Опубликовано 11 августа 2016, 14:39

Сквозь призму джаза

МОСЛЕНТА узнала, зачем идти на джазовый фестиваль в Москве и что там слушать
Волнующие звуки саксофона будут звучать в центре столицы целых два дня. Вторить ему будут гитара, труба и аккордеон - 13 и 14 августа в столице пройдёт XIX ежегодный международный музыкальный фестиваль под открытым небом «Джаз в саду «Эрмитаж». МОСЛЕНТА поговорила с арт-директором проекта Михаилом Грином и узнала, что приготовили музыканты любителям жанра.
Сквозь призму джаза
Кристине Папян / МОСЛЕНТА

Волнующие звуки саксофона будут звучать в центре столицы целых два дня. Вторить ему будут гитара, труба и аккордеон — 13 и 14 августа в Москве пройдёт XIX ежегодный международный музыкальный фестиваль под открытым небом «Джаз в саду «Эрмитаж». МОСЛЕНТА поговорила с арт-директором проекта Михаилом Грином и узнала, что приготовили музыканты любителям жанра.

Не успели мы даже задать первый вопрос, как Михаил Грин взял инициативу на себя.

Давайте я вам сразу сейчас расскажу про фестиваль. У меня уже давно сложилась такая схема. Я приглашаю на фестиваль 40% зарубежных музыкантов и 60% российских. Всего за два дня получается десять джазовых ансамблей. Мы работаем с американцами, австрийцами, поляками. В этом году из Польши, правда, никого не будет. Но в следующем – обязательно.

Талантливые джазмены

Вы намеренно сохраняете это соотношение зарубежных и отечественных музыкантов?

Да, намеренно. Потому что фестиваль проходит в России. И у нас есть очень много хороших джазовых музыкантов, благодаря нашим учебным заведениям вроде Гнесинки (Российская академия музыки имени Гнесиных - ред.), где есть джазовое отделение, и колледжа на Ордынке. Я считаю, что главная «беда» нашего джаза заключается именно в том, что у артистов нет «выхода», нет места, где они могли бы играть. Москва – огромный город, но у нас, по сути, всего пять джазовых клубов. Но не все из них работают каждый день. Получается, музыканты тратят годы на освоение профессии, проходят очень жёсткий отбор, а потом им негде играть. Поэтому одна из основных целей моего фестиваля – дать им возможность заявить о себе, а людям — узнать, что происходит в нашем джазе, какие таланты у нас есть.

Музыканты во время выступления на XVIII Московском международном фестивале "Джаз в саду Эрмитаж".

Музыканты во время выступления на XVIII Московском международном фестивале "Джаз в саду Эрмитаж".

© Вячеслав Прокофьев / ТАСС

А в новой программе такие тоже есть?

Да. Вот, например, ансамбль Азата Баязитова, тенора-саксофониста, который работает с оркестром Игоря Бутмана. Совсем недавно он записал диск в Нью-Йорке и дал мне его послушать. И, знаете, как искреннему слушателю, мне всё очень понравилось. Ничего подобного ранее не слышал. В итоге, я предложил ему представить это широкой публике, попробовать поразить её. Тем более, что зрительская аудитория у нас большая. Последние два года ежедневно приходят больше 10.000 человек. «Сторожилы» парка говорят, что в этом саду такого количества людей никогда не было, ни на рок-концертах, ни на «попсе». Конечно, частично я связываю это с тем, что уже третий год вход на наш фестиваль бесплатный. В любом случае, нам это только на руку. У посетителей появляется шанс услышать что-то новое и необычное, что не крутят каждый день по радио. И это не «фанера», люди играют живьём. И потом, джаз — это ещё и соревнование: трубач сыграл соло, а саксофонист ему ответил каким-то более виртуозным способом. Завораживающее зрелище.

Благодарная публика

Есть вероятность, что в этом году будет ещё больше посетителей, чем обычно?

Не знаю, как насчёт больше, но не меньше, так точно. Я заметил, что среди посетителей парка очень много молодёжи. И это радует. Приходит и «моя» публика – люди, которые здесь каждый год собираются, слушают джаз на протяжении вот уже 19-ти лет. Многих я знаю в лицо. А ещё очень приятно здесь встречать старых джазовых музыкантов 70-ти и 80-ти лет. Единственный раз в году на этом фестивале они могут увидеться, пообщаться, что-то обсудить. За ними всегда очень приятно наблюдать. Я, на самом деле, уверен, что сад «Эрмитаж» — правильное место для джаза, и публика тут очень благодарная. Никакого хулиганства, ничего такого у нас нет. Мы стараемся эту атмосферу не испортить, всячески поддерживаем её. И, по-моему, нам это удаётся.

Многие зарубежные исполнители стремятся попасть в те 40%, которые вы выбираете каждый год?

Очень многие. Предложения от исполнителей есть на два-три года вперёд. Это не значит, что я их все приму, выберу только самых лучших. Когда фестиваль приобретает хорошую репутацию и проходит в таком городе, как Москва, это всегда привлекает внимание. Так что каждый год у нас в программе выступают звёзды мирового масштаба. В этот раз, например, на сцену выйдет Саша Сипягин с Уиллом Вилсоном – музыканты мирового уровня. Важно ещё понимать, что люди джаза — очень открытые. Как говорится, без «понтов». Им хочется просто выступить перед публикой, сыграть для неё красивую музыку.

Молодые люди на XVII Московском Международном Фестивале "Джаз в саду "Эрмитаж".

Молодые люди на XVII Московском Международном Фестивале "Джаз в саду "Эрмитаж".

© Артем Житенев / РИА Новости

Кого вы обязательно рекомендуете к прослушиванию в этом году кроме Сипягина и Винсона?

Есть люди, которые недостаточно известны широкой публике, что незаслуженно. Хотя в мире музыки и в джазовой среде они - мэтры самого высокого уровня. Например, Владимир Данилин и Алексей Кузнецов. Данилин – потрясающий джазовый аккордеонист. Он абсолютный уникум. Когда его слушаешь — сердце замирает. Пытаешься понять, как можно играть такой умопромочительный джаз на этом инструменте. Известный американский саксофонист Лу Табакин, однажды услышав игру Данилина, долгое время оставался под впечатлением. Он даже захотел выйти на сцену с Данилиным тет-а-тет. Но россиянам почему-то джаз на аккордеоне не интересен. Данилину в этом году, кстати, исполняется 70 лет. А Алексею Кузнецову – 75. Но самое главное, что они по-прежнему в отличной форме. И музыку делают очень качественную.

Объясните, почему всё-таки нужно посетить этот фестиваль, чтобы только послушать джаз?

Ну, во-первых, ради праздного человеческого любопытства. Если ты чего-то не знаешь, нужно обязательно восполнить пробелы — посмотреть и послушать, что люди делают. Во-вторых, стоит прийти хотя бы ради того, чтобы понять – есть другая музыка. Если человек не ленив физически и интеллектуально, то любопытство обязательно возьмёт верх. А в–третьих, джаз не похож ни на какую другую музыку. Один и тот же человек может какую-то композицию исполнить по-разному, зависит от настроения. Музыкант в джазе может отразить состояние своей души. И когда ты это слушаешь — понимаешь, что есть в этом мире что-то запредельное и прекрасное. Не всё же покемонов ловить.


XIX Московский Международный фестиваль «Джаз в саду «Эрмитаж» будет идти два дня, 13-и 14 августа. Начало концертов в 15:00. Квинтет Алекса Сипягина и Уилла Винсона выступит 14 августа в 20:00. Вход бесплатный. С собой можно приносит плед и термос с чаем. Кроме концертов на главной сцене для посетителей парка будет организовано несколько развлекательных зон. Обязательно приходите с детьми, им тоже будет, чем заняться в компании аниматоров.

Добраться до парка можно на общественном транспорте: м. Чexoвcкaя, м.Tвepcкaя или м.Пyшкинcкaя, дaлee 5 -7 минyт пeшкoм. Aдpec: yлицa Kapeтный pяд , дoм 3.