Опубликовано 15 августа 2016, 15:30

Сложные простые вещи

На ВДНХ прошёл первый российский «Кибатлон» для атлетов с высокотехнологичными протезами
Первые в российской истории соревнования «Кибатлон» для людей с ограниченными возможностями состоялись на ВДНХ на базе музея будущего «Робостанция». Взрослые и дети здесь демонстрировали навыки управления сложными высокотехнологичными протезами, с помощью которых они могут резать хлеб, открывать консервные банки, держать ключи и другие предметы. МОСЛЕНТА познакомилась с теми, кому ежедневно приходится совершать подвиг, выполняя, казалось бы, самые простые действия.
Сложные простые вещи
Кирилл Каллиников / РИА Новости

Первые в России соревнования под названием «Кибатлон» для людей с ограниченными возможностями состоялись на ВДНХ в павильоне «Робостанция». Участники, взрослые и дети, должны были с помощью своих протезов собрать мозаику, отрезать кусок хлеба, открыть консервную банку, показать умение справляться с бельевыми прищепками. МОСЛЕНТА познакомилась с теми, кому ежедневно приходится совершать подвиг, выполняя, казалось бы, самые простые действия.

Московский «Кибатлон» — своего рода открытая тренировка перед большими международными соревнованиями, которые пройдут этой осенью в Швейцарии. В Цюрихе крупнейшие компании-разработчики протезов представят свои последние достижения. Российская команда покажет новый сверх-современный протез, созданный компанией «Моторика». В последствии новейшую разработку сможет получить любой желающий.

Конфеты в обертках

История Вадика Ладонина хорошо известна многим жителям Ярославля. Он родился десять лет назад без обеих рук - из-зап пьянства матери в утробе сформировались только плечи до локтей. Приёмные родители сделали всё, чтобы максимально адаптировать Вадика к нормальной жизни. Специальные протезы для ребёнка привезли из Америки. На них изображены герои диснеевских мульфильмов, черепа и пиратские корабли.

Свою тренировку перед соревнованием Вадим начинает с самого трудного: на столе в бумагу завернуты два куска сахара. Их просто нужно развернуть. Пытается подцепить край обертки специальным крючком на протезе. Не получается. «Кто это заворачивал, позовите его сюда — пусть сам попробует развернуть», — срывается кто-то из взрослых, глядя на безуспешные попытки Вадика выполнить задание.

Но Вадим на это внимания не обращает. Кажется, он точно уверен, что справится без посторонней помощи. Разводит протезы в стороны и пытается развернуть бумагу ртом, но организаторы предупреждают, что так нельзя. Несколько минут стараний и обертка всё-таки сдается. «Представьте, ведь ребёнку с таким трудом каждую конфету надо разворачивать», — перешептываются наблюдающие за происходящим журналисты.

Справившись с заданием Вадик убегает играть в мяч. С легкостью чеканит поочередно правой и левой ногой, не позволяя ему падать на землю. Такому мастерству, пожалуй, могут позавидовать и взрослые спортсмены.

«Каждый человек, который сюда пришёл, имеет свою историю преодоления. Все они огромные молодцы. Я совершенно не понимаю, как маленькие дети это делают. Мы все должны с них пример брать. И все здоровые люди должны брать пример с такого упорства и старания», — рассказывает в интервью МОСЛЕНТЕ пилот (так называют участников профессионального кибатлона) российской команды Константин Дебликов.

Мелкая моторика

Константин живет в Воронеже, работает дистанционно в интернете — он журналист и пиарщик. С предложенными на соревнованиях заданиями справляется быстрее всех. Говорит, что всё дело в ежедневных тренировках. Точнее, человека без обеих рук тренирует сама окружающая действительность.

«Каждый день я выполняю протезами то, что обычные люди делают руками. Поэтому тренируюсь постоянно. Самое сложное - это мелкая моторика: завязывать шнурки, застёгивать пуговицы. Это трудно, потому что в протезе нет запястья. Вообще в жизни с протезом самое трудное то, что у тебя отсутствуют запястья. Отрадно, что прогресс есть, и совсем скоро на рынке появится что-то новое. И решения по поводу запястья уже есть», — говорит он.

Сложные простые вещи

© Алексей Коновалов / МОСЛЕНТА

Константин будет представлять России на соревнованиях в Цюрихе этой осенью. Выступать он будет с отечественным биоэлектрическим протезом руки «Страдивари», изготовленным компанией «Моторика». Генеральный директор компании Илья Чех рассказывает, что разработка коренным образом отличается от простейших протезов, имеющихся сейчас в России.

«Главное отличие — индивидуальный привод каждого пальца. То есть можно выполнять разные жесты. Базовая наша версия будет повторять функционал европейских образцов, но стоит в несколько раз дешевле. Наша основная задача — создать максимально дешёвый и при этом функциональный качественный протез. Чтобы его мог получить любой желающий», — рассказал МОСЛЕНТЕ Илья Чех.

По его словам, получить новый отечественный протез бесплатно сможет любой человек с ограниченными возможносятми в рамках действующее в России госпрограмме. В дальнейшем искусственная рука будет дорабатываться до уровня сверхсовременного гаджета.

«Следующии модификации протеза будут отличаться с точки зрения функционала. Мы интегрируем в протез функционал смартфона. У него будет сенсорный дисплей, человек сможет подключаться к WiFi, выходить в интернет, управлять электронными гаджетами, компьютером. Будут встроены датчики позиционирования, с помощью которых человек, к примеру, не напрягая мышц, сможет играть в компьютерные игры», — рассказал директор «Моторики».

Детская сверхсила

Самая маленькая участница московского «Кибатлона» - шестилетняя Оксана Домрачева - протезом пользуется уже три года. Он называется Киби, разработан той же компанией «Моторика». Функция хвата в нём осуществляется за счёт движения лучезапястного сустава. Специальные тросики для каждого пальца настраиваются индивидуально, и они могут сжиматься как частично, так и все вместе.

Учёные постоянно дорабатывают механизм протеза, дополняют его новыми деталями. У Оксаны уже третья версия, с его помощью девочка может поднимать предметы весом до одного килограмма. Но и для управления таким умным механическим протезом нужны определенные навыки, рассказывает папа Оксаны Евгений Домрачева.

Сложные простые вещи

© Кирилл Каллиников / РИА Новости

«Посуду моем, учимся кружку ополаскивать — каждый день по две штуки. Честно говоря, без протеза она намного быстрее всё моет. Без протеза мы на любое дерево залезем. Но мы привыкаем именно с протезом всё делать», — рассказывает родитель. Оксана в это время без протеза (его отдали на регулировку после очередного состязания) с легкостью берёт пластиковый стаканчик и наливает себе чай.

«С протезом она может не просто какие-то бытовые действия выполнять, — продолжает папа девочки. — Например, с подружками во дворе на скакалке прыгает. Просто брать её протезом удобнее, чем привязывать к руке».

Российские разработчики считают, что протез для ребёнка должен быть признаком сверхспособностей. Только так можно победить комплекс отсутствия конечности. «Это гаджет, это суперспособность, которая делает его превосходящим над остальным детьми. Мы приспосабливаем здесь огромное количество насадок — держатель для телефона, для пульта управления квадрокоптером, игрушечный фонарик. Все легко меняется», — рассказывает генеральный директор компании Can Touch Владимир Румянцев.

Компания занимается изготовлением частей для протезов «Моторики». Все они печатаются на трёхмерном принтере. Именно поэтому детские протезы очень лёгкие, могут быть разных цветов и с различными рисунками. В итоге устройство выглядит действительно как рука супергероя. При этом типовых деталей не бывает — каждый протез создаётся индивидуально в единственном экземпляре.

«Протез должен помогать человеку в повседневной жизни, чтобы он мог жить, как все здоровые люди. Нам с вами очень трудно представить, что мы не можем взять нож, ручку и тому подобное. Все эти задачи должны решаться этим протезом», — уверен Румянцев.

Прошлый век протезирования

Глядя на успехи юных участников «Кибатлона», Андрей Суконки испытывает чувство завситси. Он тоже сюда приехал посостязаться. И консервную банку смог открыть, и кусок батона протезом тоже отрезал. «Но такие упражнения требуют огромных усилий — рубашка оказалась мокрая от пота», — сетует Андрей.

Система управления двигателем протеза находится под мышкой второй руки. При нажатии на специальный тумблер искусственная кисть сжимается или разжимается. «Протез очень прочный, но всё-таки — это уже прошлый век. Будущее за новыми протезами, которые умеют делать всё. У меня всё мощно, надежно, я могу взять рюкзак в руку килограммов 8-10. Но по большому счёту это только механический процесс. Те же ребятки, не имея физической силы, с новыми протезами все действия прекрасно выполняют», — удивляется Андрей.

Рассказывает, что участие в «Кибатлоне» решил принять только, чтобы показать детям их превосходство. «И какой я для них конкурент? Скорее, просто как пример здесь. Они должны видеть, что они все могут, что они быстрее нас, они современнее»», — говорит мужчина.

Сложные простые вещи

© Алексей Коновалов / МОСЛЕНТА

Генеральный директор «Корпорации роботов», продюсер проекта «Робостанция» Игорь Никитин на открытии соревнований рассказал историю девятилетнего Даниила Яковлева из Саратова. Мальчик тоже принял участие в «Кибатлоне» со своим легким детским протезом. Но перед этим он тренировался целую неделю в специальном Роболагере. Наряду с другими здоровыми детьми он создавал своих роботов. И уже после соревнований заявил, что хочет в будущем стать инженером.

Сложные простые вещи

© Антон Белицкий / Коммерсантъ

«Для многих это очень непросто решиться на работу вместе с ребятами. Многим кажется, что другие чем-то лучше и у них будет получаться больше. У Дани всё отлично выходит, он создал прекрасных роботов. А участники сегодняшнего соревнования доказали нам, что можно прыгнуть выше своей головы», - уверен Никитин.

Вадик Ладони рассказал всем после соревнований, что хочет быть поваром, и даже уже научился самостоятельно варить макароны. Оксана Домрачева изъявила желание стать разработчиком протезов для людей с ограниченными возможностями. Организаторы соревнований уверены, что свои мечты дети смогут воплотить в жизнь.

«Наше будущее — за умным протезированием, за новым поколением бионических конечностей. И мы надеемся, что у людей с ограниченными возможностями этих ограничений будет всё меньше и меньше за счёт развития технологий. Очень отрадно, что в России есть кибернетические технологии, и они развиваются», — считает Никитин.