«Чтобы сыграть злодея, ругаюсь с женой». Актер Валерий Баринов — о роковых женщинах, великих режиссерах и Александре Домогарове
Про самое главное у артиста
Актеров сравнивают с невестами, и в этом есть доля истины. Актер должен нравиться, вызывать симпатию у противоположного пола, очаровывать. Но я бы не стал делить актеров по гендерному признаку. Тайна — вот что самое главное у артиста.
Наш брат должен быть непостижим. Сегодня, к сожалению, актерам и актрисам тайны не хватает. Про каждого мы все знаем, все понимаем, причем сами актеры об этом рассказывают.
Участие в рекламе предельно упрощает актера.
Возникает ощущение, что сейчас время прорвавшихся бездарностей. Иногда слушаю передачу Ксении Собчак и ловлю себя на мысли: «Какая же все пустота!» Собчак отнюдь не бездарна, но все, что она делает, слишком громко.
Вспоминаются слова великой актрисы Московского художественного театра Ольги Андровской: «По карьерной лестнице нужно подниматься так, чтобы никто не слышал стука твоих каблучков». Наверное, я брюзжу, как старик, хотя лишен чувства зависти.
Про запудренную голову, Александра Домогарова и Дмитрия Назарова
С детства дружу со спортсменами (вырос с тогда будущим футбольным тренером Юрием Семиным в Орле) и знаю, как они трудятся! Актерский хлеб — тоже нелегкий. Мы — пахари. Но актерам очень легко задурить голову!
Возьмем, к примеру, Сашу Домогарова. В разное время учились у одного мастера — Виктора Коршунова, выдающегося педагога и артиста. Домогаров — невероятно талантливый артист. У него прекрасные актерские данные. Но прежний директор Театра Моссовета очень сильно избаловала Сашу. Между прочим, когда Саша служил в театре Российской армии, я продвигал его в кино. Сейчас он, быть может, избавится от всей мишуры и гордыни.
Не хвалюсь, но именно я привел в кино Дмитрия Назарова — в прямом смысле за руку. Обсуждать Дмитрия не хочу по разным причинам, но по-прежнему считаю его одним из лучших артистов современности.
Про Маргариту Терехову и роковых женщин
Каждая женщина — роковая женщина. Но далеко не каждая становится музой художника. Очень люблю фильм «Запах женщины» — о женской магии, об ауре, о таинственной нежности.
Актриса Татьяна Лаврова была и роковой, и музой. Самой яркой звездой поколения шестидесятников. К сожалению, не всем было суждено сыграть все, что они могли бы сыграть. Татьяна Лаврова могла бы сыграть Анну Каренину, но увы...
А вот Маргарита Терехова играла роковых женщин, но в жизни таковой не была.
Рита — выдающаяся актриса, одна из лучших в истории нашего театра и кино. Трагическая личность. Сыграла много, но могла больше.
В юности я восхищался Татьяной Дорониной. Ездил в Ленинград, чтобы увидеть спектакли с ее участием. Конечно, Татьяна Васильевна— роковая женщина (чего стоит разделение Московского художественного театра надвое). Доронина — муза! Ее героини вдохновили тысячи людей на творчество и подвиги. Великая актриса, великая женщина, но какая трагическая судьба!
Про Олега Борисова и уважение к единственному инструменту
Человек я добрый, но при этом сыграл сотни негодяев и подлецов. Столько поубивал людей в кино — не сосчитать! А в жизни и мухи не обидел. Согласен с фразой Чехова: «Странные люди эти артисты, да и люди ли?» Думаю, что не совсем нормальные люди.
Перед тем как играть отрицательных героев, по крупицам собираю плохую энергию. Ругаюсь с женой, критикую детей, придираюсь к друзьям. Когда знакомые просятся на спектакль, я говорю: «Приходите, но удовольствия не гарантирую, а вот потрясение — да».
Между прочим, вредничать перед игрой я научился у великого мастера сцены Олега Борисова. На съемках одного фильма с нами как-то не очень вежливо обходились, и Олег Иванович не реагировал на команды ассистентов режиссера. Он сидел неподвижно и мне приказывал: «Сидеть и молчать!» За нами приходили помощники, а Олег Иванович — ноль внимания. Тогда он мне сказал: «Валера, у нас есть единственный инструмент — мы сами, все должны уважать этот инструмент, и прежде всего мы». Борисов был добрейшим и нежнейшим человеком, но коллеги считали, что у него плохой характер.
Про великого режиссера и нормального артиста
Полгода мучился с Марленом Хуциевым, который снимал меня в роли Льва Толстого в своем фильме «Невечерняя». Картина должна была выйти в 2014 году. Не вышла. Режиссер не успел ее завершить. Сколько лет я должен был сниматься? Расставался с Марленом со слезами.
Георгий Тараторкин убежал сразу. Что касается фильма «Невечерняя», где я должен был играть Льва Толстого, там с самого начала было все зыбко. И я сказал Марлену Хуциеву, что «Баринов умер». Марлен Хуциев в последний день своего рождения попросил у меня прощения за то, что не получилось. Но я не жалею о своем уходе. У меня семьи, дети, болезни, и я не могу позволить себе даже ради роли Льва Толстого отказаться от денег, других ролей и годами работать на неизвестное будущее. Великий Марлен Хуциев мог себе это позволить и позволил, но он — великий. Я — просто нормальный артист.
Про Жаклин Биссет и Анну Каренину
Американская кинозвезда Жаклин Биссет буквально бредила ролью Анны Карениной — и сыграла ее. Когда я сказал, что не видел ее в роли Анны Карениной, а видел в роли Жозефины, в роли журналистки в фильме «Пари Матч» и еще много где видел, Жаклин обиделась.
Она считала, что рождена была на свет именно для того, чтобы сыграть Анну Каренину. Еще больше она злилась, когда я рассказал ей историю о том, что когда Толстой писал финал романа «Анна Каренина» (это было в Ясной Поляне), то время от времени подбегал к окну и рвал себя за волосы. Он говорил, что Анна прыгает под поезд, а он ничего не может с этим поделать. Жаклин кричала: «Почему никто мне не рассказал об этом раньше? Если бы я знала эту историю, я играла бы иначе Анну. Значит, она не подчинялась даже самому Толстому! От этого нужно было плясать».
Про детей, надежды и эгоизм
Мой сын от первого брака Егор — актер, режиссер и, на мой взгляд, хороший парень. Когда мне ставят в заслугу, что я сам его воспитывал, то отвечаю: «Это не моя заслуга, а мой эгоизм». Я тогда не подумал, что маме Егора тоже хотелось воспитывать сына. Так сложилась жизнь. Слава Богу, Егор вырос порядочным человеком.
Дочь Саша — от второго брака — подает надежды в литературе. Об этом мне сказал Андрей Дементьев, который прочитал ее прозу: «У вас талантливая дочь, и это беда». Саша училась в Сорбонне и, по мнению знающих людей, пишет талантливо.
Про два автографа
Автографы я брал всего дважды в жизни — у теннисиста Джоковича и у Петра Тодоровского. Причем у Тодоровского я взял интервью после его концерта в качестве гитариста в Выборге, где он выступал вместе с Сергеем Никитиным. Настолько сильно меня поразила игра Петра Тодоровского! Не удержался и попросил у Петра Ефимовича автограф. Он так посмотрел на меня удивленно и сказал: «Ты ведь сам едва отбиваешься от автографов!» Автографы у меня берут на каждом шагу, и я их с радостью даю. Мне не жалко.
Теннисиста Новака Джоковича уважаю как спортсмена и как человека. Любопытно, что сын моих близких друзей Даниил Медведев, который соперничает с Джоковичем на корте, тоже им восхищается. Я болею за Даниила. Не пропускаю ни одного турнира с его участием. Часто бываю за границей вместе с его родителями на турнирах.
Про феноменальную память и Наполеона
Я быстро запоминаю тексты. И даже на иностранном языке. Например, в фильме «Концерт» 90 процентов моей роли — на французском языке. Думаю, что у меня феноменальная память.
Помню все о себе, даже самое мерзкое, даже то, что очень хочу забыть. Помню, как кричал на собственного ребенка, когда он не был виноват, и когда кричал от бессилия.
В кино и в театре я сыграл плеяду выдающихся личностей, в частности, двух полководцев — Наполеона и Георгия Жукова
Со спектаклем «Корсиканка», где я играл Наполеона, мы были во многих странах. Между прочим, во Франции к Наполеону неоднозначное отношение. Половина французов считает его великим, а половина — ничтожным.
Для меня Бонапарт — исключительная личность. Перед важным сражением Бонапарт ложился спать с намерением увидеть правильную тактику боя и расстановку вражеских сил. А незадолго до своей смерти он ждал появления кометы, служившей для него знаком точного времени ухода в мир иной. Считаю его вундеркиндом.
Про Сокольники, Арбат и сад в Подмосковье
Я живу в Сокольниках. Очень люблю этот район, хотя в свое время жил даже на Арбате. Малый театр, где я работал много лет и играл как проклятый, дал мне квартиру в самом центре Москвы.
А в Сокольниках — тихо, спокойно. Люблю посидеть в тени деревьев. Много времени провожу на даче в Подмосковье. Люблю свой сад. Я же с Орловщины, где такая природа! Тургеневские места.
Про панамки
Я хожу в головных уборах. Прячу голову. Летом мне нельзя загорать. Сразу появляются на коже пятна. У меня целая коллекция панамок и соломенных шляп. В Москве этим летом жара, и я всегда в панамке.