Как Миледи отобрала рубашку у Рошфора. Дочь Маргариты Тереховой — о детстве, матери и о том, что бриллианты не для нее
Про спортсменку из Ташкента
Моя бабушка, Галина Станиславовна Томашевич родилась в Польше, выросла в Крыму, где училась в театральной студии, а потом работала в драматическом театре Симферополя под руководством Александры Перегонец. По рекомендательному письму она отправилась в Москву поступать в Камерный театр Александра Таирова, но режиссер не смог ее принять. Бабушка осталась в Москве, и на актерской бирже труда ей предложили роли в Свердловском драматическом театре, куда она и отправилась.
Началась война, и театр давал спектакли для раненых по всем городам Урала. Она познакомилась с актером Борисом Ивановичем Тереховым, и в браке родилась моя мама. Это случилось в городе Туринске, где они гастролировали.
Сразу после окончания войны бабушка с мамой переехали в Ташкент, где было тепло, и где жила сестра бабушки. Мама выросла в Ташкенте. Серьезно занималась спортом — была капитаном юношеской сборной по баскетболу Узбекистана. После окончания средней школы (с золотой медалью) мама поступила в Ташкентский университет на физико-математический факультет, но быстро поняла, что хочет стать актрисой. На следующий год поехала в Москву поступать в театральные вузы.
Мама считает, что ей очень повезло: Юрий Александрович Завадский взял ее в свою Школу-студию при театре Моссовета. Со студенческой скамьи она играла в театре Моссовета. Первая главная роль — Клеопатра в спектакле «Цезарь и Клеопатра», и ее партнером был великий Ростислав Плятт.
Про любовь к пешим прогулкам
Мама очень любит центр Москвы, особенно — окрестности театра Моссовета, Патриаршие пруды, бульвары.
Меня привезли из роддома в общежитие театра Моссовета, находившееся недалеко от сада «Эрмитаж», где жили мои родители и моя бабушка. По Страстному бульвару мама и папа любили гулять со мной в детской коляске. В кинотеатре «Россия» был специальный зал, где мы с родителями смотрели мультфильмы. Потом маме дали квартиру в Тимирязевском районе Москвы, и там прошло мое детство.
Мы часто ездили в гости к маминым друзьям. Мама обожала ходить пешком по паркам, скверам, она не могла жить без общения с природой. Мы постоянно с ней куда-то шли, ехали на общественном транспорте. Бабушка любила рисовать, и на одном из ее этюдов мы с мамой бежим к остановке. Эта страсть к прогулкам на свежем воздухе унаследовала и я. Сейчас много красивых мест в Москве, где можно приятно и познавательно провести время, и это очень радует.
Про актрису на все времена
Мама компьютером не пользовалась, но мобильный телефон сразу приобрела и с удовольствием его освоила. Автомобиль не водила — считала себя пешеходом. Мне сложно сказать, в каком веке мама предпочла бы оказаться, если бы у нее был выбор.
Американский режиссер Джордж Кьюкор назвал маму «актрисой на все времена» (она снималась в его фильме «Синяя птица»). В каждой роли, сыгранной мамой, есть некая загадка, нежность, романтичность. Мама — художник, творец, и в исторических фильмах, конечно, великолепна. Но и в картинах о современности чувствуется магия Маргариты Тереховой. Своим неповторимым талантом мама наделяет все, к чему прикасается, — так считают критики и поклонники ее творчества.
Про восторг от Испании
Мама со студенческих времен очень любила творчество Гарсиа Лорки. Даже поставила спектакль на «Сцене под крышей» театра Моссовета по пьесе Федерико Гарсиа Лорки «Когда пройдет пять лет».
Она интересовалась Испанией больше, чем другими странами. Фламенко был ее любимым танцем. Вместе с моим братом Сашей мама путешествовала по Испании и побывала в местах, связанных с Лоркой. Она была и в Америке, и в Японии, и в Европе, но с восторгом говорила именно об Испании.
Про образ Миледи
Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич убедил маму сыграть роль Миледи. Мама сразу предупредила, что «она будет вносить изменения, потому что не все ей понятно в частности из-за музыкальных номеров». В результате мама стала одним из создателей образа Леди Винтер.
Она увидела Миледи амазонкой, и предложила брючный костюм как главный костюм для этого персонажа. В костюмерной маме попалась на глаза рубашка, предназначенная для Рошфора, роль которого исполнил Борис Клюев, она ее померила с разрешения художника-костюмера и попросила для своей героини. Режиссер фильма и Борис Клюев не возражали. Лосины дополнили образ наездницы.
Про роскошные платья и бриллианты
Маргарита Борисовна любит красивые вещи. Один из любимых ее дизайнеров — Лена Макашова. Мы с мамой часто ездили в Сокольники, в Дом моды Макашовой, где вместе одевались.
Мама никогда не любила ничего вычурного, слишком надуманного. У нее были великолепные платья от Вячеслава Зайцева, и она их надевала только на торжественные мероприятия и выступления.
Мама любит аксессуары — платки, шарфы, перчатки. Да, она предпочитает брюки, и на ее восхитительной фигуре они всегда очень хорошо сидели.
Но на вещах мама не зацикливалась. Например, она не носила украшения из золота, у нее не было бриллиантов, зато любила и любит серебро. Бриллианты — это вообще не про мою маму. У нее и уши проколоты не были.
Стараюсь навещать ее в красивой одежде, чтобы увидеть мамину реакцию, улыбку. Если на мне то, что ей нравится, я это сразу вижу по ее лицу.
Про встречу с Тарковским
Встреча Маргариты Тереховой и Андрея Тарковского — знаковая. Мама так считала. Она сыграла роль жены и матери главного героя в автобиографической картине Тарковского «Зеркало».
Фильм рождался прямо на площадке — не было готового сценария. Мама глубоко понимала творчество Андрея Тарковского и очень любила. Жаль, что только одна у них общая картина. Мама могла сыграть в фильме «Ностальгия», но не сложилось. В нашей новой книге-альбоме есть отдельные главы о работе Маргариты Тереховой с Андреем Тарковским и фотографии.
Про Фаину Раневскую
Мама любила рассказывать историю, как еще в студенческие годы она бежала на занятия и столкнулась с Фаиной Георгиевной Раневской, и неожиданно у нее спросила: «А вы забываетесь на сцене?» Раневская со свойственным ей юмором ответила: «Милочка, если бы я забывалась, то свалилась бы в оркестр».
В спектакле Анатолия Эфроса «Дальше — тишина» мама играла внучку героини Раневской. Однажды перед спектаклем задержали самолет, на котором летела мама. Она предупредила об этом дирекцию театра. Фаина Георгиевна очень расстроилась, что будет играть другая актриса. Но мама успела к своему выходу на сцену, и сразу кинулась в объятия Раневской.
Про подарки и помощь
Маргариту Борисовну любят миллионы. Мне пишут люди со всей страны в социальные сети с пожеланиями здоровья маме. Особенно мы это ощутили, когда люди присылали ей подарки. Все пожелания я маме читаю, рассказываю.
Ей помогает театр «Моссовета» и благотворительный фонд «Артист», за что им большое спасибо.