Опубликовано 13 ноября 2015, 00:01

Богов на дороге отлавливают незаметно

Как большие, но неприметные вежливые люди ищут и наказывают дорожных хамов
На улицах Москвы появились патрули-призраки — инспекторы ДПС на автомобилях без опознавательных знаков карают агрессивных водителей. Противников этой идеи МОСЛЕНТА не нашла — эксперты считают проблему актуальной. Правда, законодательной базы пока нет, наказать лихачей можно только за превышение скорости и нарушение правил перестроения.
Богов на дороге отлавливают незаметно
Алексей Мальгавко / РИА Новости

На улицах Москвы появились патрули-призраки — инспекторы ДПС на автомобилях без опознавательных знаков карают агрессивных водителей. Противников этой идеи МОСЛЕНТА не нашла — эксперты считают проблему актуальной. Правда, законодательной базы пока нет, наказать лихачей можно только за превышение скорости и нарушение правил перестроения.

В Москве формируется специальный батальон для борьбы с лихачами. И это первый за много лет серьезный шаг в борьбе с агрессивным вождением. В ГИБДД Москвы еще идет набор новых сотрудников, но первые патрули уже вышли на дежурство. Подробности обещают рассказать, когда процесс завершится, но уже сейчас известно, что в новый батальон возьмут не только сотрудников ДПС, но и бывших бойцов ОМОН и других подразделений особого назначения.

В конце октября, в интервью «Москве 24», глава столичного ГИБДД Виктор Коваленко сообщил, что конкурс высокий, берут не больше 10 процентов желающих. «Эти инспекторы будут настоящей гвардией на дороге, элитой», — пояснил он. Автомобили борцов с агрессивными водителями оснащают камерами, большинство машин — без опознавательных знаков.

Метромост — одно из любимых мест московских лихачей

Метромост — одно из любимых мест московских лихачей

© Илья Мордвинкин / ТАСС

Впрочем, наказать водителей пока можно будет только за превышение скорости или неправильное перестроение — термина «опасное» или «агрессивное» вождение в ПДД нет. Только в пункте 1.5 «Общих положений» указано: «Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда».

Но, по версии авторов правил, это переводится как: «Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения». Таким образом, правила призывают к «гармоничному взаимодействию» на дороге.

Правозащитники винят в авариях на Кутузовском отказ московских властей установить отбойник, сотрудники ГИБДД — водителей

Восполнить пробел законодатели пытаются не первый год. Сейчас МВД готовит для правительства РФ проект постановления об изменении правил, он выложен на сайте regulation.gov.ru. Согласно этому документу, опасное вождение это «невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты; несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдение бокового интервала; необоснованное резкое торможение; препятствование обгону». Штраф — от 500 до 5 000 рублей.

О необходимости введения новых штрафов в 2012-2013 годах говорили депутаты Госдумы, но их предложения отклонялись как раз из-за того, что понятие «агрессивное вождение» было четко не определено.

Разобраться с этим вопросом в апреле 2013 года требовал и премьер Дмитрий Медведев, он давал поручения Минюсту и МВД.

Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков — один из тех, кто давно выступал за такие патрули. «Это обычные машины с группой скрытого реагирования. В случае обнаружения агрессивно настроенных водителей, отморозков на дороге, с помощью этих групп можно пресечь административное нарушение и даже уголовное преступление. Потому что, по большей части, такой манерой езды обладают не простые смертные водители, а люди с криминальными наклонностями. Если эти машины будут останавливаться и проверяться, это улучшит не только дорожную безопасность, но и общую криминогенную обстановку».

Кстати, в МВД уже доложили: за несколько часов были выявлены 15 нарушений, один водитель числился в федеральном розыске.

Сейчас в правилах нет понятий «опасное» или «агрессивное» вождение

Сейчас в правилах нет понятий «опасное» или «агрессивное» вождение

© Александр Кряжев / РИА Новости

Вопрос прокомментировал и глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов. В интервью Сергею Доренко на радиостанции «Говорит Москва» он сказал, что сотрудники ГИБДД знают, где обычно ездят лихачи, и предупредил, что камеры могут выявлять такие нарушения. В качестве примера чиновник привел Кутузовский проспект, на котором и правда регулярно случаются аварии с тяжелыми последствиями с участием дорогих и быстрых автомобилей.

Правозащитники винят в этом отказ московских властей установить отбойники, сотрудники ГИБДД — водителей. Последняя катастрофа случилась в октябре — два человека погибли по вине водителя BMW M5, который ехал быстро и не справился с управлением. Правда, на ситуацию повлияло еще и то, что дорога была обработана шампунем.

Автомобиль, какая-нибудь «шестерка», начнет тормозить фуру. А если водитель остановился — все, делай с ним, что хочешь, убивай, забирай груз, закапывай рядом

Петр Шкуматов

координатор движения автомобилистов «Синие ведерки»

«В принципе, это хорошая практика, если речь идет о крупных городах. Дело в том, что люди при виде инспектора начинают вести себя гораздо осторожней и не нарушают, — говорит координатор движения автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Если люди думают, уверены, что в автомобильном потоке тоже может оказаться сотрудник — будут нарушать меньше. Это плюсы».

Зато минусы, уверен собеседник МОСЛЕНТЫ, серьезные — возможный рост бандитизма на дороге, если водители привыкнут к тому, что их имеет право остановить машина без опознавательных знаков. Поэтому инициатива не должна выходить за пределы городов, предупреждает эксперт: «Автомобиль, какая-нибудь «шестерка», начнет тормозить фуру. А если водитель остановился — все, делай с ним, что хочешь, убивай, забирай груз, закапывай рядом».

В Москве, отмечает Шкуматов, оценить актуальность и адекватность как проблемы, так и методов борьбы с ней практически невозможно — не существует данных о том, сколько человек пострадали или погибли на дороге из-за опасного вождения. «Есть заказ правительства: агрессивные водители это зло. До этого говорили про пьяных водителей. Никто не разбирается в сути вопроса. Соответственно, это поднятая правительством буря в стакане воды, пиар», — заключает координатор «Синих ведерок».

В Москве очень много дорогих машин и молодых парней за рулем, которые испытывают себя, свою машину и считают себя богами — особенно это чувствуется весной, когда высыхает асфальт

Мария Мельникова

организатор любительских гоночных серий

Борьба с агрессивным вождением — мировая практика, напоминает автомобильный эксперт, организатор любительских гоночных серий Мария Мельникова. Законодательство США предусматривает штраф до 2,5 тысячи долларов или лишение прав на полгода.

«В Европе это развито давно. Например, в той же Германии есть специальный номер телефона. Если человек агрессивно себя ведет, можно позвонить и сказать, что машина с таким-то номером вас напугала, и попросить принять меры, — рассказывает она. — А в Литве гражданские машины, и не просто гражданские машины, а например, гоночные Subaru, выдавали инспекторам и давали им возможность провоцировать водителей на нарушения. Если водитель поддавался, его останавливали».

В Москве, говорит эксперт, «очень много дорогих машин и молодых парней за рулем, которые испытывают себя, свою машину и считают себя богами — особенно это чувствуется весной, когда высыхает асфальт. Не думаю, что проблема актуальна зимой».

Варвара Усатова