Общественный транспорт Москвы - что быстрее
Протестировали МЦК, велосипеды, автобус, трамвай и метро. Выводы вас вряд ли порадуютМосковское центральное кольцо открылось полтора месяца назад. Система наземных маршрутов «Магистраль» заработала на позапрошлой неделе. А через неделю с улиц уберут прокатные велосипеды, успевшие завоевать популярность у жителей столицы. Как всё это влияет на мобильность горожан, разбирался корреспондент МОСЛЕНТЫ.
Даниловская мануфактура, где мы работаем, находится не в самом удобном для ежедневных поездок месте. Последние сотни метров от станции метро «Тульская» до бизнес-центра приходится преодолевать вдоль Варшавского шоссе под Третьим транспортным кольцом. Людей с водительскими правами это сподвигает постоять в пробке. «Бесправных» — поощряет экспериментировать с общественным транспортом.
Каждое утро я езжу на мануфактуру от «Университета». Путь не очень долгий, но у него есть неприятная особенность: его невозможно полностью проехать без пересадок. Появление новых видов городской мобильности только добавило вариантов: с автобуса можно пересесть на МЦК, с прокатного велосипеда — на трамвай. И все маршруты параллельны друг другу. В течение одной рабочей недели я пробовал доехать до редакции всеми возможными способами, чтобы понять, какой из них быстрее, комфортнее и дешевле.
Понедельник, велопрокат
-- минут — 150 рублей за абонемент
Солнце светит ярко, на улице сухо и холодно. Прекрасный день, чтобы поехать на работу на велосипеде. Вот и я решил в понедельник добраться до редакции, воспользовавшись городским велопрокатом.
Чтобы взять велосипед, нужно предварительно зарегистрироваться на сайте velobike.ru и оплатить абонемент на сутки (150 руб.), месяц (600 руб.) или сезон (1.200 руб.). Делать это лучше с компьютера, потому что при попытке внести деньги через мобильное приложение — каждый раз что-то не срабатывает. Ничего сверх абонемента платить не придётся, если вовремя возвращать велосипед на станцию каждые полчаса.
Рядом с Даниловской мануфактурой велостанций нет, ближайшая — у метро «Шаболовская». Так что я собирался бесплатно (если не учитывать стоимость абонемента) добраться туда, проехав семь километров. А дальше — на трамвае. При удачном стечении обстоятельств управился бы за 45 минут. Но всё пошло наперекосяк.
Велозамок на станции открывается при вводе пин-кода всего на несколько секунд. Если не успеть за это время выкатить велосипед из ячейки, его снова заблокирует. Так и произошло со мной. Пока раскладывал по карманам телефон, с которого списывал пин-код, и «Тройку», которая используется для авторизации, замок защёлкнуло. При попытке разблокировать велосипед повторно система выдала отказ, то же самое происходило с другими велосипедами на станции.
По телефону техподдержки в половине десятого утра вместо голоса оператора, удалось только усышать приятную музыку автоответчика. На соседней станции проката та же история — отказ.
Понедельник, МЦК
33 минуты — 94 рубля за три поездки по «Тройке» или 49 рублей за карту «90 минут»
Не оставалось ни единой надежды успеть вовремя на работу после проволочки с прокатом. Так что я решил исследовать другой модный элемент структуры городской мобильности — Московское центральное кольцо. С 11 октября проезд по нему стал платным, так что пришлось потратиться на билет. Но сначала нужно было добраться до ближайшей станции на автобусе.
В общественном транспорте и даже на некоторых билбордах москвичам сообщают о появлении новой системы маршрутов «Магистраль». А это значит, что в городе поменяли и перетасовали маршруты троллейбусов и автобусов. Перемены коснулись преимущественно центра, но из него автобусы и троллейбусы уходят по новым линиям далеко вглубь районов.
Так, на Ленинском проспекте после «Магистрали» пять троллейбусных маршрутов объединили в один, но зато добавили больше автобусных. На одном из них я и доехал до МЦК. Дорога заняла не больше 10 минут.
После пересадки на «Ласточку» 15 минут ушли на поездку до расположенной на Варшавском шоссе станции МЦК с «рабочим» названием «Верхние котлы». И дополнительно — две остановки на трамвае, и вот они, родные красные кирпичи Хипстерштрассе.
Путь от дома до работы занял 33 минуты 28 секунд. Средняя скорость на трёх видах общественного транспорта (автобус-МЦК-трамвай) — 8,9 км/ч. Если бы не инцидент с велопрокатом, на работу не опоздал бы.
Вторник, автобус
42 минуты — 62 рубля за две поездки по «Тройке» или 49 рублей за карту «90 минут».
Вдохновившись тем, что после «Магистрали» на Ленинском прибавилось автобусов, я решил проехать на одном из них большую часть пути. А дальше — прямиком до мануфактуры на трамвае от станции метро «Октябрьская». Рядом с ней находится депо.
Ждать автобуса пришлось всего три минуты, причём вместе приехали сразу два экспресса. Теперь по утрам по проспекту их пускают парами, но свободное место в салонах найти всё равно проблематично. Покрыв по земле расстояние, равное четырём станциям метро, я дошёл до трамвайной остановки у депо и застрял.
Депо имени Апакова обслуживает один из самых длинных и популярных трамвайных маршрутов Москвы — от Шаболовской через Новые Черёмушки до Университета. По этому маршруту ходит чуть не вдвое больше вагонов (так трамваи называют их водители), чем по всем остальным. И пока я дождался своего вагона, пришлось почти 15 минут мёрзнуть на ветру и тщетно пытаться согреться под лучами скудного октябрьского солнца.
«Яндекс.Транспорт» в такой ситуации тоже не поможет. Считать, через сколько минут машина выйдет на маршрут из депо, программа пока не научилась.
На ожидание ушло примерно столько же времени, сколько на каждый участок пути. Так что при определённом везении общее время могло быть гораздо лучше. А так 42 минуты 14 секунд на двух видах общественного транспорта с рекордной средней скоростью 16,7 км/ч. Рекорд удалось установить благодаряу экспресс-автобусы, который теперь тормозит не на всех остановках Ленинского проспекта. Но путь в целом получился длиннее на пару километров, и неудачная пересадка у депо подпортила общее время.
Среда, метро
59 минут — 63 рубля за подземный и наземный билет по «Тройке» или 49 рублей за «90 минут»
Путь на старом добром метро оказался самым долгим. Во-первых, станция метро находится от дома намного дальше, чем любая остановка наземного транспорта. Во-вторых, чтобы попасть с красной ветки («Университет») на серую («Тульская»), пришлось делать пересадку в центре. Именно для таких целей и построили МЦК. В данном случае кольцо оправдало бы свою функцию. А так дорога в подземке заняла почти вдвое больше времени, нежели путь на МЦК.
С учётом пересадки и дороги до метро, в среду я поставил сразу два антирекорда: по времени — 59 минут 45 секунд и по скорости — 6,1 км/ч. Единственное преимущество у этого вида транспорта — надёжность. Вся трамвайная линия может встать при одном ДТП, на дороге может образоваться пробка, велосипеды с ближайших станций проката могут разобрать, а метро, станций которого не в пример больше, чем остановок МЦК, до нужного места в любом случае довезёт. Пусть и небыстро.
Четверг, трамвай
33 минуты — 62 рубля за два наземных билета или 49 рублей за карту «90 минут»
От Черёмушкинского рынка, рядом с которым мне приходится ночевать, до Даниловского, возле которого посчастливилось работать, проходят трамвайные пути. Но в одном вагоне проехать весь путь от дома до работы невозможно — приходится делать пересадку. Даже несмотря на это, трамвай оказался самым приятным средством передвижения. Пересадка происходит на одной и той же остановке, в вагоне хорошо топят.
Из минусов — разве что тёплое ламповое покачивание вагона, при котором иногда абсолютно невозможно читать. Ну, и рывки — транспорт на электрическом ходу разгоняется быстрее, чем машины с двигателем внутреннего сгорания. Если за рулём неопытный водитель, трамвай при старте ощутимо дёргает. Но если сесть лицом в сторону движения и смотреть в окно, а не в книгу, это не так заметно.
Дорога на трамвае с одной переменой транспорта заняла на шесть секунд больше, чем поездка на МЦК с двумя — 33 минуты 34 секунды. К тому же стоил проезд меньше — всего 62 рублей за две поездки на наземном транспорте. А вот скорость оказалась выше 14,4 км/ч. Неопытный водитель отрывался не только на старте, но и в пути.
Трамвай — практически идеальный городской транспорт, если не считать нестабильность его работы. Где это возможно, трамвайные пути поднимают над проезжей частью, чтобы водители машин не пересекали их. Но на разворотах и перекрёстках уровень рельсов и проезжей части уравнивают. И если в таком месте происходит ДТП, все трамваи на линии выстраиваются в очередь перед местом аварии. Пока машины не осмотрят и не растащат, вагоны будут стоять. Сколько это займёт времени, сказать точно нельзя. Так что приходится или ждать и опаздывать на работу, или искать другой транспорт и в результате всё равно опаздывать.
Пятница, снова велопрокат
42 минуты — 181 рубль за абонемент и билет на трамвай
Эксперимент есть эксперимент, так что в пятницу я заставил себя снова попытаться доехать до работы на велосипеде. На этот раз всё получилось — я успел выдернуть велосипед из ячейки сразу после разблокировки.
Приезжать на работу взмыленным не хотелось, поэтому я спокойно крутил педали и ехал по тротуару. Тут у тяжёлых прокатных велосипедов с широкими шинами есть явное преимущество перед модными шоссейниками с низкопрофильной резиной — практические любые бордюры берут сходу.
Вся дорога (вместе с пересадкой на трамвай до мануфактуры) заняла 42 минуты — после двадцатой я на всякий случай притормозил у станции велопроката и «перезагрузил» поездку, чтобы не платить по тарифу. Ехать на велосипеде без особого напряга удалось со скоростью 15 км/ч — неплохой результат для общественного транспорта в целом.
Можно было бы и на проезжую часть выехать, тогда скорость с потоком машин была бы выше. Тем более, что с прошлого года это уже не так страшно делать. Велосипедистам разрешили ездить по выделенным полосам для общественного транспорта. Да и в целом автолюбители попривыкли к наличию на дороге двухколёсных транспортных средств без двигателя.
Разницы никакой
Есть в Москве люди, рядом с чьими домами открылось МЦК. Кого-то после введения «Магистрали» прямо до работы довозит один автобус. Но, конечно, остались и те, кто всё ещё верен подземке.
Ну, а для всех остальных жителей внутренней стороны МКАДа разницы в том, каким транспортом пользоваться, практически нет. Разница между худшим и лучшим временем у меня составила 26 минут. Многие пешеходы закладывают и побольше минут на случай, если в дороге придётся задержаться. Цены на билеты тоже не показатель — всегда можно взять абонемент, по которому стоимость будет гораздо ниже единовременных поездок.
Ну, и ещё один момент — это скорость. На вылетных магистралях, конечно, можно разогнаться, но на нормальных городских улицах, где комфортно не только автомобилисту, но и пешеходу, скорость падает у всех, кроме, пожалуй, велосипедистов. В центре концентрация общественного транспорта столь высокая, что все его виды становятся полностью взаимозаменяемы.