Опубликовано 18 ноября 2015, 13:05

Почему простаивает небо над Тверской

Какой опыт Москва может перенять у Бангкока
Идея московских властей использовать бангкокский опыт в организации дорожно-транспортной сети отнюдь не лишена смысла. Москве действительно есть что перенять у Бангкока. Вот только москвичам это едва ли понравится.

Идея московских властей использовать бангкокский опыт в организации дорожно-транспортной сети отнюдь не лишена смысла. Москве действительно есть что перенять у Бангкока. Вот только москвичам это едва ли понравится.

Если набрать в Google название столицы Таиланда, то первой же картинкой поисковик предложит изображение бангкокского надземного метро, или BTS Skytrain. В последние годы оно стало одним из символов современного Бангкока и позитивных перемен в транспортной сети города, так что желание московских властей перенять таиландский опыт вполне понятно. Остается лишь определиться с тем, что именно предлагается перенимать.

В час пик именно не знающие страха и правил дорожного движения мототаксисты обеспечивают хоть какую-то транспортную связность

Говоря, что Бангкок имеет с Москвой ряд схожих проблем городского развития, столичные власти проявляют завидную честность. Действительно, все города, придерживающиеся догоняющей модели развития транспортной инфраструктуры, имеют общие проблемы. В этом отношении Москва и Бангкок — близнецы-братья.

Skytrain — козырная карта, которую городская администрация может разыграть, когда уже сделано все прочее

Skytrain — козырная карта, которую городская администрация может разыграть, когда уже сделано все прочее

© Sakchai Lalit / AP Photo

Если посмотреть на карту Бангкока, то по расположению главных шоссе, линий метро и железнодорожных веток можно легко проследить очень знакомую историю развития. Некогда просторный проспект в какой-то момент становится тесным для транспорта, череда расширений лишь позволяет на время приблизить пропускную способность к реальному трафику. Метро ненадолго приносит облегчение, но и оно скоро достигает предела возможностей, а нагрузка все растет и растет. Парадокс об Ахиллесе и черепахе становится реальностью: пока власти пытаются поднять пропускную способность, объем трафика еще больше вырастает; пока Ахиллес пробегает метр, черепаха делает еще шаг вперед.

Настоящий Бангкок и десять лет назад, и сегодня — это город не «парящего метро», а машин, автобусов и бесчисленных такси на четырех, трех и двух колесах. В час пик именно не знающие страха и правил дорожного движения мототаксисты обеспечивают хоть какую-то транспортную связность. Ползущие в вечной пробке такси и лавирующие между ними мотоциклы – вот портрет реального Бангкока. Добавьте к этому жару под сорок градусов, влажность, надрывное гудение клаксонов, сизый туман выхлопных газов, запах жарящейся прямо на улице лапши, текущий по спине пот — и вы получите бангкокскую улицу. Причем если речь идет о центре, то сверху ее будет запечатывать эстакада легкого метро, появление которого и есть последняя попытка предотвратить коллапс.

Надземная линия Sukhumvit в Москве проходила бы примерно от «Петровско-Разумовской» до «Каширской», а Silom и вовсе целиком находилась бы в центре. Именно это и есть «бангкокское решение», обусловленное прагматическими соображениями, а отнюдь не попытка построить такое метро над просторами Саларьево и прочей Новой Москвы

У догоняющей модели развития имеется естественный ограничитель — рано или поздно пространство для маневра (в прямом и переносном смыслах) заканчивается и единственным выходом становится строить дорогу над дорогой. Это и есть Skytrain — козырная карта, которую городская администрация может разыграть, когда уже сделано все прочее. Эстакады BTS способны дотянуться до самых труднодоступных мест в районе плотной застройки, где все прочие решения уже испробованы, но все равно царит транспортный хаос.

Когда мы говорим о заимствовании бангкокской идеи «парящего метро», представлять себе нужно не красивые поезда, а бетонные эстакады. Причем именно в тех местах, где срочно нужен дополнительный транспорт, а не там, где эстакада никому не помешает и не испортит архитектурный облик. Именно такая концепция реализована в столице Таиланда.

«Простаивающее» небо над Тверской, Большой Ордынкой или проспектом Рамы I — это роскошь, которую город либо дарит своим жителям, либо нет

Надземная линия Sukhumvit в Москве проходила бы примерно от «Петровско-Разумовской» до «Каширской», а Silom и вовсе целиком находилась бы в центре. Именно это и есть «бангкокское решение», обусловленное прагматическими соображениями, а отнюдь не попытка построить такое метро над просторами Саларьево и прочей Новой Москвы. Такое у Бангкока позаимствовать не получится, потому что такого там просто нет. Да и нигде нет.

В условиях высокой плотности застройки и еще более высоких цен на землю «простаивающее» небо над Тверской, Большой Ордынкой или проспектом Рамы I — это роскошь, которую город либо дарит своим жителям, либо нет. Москва пока что дарит, но Азия славится своим прагматизмом, и было бы странно, если бы здесь позволили небу не работать, поэтому над проспектом имени основателя династии Чакри проносятся поезда, а чтобы увидеть облака, надо причудливо выворачивать шею. Но зато в час пик отсюда можно без проблем уехать на комфортабельном немецком поезде.