Храм в Вешняках может остановить Северо-Восточную хорду
Почему и от чего пытаются спасти храм XVII века на улице ЮностиНа пути Северо-Восточной хорды совершенно внезапно возникло ещё одно препятствие. После серии уточнений трасса немного сдвинулась — и вплотную приблизилась к Вешняковскому кладбищу и Храму Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках, чья история насчитывает более 360 лет. Это вызвало новую волну протестов местных жителей, в первую очередь — прихожан. МОСЛЕНТА поговорила с экспертами и выяснила, почему жители требуют отвести дорогу от церкви.
Спрямление трассы
В Вешняках активно идут подготовительные работы к строительству Северо-Восточной хорды (СВХ). Они уже вызвали серьёзный скандал, связанный с вырубкой деревьев в парке Кусково, а теперь вот привели к новому. В нескольких метрах от забора Вешняковского кладбища и от расположенного на нём Храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках работает тяжёлая техника. Причём краны и бульдозеры настолько приблизились к культовому сооружению, что породили чудовищные слухи.
— Многие прихожане думают, что храм будут сносить, — рассказывает служительница Валентина. — Но, наверное, он останется на месте. Пока вблизи от нас постоянно трудятся строители, но это они готовятся к началу больших работ.
По первоначальному проекту, одобренному ещё в 2010 году, СВХ (другое название — Северная рокада) должна была пройти южнее на несколько десятков метров. Затем проект уточнили, но даже после этого восьмиполосная трасса (по четыре полосы в каждом направлении) отстояла от Храма более чем на 50 метров. А по закону это именно то расстояние, которое не требует специальных охранных режимов строительства. Однако уже к январю 2016, после новых уточнений, трасса перешагнула эту границу: в январе 2016 года департамент градостроительной политики сообщил, что расстояние от объекта культурного наследия до трассы теперь составляет 44,7 метров. Но нарушения закона не допущено:
«Институтом "Мосинжпроект" разработаны и утверждены в установленном порядке специальные технические условия (СТУ) на уменьшение расстояния от объекта культурного наследия до проезжей части магистральной улицы непрерывного движения до 44,7 м вместо 50 м. В качестве компенсирующих мероприятий предусмотрено: ограничение скорости движения транспортных средств, установка в районе прохождения магистрали вблизи храма грязе-шумозащитного экрана, сооружение виброзащитного экрана, установка дорожных знаков. Пешеходное движение предусмотрено по тротуарам, пешеходным дорожкам, в целях безопасности устраиваются наземные пешеходные переходы и реконструкция внеуличного пешеходного перехода от платформы "Вешняки"».
Впрочем, как выяснилось, специальные технические условия разработаны плохо. В среду в департаменте культурного наследия Москвы их обсуждали специалисты — и проект с треском провалился. Его отправили на доработку.
— Изначально в проекте строительства этой автотрассы вообще не было раздела об обеспечении сохранности памятника архитектуры, хотя того требует закон, — прокомментировал краевед и один из создателей движения «Архнадзор» Константин Михайлов, знакомый с результатами обсуждений. — А представленный документ вызвал у экспертов серьёзные замечания.
По словам экспертов, отсутствие утверждённых СТУ является «препятствием непреодолимой силы» — без них начинать стройку запрещено. Но их отсутствие не мешает проведению подготовительных работ.
Храм в Вешняках — действительно жемчужина московской истории. Он был построен по обету знаменитого боярина и государственного деятеля Фёдора Шереметьева в 1644 (по другим данным — в 1645) году. Строительство благословил Патриарх Московский и всея Руси Иосиф. Из двух ярусов верхний основной был освящён в честь Воскресения Христова, нижний — в честь Пресвятой Богородицы. А на колокольне был устроен часовой механизм, управлявший тремя циферблатами и колокольным звоном — самая передовая техника для того века. Достаточно сказать, что похожий механизм на Спасской башне Кремля был смонтирован всего двумя десятилетиями раньше — в 1625 году.
За столетия внешний вид храма менялся: он был кирпичным, бордовым, изумрудно-зелёным, тёмно- и светло-желтым, серо-голубым. К концу XIX века Храм стал белым с голубыми куполами — и остаётся таким до сих пор.
Перед Великой отечественной войной, 13 сентября 1940 года Храм был закрыт, и возродился вновь 25 января 1947 года.
Взять в кольцо
На карте строительства хорды, размещённой на сайте Комплекса градостроительной политики Москвы, видно, что новая дорога пройдёт недалеко от храма, замкнув архитектурную диковинку в кольцо автомобильных выхлопов и шума. С одной стороны — оживлённая улица Юности, с другой — улица Красный Казанец. СВХ обогнёт с третьей, оставив между трассой и храмом — метры.
Напомним, что по заявлению департамента градостроительной политики, расстояние между храмом и дорогой составит запланированных 44,7 метров. А вот судя по «Яндекс.Карты», на которых уже обозначена трасса СВХ, минимальное расстояние от магистрали до здания не превышает 20 метров.
— Трасса будет близко, поэтому вдоль неё придется поставить шумозащитные экраны, — объясняет Константин Михайлов. — Будут ширмы. Так церковь выключат из городского пейзажа, её нельзя будет увидеть со стороны хорды, которая пройдет впритык к территории к храму. Дорогу надо отодвигать!
Власти обещают поставить шумозащитные экраны. Один из активистов организации «Спаси Вешняки» Андрей Гнитиенко рассказал, что недавно технический заказчик проекта объяснил москвичам: СВХ закроют шумоизоляционные блоки. Кроме того, активистов уверили, что дорога рядом с храмом будет изготовлена по специальным технологиям, а скорость на ней знаками ограничат до 60 км/ч.
— Якобы таким образом на этой территории снизят шумовую, вибрационную и другие нагрузки, — с сомнением в голосе говорит Андрей Гнитиенко.
Невидимые разрушители
Изветсно, что шумозащита от вибрационных воздействий не спасает. Эксперты уже несколько месяцев говорят о том, что колебания от постоянного движения по многополосной дороге будут негативно сказываться на храме. Почему именно на этом здании, а не на соседних — объяснила нам специалист по охране культурного наследия, профессор Московского архитектурного института Наталья Душкина:
— У Храма выявлены специфические проблемы устойчивости фундамента. Он подвергнется колоссальной угрозе из-за вибрационного воздействия. Сейчас не проработаны даже все вопросы сохранения церкви. Нужно решительным образом уводить трассу от храма и Кусковского лесопарка. Это просто государственная задача.
Экспертов пугает и сама мысль о том, что сакральное для многих москвичей и исторически ценное место решено замкнуть в неостанавливающийся автомобильный поток. В этом случае получится круг автотрасс со специфическим движением воздуха, которое сконцентрирует внутри (то есть там, где расположен Храм) выхлопные газы. А восточный округ — и так один из самых загазованных в столице.
— Уровень загрязнённости в ВАО очень высок. Роза ветров такова, что именно здесь собирается и накапливается всё с запада. Например, много опасного диоксида азота, который оказывается в воздухе при выхлопах от транспорта, — утверждает руководитель проекта по решению экологический проблем «Росэко» Анна Нафиева.
Интересно, что первоначальный проект Северной рокады не предусматривал «асфальтового кольца» вокруг Храма — трасса должна была пройти гораздо южнее, по другую сторону путей Казанского направления Московской железной дороги. Как говорят специалисты, тот маршрут был несколько дороже, но зато позволял избежать множества согласований и юридических обременений, в том числе экологических. В частности, не требовалось вырубать деревья в Кусковском лесопарке, да и Храм бы Успения Богородицы не встал бы у неё на пути.
В какой момент трасса подвинулась — МОСЛЕНТЕ так и не удалось выяснить.