«Мне нужны были бычья сила и нежность». Мастер по керамике — о глине, соцсетях и тотемном животном
Саша, почему вы увлеклись именно керамикой?
Я влюбилась в тактильность материала, в возможность передавать фактуру, ощущать фактуру.
По образованию я живописец, и в живописи мне всегда чего-то не хватало — было ощущение, что я не чувствую материал и не могу в нем раскрыться. Глина — тот материал, который помог мне решить все поставленные творческие задачи. С ней не было страха белого листа, страха экспериментов, не было ожиданий, но была полная свобода.
Где и как вы научились работать с глиной?
В керамике я самоучка, просто лепила каждый день по 16 часов, много экспериментировала, пробовала разные глины и глазури, разные техники лепки.
В поиске образа и выражении его в глине мне очень помогло художественное образование.
Какое оборудование нужно, чтобы заниматься керамикой? Дорого ли оно стоит?
Для ручной лепки нужна глина, глазурь, стеки и разные инструменты для лепки, но все зависит от задач. Глина — не самый дорогой материал. Можно купить довольно бюджетную и попробовать себя в лепке. На это уйдет, может, 500-700 рублей.
Но самое главное и самое дорогое — это печь, которая обжигает глину. Цены на нее начинаются от 150 тысяч рублей и выше. Есть магазины для профессиональных керамистов, там есть все.
Насколько сегодня популярна керамика? Ценят ли ее покупатели?
Иногда кажется, что очень популярна, а иногда — что люди только начинают с ней знакомиться.
Где вы ищете покупателей и сложно ли продавать керамику?
Конечно, реализовывать работы стало намного сложнее. У меня было большое количество иностранных клиентов, по понятным причинам сейчас доставлять керамику в другие страны стало практически невозможно. Чаще всего я не ищу покупателей, они находят меня на выставках и в соцсетях.
Очень хорошо работает сарафанное радио: клиенты часто рассказывают, показывают и дарят мои работы своим друзьям и близким.
Еще я принимаю участие в выставках и фестивалях. В Москве очень много интересных площадок для реализации и демонстрации своего творчества, но основные продажи происходят через соцсети.
Получается ли у вас зарабатывать созданием керамики? Или приходится подрабатывать где-то еще?
Керамика — мой единственный источник дохода, который обеспечивает все мои материальные нужды.
Какую тему ваших работ можно назвать главной?
Проект «Мой зверь», который начался для меня четыре года назад. С первой же спонтанно созданной керамической работы — кашпо «Бык» — я приняла решение покинуть место, где я тогда работала, и начать путь свободного художника.
Именно эта работа дала мне почувствовать свободу и стала отражением меня уже как самостоятельного художника, творца.
Почем это был именно бык? Это ваше любимое или, может, тотемное животное?
Любимое животное? Нет, не любимое, но действительно тотемное. Это я осознала на днях. Анализируя период жизни, когда ко мне пришел бык (это было четыре года назад, когда я работала в мастерской), я поняла, что именно та сила и та нежность, которую скрывает в себе это животное, были мне необходимы для концентрации внимания на своей первозадаче. А именно — создавать! Создавать то, что люблю, не под заказ, не по эскизам. Перестать вести мастер-классы. Я всегда понимала, что я не педагог, несмотря на то, что мне легко это дается. Я — творец, я — создатель.
Бык проявился в моей жизни самостоятельно — просто постучал в мои двери, пришел, а я ждала, ведь был внутренний запрос.
Это не просто бык или корова — это целый мир гармонии, самопознания, а главное — принятие себя и своей природы. Это баланс силы и нежности, Инь и Ян.
И многие обладатели моих Зверей приобретали их потому, что эта работа отвечала их внутреннему запросу. Отношения с ними устанавливаются от сердца к сердцу, а не ограничиваются простым интересом к кашпо или вазе.
У каждого из нас может быть такое животное, которое отвечает нашему внутреннему «Я» и помогает двигаться к поставленным целям, находя скрытые силы и подсказывая на сложном пути.
Именно так родилась идея создания интерьерной керамики с тотемным животным. Ведь кто-то — брутальный бык с глубочайшим внутренним миром или же кит, освещающий путь другим, а может, солнечный заяц на цветочной поляне.
Сколько стоят такие работы? И из чего складывается их цена?
Стоимость на мои работы начинается от 5 тысяч и доходит до 250 тысяч рублей. Цена складывается из стоимости материала, времени, которое я потратила на его создание, сложности работы, потраченных сил — как моральных, так и физических. Есть работы, после которых я могу месяц не брать глину в руки. В такие моменты мне нужно физическое и эмоциональное восстановление, а самое главное — художественный замысел, идея.
Многие стремятся создавать керамику самостоятельно. Популярны ли такие курсы в Москве?
Скорее всего, популярны. Открылось очень много гончарных мастерских. Стоимость мастер-классов сегодня — от 1200 рублей и выше, зависит от времени и сложности мастер-класса.
Советовать могу только мастерскую «Кунжут». Это моя любимая мастерская. С нее и началась моя история. Там отличная команда и профессиональные мастера.