предоставлено пресс-службой Московского метро

Рабочее время расписано по минутам, даже по секундам. Так же и в повседневной жизни день теперь расписан: поспать, погулять с собакой, английский…

И если я хочу пойти в театр, обязательно должна впихнуть его в свое расписание с учетом того, что надо будет еще отдохнуть перед сменой.

«Выпивать нельзя»

Родилась я в Москве, в Обручевском районе, и очень люблю Воронцовский парк, который находится в пяти минутах ходьбы от дома. Летом катаюсь там на велосипеде, а зимой — на лыжах, заодно и собаку выгуливаю. Конечно, с этим местом связано множество детских воспоминаний: все школьные нормативы по лыжам, по бегу мы сдавали именно там. Кроме того, я занималась танцами, и на 9 мая мы выступали в Воронцовском парке перед ветеранами.

Наверное, одно из любимых мест в Москве, где мы встречаемся с подругами, — Парк Горького. Берем велосипеды, самокаты, ролики — в прокате все есть, все доступно. Потом приятно посидеть, перекусить на набережной или у прудов.

Что касается алкоголя, то на работе мы каждый раз проходим предрейсовую комиссию, так что выпивать нельзя.

У нас есть группа для сотрудников метро — «Профсоюз», туда сбрасывают путевки для машинистов и членов их семей по доступным ценам. Можно поехать в Сочи, Крым, Минводы. Я же через эту группу покупаю билеты в театр. Последний раз ходила в оперетту на «Графа Орлова», а перед этим — на «Летучую мышь» и «Графа Монтекристо».