«Нужно искать второе лицо Москвы»

Москва-2026
Изображение: «Проект Меганом» / www.stroi.mos.ru

Именитый российский скульптор и художник Салават Щербаков находится в ожидании будущего и глобальных положительных перемен в жизни российской столицы. Чтобы они произошли как можно скорее, нужно найти второе многовековое и культурное лицо Москвы и возродить утраченные в прошлые годы ценности.

Салават Щербаков, скульптор, народный художник России, академик РАХ


Думаю, Москва уже расширена, поэтому неплохо было бы двигаться в рамках существующих границ, включая «Новую Москву». Наверное, для того, чтобы случилось прогрессивное развитие, с учётом интересов людей и комфорта их жизни, нужно искать второе лицо Москвы, многовековое, культурное. Его следует ещё раз открывать, уточнять, показывая людям характер города через музеи, например. Надеюсь, в Москве, как и в любой столице мира, через 10 лет будет больше выставок.

Нельзя забывать о том, что Москва постоянно претендует быть одной из столиц мира. Это город со своей историей, и, конечно, он должен отражать будущее России. Если взглянуть вперёд, оглядываясь в наше прошлое, то нам есть, чем гордиться. Нужно реставрировать старые улицы, дома с лепниной. Сейчас большое внимание приковано к проблеме сохранения исторических зданий. Этим вопросом начали интересоваться со времён Грабаря и раньше. Культ старины возник в конце XIX-XX веков. В XVIII и XIX веках старые здания не сохраняли. Взять хотя бы Баженова, который хотел перестроить Кремль за счёт сноса значительной части его строений и вместо них построить здания в стиле классического Петербурга. На мой взгляд, исторические здания нужно сохранять.

Думаю, что общественный транспорт будет развиваться, за счёт инженерно и проектно выверенных решений. Многие города прошли эту стадию, когда выросло количество автомобилей. Я не пророк, но, возможно, и у нас, как в Европе, будет больше электромобилей. Дело в развитии технологий.

У Москвы, как у города, характер стихийный. В нём чувствуется наслоение разных стилей и драматизм, потому что город был когда-то сожжен французами. И, думаю, этот характер проявляется в желании постоянной новизны, в стремлении преодолевать кризисы. Но будем надеяться, что то, что называется великой русской культурой и то, что до революции было и называлось интеллигенцией, и то, что было утрачено и затоптано в советское время, снова возникнет. Ростки уже пробиваются.

В идеальном городе людям должно быть комфортно настолько, чтобы они могли развивать свои способности, чтобы у них был выбор, чтобы мир в целом вместе с доступом к мировым художественным и культурным ценностям для них был открыт.