Опубликовано 23 декабря 2025, 11:12
2 мин.

Россияне назвали причины возвращения интереса к печатным СМИ

Rambler&Co: 26% россиян выбирают печатные СМИ в поездках и путешествиях.
Россияне назвали причины возвращения интереса к печатным СМИ
Фото: Сергей Шелагин / Коммерсантъ

В 2025 году аудитория печатных изданий в России выросла на 2,5 миллиона человек, по данным исследования Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП). Ренессанс изданий заметен и по инфополю: запускаются новые глянцевые журналы, а бренды представляют спецпроекты в подобном «олдскульном» формате. Медиахолдинг Rambler&Co спросил у интернет-пользователей, в каких случаях они готовы вновь взяться за контент в бумажном виде.

Респонденты отметили, что чаще всего к печати обращаются в ситуациях, когда важны комфорт и отключение от экрана. Для 26 процентов это удобный формат в поездках и путешествиях, где не всегда есть интернет. Тактильный опыт чтения ценят 22 процента, еще 18 процентов выбирают бумагу, чтобы отдохнуть от бесконечной информационной ленты. 17 процентов используют печатные издания как способ цифрового детокса и столько же (17 процентов) — как возможность замедлиться и вдумчиво поразмышлять о прочитанном.

Возвращение печатных журналов большинство воспринимают позитивно. Более половины опрошенных (52 процента) приветствуют этот тренд, сравнивая его с интересом к винилу как к более приятному и осознанному формату. Нейтральную позицию занимают 28 процентов, считая бумагу скорее разовым или нишевым событием. Для 13 процентов это лишняя трата ресурсов, а 7 процентов подчеркивают, что печатные издания не конкурируют с онлайн-медиа, а ближе по духу к книгам.

При этом пользователи четко осознают ограничения бумаги, в сравнении с цифровыми форматами. Главным минусом печатных изданий 52 процента называют отсутствие гарантии нужной информации — прочитать придется все и не факт, что будет полезно. 23 процента уже не готовы тратить время на чтение без персонализации и подборок контента под интересы. Еще 13 процентов отмечают невозможность оперативно давать правдивые и актуальные новости, а 12 процентов — полноценно формировать контекст картины дня.

Покупку печатного издания сегодня стимулирует визуальная и смысловая уникальность. Для 44 процентов решающим фактором приобретения становится близкая тема или обложка, которую хочется «подержать в руках». По 16 процентов мотивированы желанием сохранить выпуск для коллекции или совершают покупку спонтанно, по настроению. Еще 19 процентов заявили, что не видят причин возвращаться к бумаге, 4 процента покупают такие издания в подарок, а 1 процент — из-за моды.

Опрос проходил на ресурсах медиахолдинга Rambler&Co с 11 по 18 декабря 2025 года, в нем приняли участие 2147 интернет-пользователей.