«В некоторых квартирах моих девочек тошнило». Как экс-редактор открыла клининговое агентство и сколько на нем заработала
«Было стыдно сказать, что моешь полы»
Еще работая в музее, я поняла, что не вижу никаких перспектив. Я решила уволиться, взять паузу и подумать, в каком направлении хочу двигаться дальше. Подруга предложила мне в качестве подработки заняться уборкой, чтобы не нервничать из-за денег. Я очень спокойно отношусь к подобной работе, у меня на этот счет нет никаких заблуждений. Знакомая взяла меня в свое клининг-агентство, где я довольно быстро набралась опыта. Собрав небольшую клиентскую базу, я начала работать самостоятельно.
Около двух лет я работала тихо, о моей деятельности знали только самые близкие. Клиенты тоже появлялись по знакомству. Очень сложно, будучи в глазах окружающих какой-то состоявшейся социальной единицей, сказать, что теперь ты вместо редактуры занимаешься мытьем полов. Это было страшно, даже стыдно. Я слышала, например, такие слова: «Ты что, не могла найти что-то нормальное? У тебя же высшее образование!» Да, образование есть, в этой воде я тоже плавала. Много лет своей жизни я посвятила «нормальной», социально-одобряемой работе. Теперь я хочу заниматься другим.
«Я девушка миниатюрная, но бойкая»
Я подумала, что было бы неплохо собрать команду. В декабре 2021 года я нашла людей, скоординировала их работу Так и началась история нашего агентства. На сегодняшний день нас четверо. Я называю это агентством, но мы все работаем как самозанятые. Возможно, в ближайшее время я оформлю ИП, но пока колеблюсь, так как не понимаю, будет ли это выгоднее.
стартовые вложения в клининг-агентство
Наша команда называется «Отважный воробей». Так меня прозвала моя коллега. Надо понимать, что я очень миниатюрная девушка, но очень бойкая.
«Сумма быстро отбилась»
Как такового стартового капитала у меня не было. Все, что было в начале пути, — парочка моющих средств и тряпки. Правда, я очень быстро купила строительный пылесос, так как без него невозможно проводить генеральные уборки.
Давайте называть это не стартовым капиталом, а вложениями. На тот момент строительный пылесос стоил 15 тысяч рублей, парогенератор в пределах 5 тысяч, тряпки и губки я закупила тоже тысяч на 5, швабры… В общем базовый комплект для разных уборок обошелся мне где-то в 35-40 тысяч рублей. Эта сумма очень быстро отбилась.
«Для многих уборщики — это отчаявшиеся люди»
Вообще для москвички очень нетипично прийти в сферу клининга. Многие воспринимают занятие такого рода либо как борьбу с какими-то экстремальными обстоятельствами, либо как недостаток образования. Для большинства людей престижнее выглядит должность консультанта в магазине, то есть уборщики — это совсем отчаявшиеся люди.
Почему-то в 2022 году уборка до сих остается очень стигматизированной вещью, какой-то даже позорной. Если уж ты взялся за швабру, значит, ты оказался на социальном дне или у тебя временный сложный этап. Заметьте, все причины окрашены негативом.
«Очень много нюансов и тонкостей»
Некоторые клининг-компании устраивают для новых сотрудников трехдневное обучение. В уборке очень много нюансов и тонкостей, которые надо знать прежде, чем браться за работу.
Меня не обучали и сразу кинули в процесс, причем на самое сложное — генеральную уборку. По ходу дела мне объясняли, как, что и чем надо мыть. Это основы, которые необходимо изучить, потому что профессиональная уборка сильно отличается от обычной бытовой.
Существуют правила, система, инструкции. К примеру, если я вижу квартиру, я должна сразу понять, какие средства брать с собой, в каком количестве, откуда начинать уборку, чтобы это было максимально эффективно, что мыть щетками, а что железными губками и так далее. Многое нужно держать в голове. Своих помощников я также обучала самостоятельно.
«Некоторые не убираются по десять лет»
Я никогда не отказывалась ни от какой работы. Соглашалась, каким бы сложным и запущенным ни было помещение. Каждый раз, видя убитую квартиру, я бросаю себе вызов и принимаюсь за дело. Бывало, что я уставала настолько, что начинала огрызаться на всех подряд.
Своих сотрудников я тоже приучаю к тому, чтобы не бежать от сложностей. Люди живут по-разному. Бывают помещения, которые ты, кроме как матом, описать просто не сможешь. И что теперь делать? Это наша работа. Надо ее просто выполнить.
средняя стоимость уборки в однокомнатной квартире
Некоторые не убираются в своих домах по пять-десять лет. Там очень тяжело находиться, но выбора нет. В таких случаях я, конечно, плачу больше своим помощницам, но от проекта не отказываюсь. Помню несколько раз девочек буквально тошнило. В таких случаях я обычно говорю: «Выйди, подыши и возвращайся к работе». Если человеку совсем невыносимо что-то делать, я беру этот участок на себя, а помощницу отправляю заниматься другой комнатой. Но мы всегда доводим дело до конца, как бы сложно ни было.
«Миллионов в этой сфере не заработать»
Время от времени я захожу на различные сайты в поисках клиентов и вижу, какие деньги за уборку у них дома предлагают люди. Они не понимают, за что платят, и почему клинеры запрашивают за свою работу значительно больше, чем москвичи хотели бы заплатить.
Люди просто не осознают, что с таким количеством оборудования и бытовой химии я должна, например, доехать до них на такси, которое тоже стоит денег. Машина в одну сторону — около тысячи рублей, соответственно, туда и обратно — 2 тысячи. Каждое моющее средство стоит около 300-400 рублей, а иногда на объект нужно три-четыре тюбика. Понимаете? В генеральной уборке участвуют мои помощники, им также нужно платить. Каждому из них я всегда плачу минимум 3 тысячи рублей, меньше просто совесть не позволяет. Вот и думайте, из чего складывается цена.
На данный момент мой бизнес приносит мне совсем небольшой доход — порядка 120 тысяч рублей. Миллионов в этой сфере не заработать. Моя цель — вырасти в доходе в пять раз. Для этого мне нужно больше заказов, а значит, нужна большая команда. Пока не хочу делать резких движений, так как каждого человека я подбираю очень тщательно. Для меня важно, чтобы все сотрудники были настроены на результат, а в большом потоке за этим трудно проследить. Я отлично понимаю, что в ближайшие месяца два финансового прорыва не произойдет, но отношусь к этому спокойно.
«Все нюансы обговариваются заранее»
В основном уборки делятся на два вида: поддерживающая и генеральная. Есть отдельные услуги, такие как мойка окон и витрин в магазинах. Также мы моем офисы, спортзалы, салоны красоты. Поддерживающая уборка однокомнатной квартиры будет стоить 2,5-3 тысячи рублей. Генеральная в таком же помещении обойдется в 10 тысяч рублей.
средний ежемесячный доход владелицы клининг-агентства
Недавно мне попался очень сложный проект. Квартира была запущенна, требовался демонтаж, то есть нам надо было разобрать часть мебели, снять линолеум, вынести это все на помойку. Такие нюансы обговариваются заранее и оплачиваются отдельно. Например, чтобы вынести весь мусор из такой квартиры, нам потребуется несколько контейнеров. Это будет стоить около 7 тысяч рублей. Я могу их подыскать, заказать, но оплачивать это будет заказчик.
«В этом бизнесе конфликты неизбежны»
Уборка — такое дело, в котором очень легко попасть на деньги. А не вы ли мне шкаф сломали? А вот тут этой царапины не было!» — такие фразы я слышу постоянно. И чаще всего это клевета.
Просто люди хотят сэкономить и выбить себе скидку. Много раз я попадала в такие ситуации и поняла, что рациональнее будет отказаться от подобных заказов.
Случалось такое, что мне приходилось возвращать человеку часть денег. Например, заказчик недоволен качеством уборки и говорит: «Вы очень плохо помыли вот эту часть квартиры». Обычно я предлагаю либо исправить ситуацию, если у человека есть на это время, либо же снизить цену. Я всегда иду навстречу.
Однажды на моих помощниц нажаловался мужчина, который после уборки якобы не мог найти свои вещи. Они все разложили по местам, попрятали по шкафам, а клиент потом не сообразил, где что лежит. Для него это был травматичный опыт, и разгорелся большой скандал. Но это такой бизнес, где конфликты неизбежны. Я это приняла и стараюсь решать проблемы по мере их поступления.
«Вредить клиентам не в моих интересах»
Самый неприятный момент — когда мы действительно что-то случайно разбиваем. В этой ситуации я обычно подхожу к клиенту и честно говорю о том, что произошло. Дальше все зависит от адекватности заказчика. Чаще всего нас просто просят купить новую вещь взамен, либо отремонтировать старую, если это возможно.
Самое последнее, что я хочу сделать, — кому-то навредить. Если говорить цинично, это мой убыток. Понимаю, что это никого не утешает, но это факт. В идеальном мире нужно предупреждать клининг о каких-то трудностях и хрупких вещах, с которыми нужно быть предельно осторожными. Пока что все ситуации были решаемы, и клиенты реагировали на такие неприятности достаточно адекватно.
«Не остается сил, чтобы помыть окна»
Среди москвичей клининг-услуги за последние пару лет стали очень популярны. Людям элементарно не хватает времени на уборку в своей квартире.
Также я заметила, что у людей стало много вещей. Мы бесконечно что-то покупаем, заказываем, дарим друг другу. Очень часто мы этими вещами потом не пользуемся и просто захламляем ими пространство. Все это лежит у нас дома и собирает пыль.
Да и люди просто уматываются, не остается сил на то, чтобы помыть полы, а уж тем более окна. Так почему бы не доверить это дело профессионалам?