Опубликовано 26 октября 2015, 15:33

Как мы не заплатили 36 миллионов за каршеринг

Тест-драйв сервиса «Делимобиль» в боевых условиях
С сентября в Москве работает компания «Делимобиль», новый сервис поминутной аренды автомобиля. Ищешь на улице свободную машину, арендуешь с помощью смартфона и после поездки оставляешь, где удобно. Корреспондент МОСЛЕНТЫ протестировал, как на самом деле работает московский каршеринг.
Как мы не заплатили 36 миллионов за каршеринг
Егор Рогалев / МОСЛЕТА

С сентября в Москве работает компания «Делимобиль», новый сервис поминутной аренды автомобиля. Ищешь на улице свободную машину, арендуешь с помощью смартфона и после поездки оставляешь, где удобно. Корреспондент МОСЛЕНТЫ протестировал, как на самом деле работает московский каршеринг.

По описанию на сайте процесс регистрации в системе и сама аренда автомобиля выглядят просто. Регистрируешься, прикрепляешь номер банковской карты, с которой будут списываться деньги за аренду, загружаешь фотографию прав и паспорта. Служба безопасности тебя проверяет, потом приезжаешь в офис и подписываешь договор либо получаешь его с курьером — и все, можно пользоваться.

На деле же все намного сложней. Загружаешь документы на сайт, а он делает вид, что ничего не произошло, реакции никакой. С приложением в Android тоже ничего не получилось. На загрузку документов в систему ушло несколько дней и бессчетное количество попыток. Второй этап квеста — ожидание.

Через неделю, не выдержав пытки временем, позвонил в службу поддержки «Делимобиля» и поинтересовался, что с моими документами. Там мне сказали, что заявок очень много, и я обязательно получу сообщение, когда мои документы подготовят. Еще через неделю мне пришло долгожданное приглашение приехать в офис для подписания документов.

Центральный офис компании «Делимобиль» находится недалеко от Павелецкой. Ко мне вышел улыбчивый молодой человек в стильных очках — это руководитель отдела качества компании Артем Сергеев. Оказалось, что он лично встречает каждого нового клиента, ведь я не представлялся журналистом. Мы прошли в просторную переговорку, где я минут пятнадцать заполнял документы. Аншлага, тысяч желающих заключить договор, нет.

Теперь моя задача найти свободный автомобиль. Приложение в смартфоне показывает ближайший на Октябрьской. Спешу к метро, чтобы кто-нибудь не перехватил мою машину. Оказалось, что зря. Можно было бесплатно ее забронировать на двадцать минут. Но ничего, успеваю вовремя. Вот, он Hyundai Solaris седан, окрашенный в серый и оранжевый — цвета «Делимобиля».

За разряженный телефон можно не переживать: около прикуривателя торчат два провода, мини-USB и широкий слот для iPhone 4

По правилам, надо осмотреть автомобиль снаружи на предмет повреждений. Если они есть, то звонить диспетчеру и пересылать фотографии машины. В противном случае, порчу имущества могут «повесить» на меня. Вроде все чисто, жму «начать аренду», но приложение не срабатывает. Слишком низкая скорость мобильного интернета. Вот это поворот! Мучаюсь минут пять, все безрезультатно. В итоге прошу фотографа раздать мне вай-фай со своего телефона. У него другой оператор, сеть получше. До этого момента я думал, что самое страшное — это разряженный телефон, а оказалось, бывают штуки и пострашней.

После начала аренды приложение дает три минуты на осмотр автомобиля внутри. Салон очень приличный, видно, что машина новая. Жму окей, и начинается моя аренда. На экране телефона тикают секунды, тариф — пять рублей за минуту. До конца октября действует специальная акция, потом вернется обычная цена — 8,9 рубля в минуту.

Ключ уже в замке зажигания, но вынуть его нельзя. Завожу двигатель и выруливаю с парковки. Играет Comedy-радио, сразу меняю волну на «Серебряный дождь» и запоминаю ее на первой кнопке в качестве подарка следующим арендаторам. За разряженный телефон можно не переживать: около прикуривателя торчат два провода, мини-USB и широкий слот для iPhone 4. Странно, что нет шнура для пятого айфона.

Я сразу решил сменить одну машину на другую, чтобы лишний раз проверить, как работает система. Пока ехал на метро к этой машине, присмотрел еще одну на «Парке Культуры». Но после того, как началась аренда, все свободные автомобили с карты столицы пропали, остался только мой. Решил ехать по памяти. На удивление, нахожу его довольно быстро. Фирменный серо-оранжевый автомобиль стоит недалеко от метро на дублере Комсомольского проспекта. Торможу на платной парковке, для каршеринговых автомобилей стоянка, как мы знаем, бесплатная.

Аренда закончена, счет за поездку — сто рублей. Но есть нюанс: я забыл выйти...

Выключаю двигатель и жму кнопку «завершить аренду» в мобильном приложении. Выскакивает памятка: не забудьте заглушить двигатель, закрыть двери и поднять окна. Все так, жму кнопку подтверждения. Автомобиль весело бибикает, моргает аварийкой и закрывает центральный замок. Здорово, аренда закончена, счет за поездку — сто рублей. Но есть нюанс. Я забыл выйти. Не рискую открывать изнутри, мало ли тревога сработает, приедет наряд милиции. Арендую машину снова. На« Парке Культуры» с мобильным интернетом получше, не приходится обращаться за помощью к фотографу. Чтобы выйти из машины, я потратил еще десять рублей.

Иду ко второй машине «Делимобиля», попутно забронировав ее. Подхожу, осматриваю снаружи, все вроде хорошо, жму «начать аренду», автомобиль открывается. Внутри все не так чисто. Видно, что на заднем сидении ехал ребенок, который пачкал ногами спинку сидения водителя. Кроме того, в салоне забыли стеклянную бутылку из-под воды. Хочу поставить отметку о грязном салоне, но приложение «висит» и не реагирует на внешние раздражители. Аренда уже началась. Сажусь за руль, поворачиваю ключ, зажигание жужжит, мотор не заводится. Звоню в поддержку. Первый номер, который начинается на «8 800», не существует, звоню на обычный городской. Вежливый оператор Денис выслушал меня и разблокировал автомобиль. Теперь сработало, машина завелась.

Ощущение, как во время первых звонков по мобильному телефону. В начале нулевых абоненты очень остро чувствовали баланс счета

Зачем люди пользуются каршерингом? Ну, например, если надо добраться из центра города в торговый центр за МКАД. Общественным транспортом туда ехать неудобно. Так я и сделал. Но на полпути, на Метромосту машина самопроизвольно бибикнула и моргнула аварийкой. Признаться, это было довольно страшно. Тут же пришло сообщение на телефон: «Вы покинули пределы ТТК». Дело в том, что начинать и завершать аренду каршерингового автомобиля пока можно только в пределах Третьего транспортного, и система своевременно мне об этом напомнила.

Время от времени посматриваю на счетчик в приложении. Ощущение, как во время первых звонков по мобильному телефону. В начале нулевых абоненты очень остро чувствовали баланс счета. От таких мыслей неуютно, не могу расслабиться. И голод нарастает, а вот и заветная кафешка с выдачей заказов через окно прямо в автомобиль. Тестировать — так по полной. Обматываю еду в три слоя салфеток, кофе ставлю в подстаканник и начинаю очень аккуратный прием пищи по ходу движения. Навык есть за рулем — отличительная черта московского автомобилиста.

Бодрая музыка и горячая еда поднимают настроение, даже счетчик в приложении уже не напрягает. Вернее не напрягал то тех пор, пока я не обратил внимание на промежуточный расчет проездки — 36 131 756 рублей. Прописью: тридцать шесть миллионов сто тридцать одна тысяча семьсот пятьдесят шесть рублей за 85 минут поездки. Звоню в службу поддержки:

Как мы не заплатили 36 миллионов за каршеринг

© Скриншот: Владимир Еркович

— Здравствуйте, я еду на арендованной машине, и мне приложение показывает счет в 36 миллионов с мелочью. Я волнуюсь.

— Не волнуйтесь, — говорит мне специалист Ирина, — это ошибка приложения, вы уже такой не первый.

— Я бы не хотел, чтобы мне на карту навесили долг в несколько миллионов.

— Не обращайте внимания, у вас спишется сумма в соответствии с тарифом. Да и вряд ли у вас на карте будет столько денег, — успокоила меня девушка.

Слегка нервничая, я доехал до места назначения. Теперь надо перевести автомобиль в режим ожидания. В этом случае минута будет оцениваться в полтора рубля. Это удобно, если вы приехали в торговый центр, в гости или на работу и не хотите, чтобы кто-то другой арендовал вашу машину. На всякий случай забираю из салона все вещи, включая диск из магнитолы и пустую бутылку от прошлого арендатора. Перевести машину в режим удалось без проблем, машина посигналила, моргнула фарами и закрылась.

Они держат меня за кошелек, в буквальном смысле

Минут через десять я без проблем продолжил аренду, благо, связь здесь хорошая. Обратная дорога уже идет бодрее, пробок меньше. Решил оставить машину около Киевского вокзала. Но здесь меня ждал еще один квест — найти свободное парковочное место. Платные парковки все заняты, водители стоят преимущественно с нарушением правил: на тротуарах или на газонах. Еду по Бережковской набережной в поиске места. Снова проезжаю ТТК, вновь вздрагиваю от бибикания. Напрягает и то, что процесс поиска легальной парковки затягивается. Вот уж где прочувствуешь поговорку «время — деньги». Кое-как разворачиваюсь почти возле МГУ. Нельзя оставлять машину лишь бы где. Если ее увезут на эвакуаторе, то платить придется клиенту, то есть мне: «Делимобиль» просто спишет все расходы на эвакуацию и штраф с карты. Они держат меня за кошелек, в буквальном смысле. Кое-как нахожу свободное место напротив «Европейского». На этот раз не забываю выйти перед тем, как закончить аренду. Прощальный сигнал клаксона, мигание аварийки и все — машина ждет нового клиента.

В общей сложности я ездил около трех часов, со счета списали 965 рублей. Проехал около семидесяти километров. Если бы я ездил на своей машине, то на бензин потратил бы около двухсот рублей. Амортизацию принято считать примерно по стоимости бензина, то есть на личном транспорте такая поездка стоила бы мне около четырехсот рублей. Такси на три часа стоило бы несколько тысяч рублей.

Вообще, несмотря на недоработки, система каршеринга оставила приятное впечатление. Не надо заправляться, бензин уже включен в стоимость аренды, не надо платить за парковку. Не надо покупать машину в конце концов. Для редких поездок по городу можно пользоваться каршерингом и не выплачивать годами кредит за автомобиль, содержать который в большом городе становится все сложнее и дороже.

Впрочем, если коллектора за 36 миллионами все-таки пришлют, это может оказаться еще сложнее.