Опубликовано 23 августа 2016, 14:50

Это не шутки: забудьте про маршрутки

Соцсети отгремели, власти корректируют движение транспорта
Неделя прошла с начала основного этапа программы по реформированию городских маршруток. С 15 августа все старые микроавтобусы заменили новыми, синими. Ходят они строго по расписанию, принимают любые проездные и, главное, - отвечают всем требованиям безопасности. Существенный минус - маршрутов стало меньше. Те, кого изменения коснулись, забурлили возмущёнными постами. Власти столицы призывают не драматизировать: с линий исчезли лишь маршрутки, дублирующие автобусы, а реформа направлена на повышение безопасности пассажиров.
Это не шутки: забудьте про маршрутки
Кристине Папян / МОСЛЕНТА

С начала основного этапа программы по реформированию городских маршруток прошло восемь дней. 15 августа все старые микроавтобусы были объявлены вне закона, лицензии у компаний отозвали, и фактически заменили на новые, синие. Ходят они по расписанию, принимают любые проездные (точнее — не принимают наличные) и, что по версии властей главное, — отвечают всем требованиям безопасности. Огромный минус — маршрутов стало существенно меньше. Те, кого изменения коснулись, забурлили возмущёнными постами. Власти столицы призывают не драматизировать: с линий исчезли лишь маршрутки, дублирующие автобусы, а реформа направлена на повышение безопасности пассажиров.

Первые дни реформы дезориентировали некоторых пассажиров, которые теперь не могут попросить об остановке в любом месте или сесть в транспорт там, где делали это раньше. Однако больше всего претензий касается самих маршрутов и увеличившегося времени в пути.

Общественное мнение

«До реформы была распространена ситуация, когда один маршрут обслуживало несколько перевозчиков, при этом часть из них работала совершенно нелегально. Такие перевозчики зачастую самовольно выбирали направление, на котором будут работать, поэтому их маршруты возникали стихийно и действовали до тех пор, пока это было выгодно нелегальной транспортной компании», — говорят в департаменте транспорта.

Теперь качество обслуживания маршрутов контролируют специальные рабочие группы, в которые входят городские ведомства и представители перевозчиков. На совещаниях обсуждают возможные корректировки маршрутов — изменения трассы следования и расписания. В настоящий момент решается вопрос о строительстве девяти остановок на новых маршрутах. В основном же будут использоваться привычные остановочные пункты для «Мосгортранса».

Пока реформа не затронула только Зеленоград и «новую Москву». По плану число автобусов в городе увеличится к концу года, а маршрутная сеть ещё будет корректироваться с учётом мнения пассажиров. Со всеми предложениями просят обращаться в контакт-центр «Московский транспорт» по телефону 3210 (с мобильных) и 8 (495) 539-54-54 (с городского).

Однако горожане оставляют возмущение в беседах на остановках и соцсетях. Таких постов, надо сказать, относительно немного, но некоторые называют случившееся чуть ли не Апокалипсисом.

Точечные возмущения

Подготовка к реформе наземного транспорта в Москве началась ещё четыре года назад, когда постепенно начало сокращаться количество коммерческих маршрутов. Несмотря на это, далеко не все горожане оказались готовыми к таким переменам.

Судя по сообщениям в соцсетях, изменения больше всего коснулись жителей отдалённых районов. «Вчерашняя очередь из 89 человек (не поленилась, подсчитала) у метро Царицыно, штурмовавшая в 10 вечера городской автобус», — написала, например, в Facebook Анна Пустякова.

Мы посмотрели, как обстоят дела в Царицыне. Как оказалось, там реформе подчинились не все: около автобусных остановок стоят маршрутки старого образца — обычные белые микроавтобусы. Рядом мужчина на ломаном русском предлагает всем прохожим воспользоваться услугами незаконного перевозчика. Несколько людей клюнули на «всего 35 рублей», но потом вышли, не дождавшись отправления — ведь водители не трогаются, пока в салоне не останется пустых мест.

Четверо из пяти опрошенных около остановки говорят, что не заметили сокращения числа маршруток. Только одна женщина высказала недовольство тем, что раньше могла доехать до дома за семь минут, а теперь на дорогу нужно полчаса — разрешённая остановка довольно далеко.

Всё ещё работают старые маршрутки и на «Петровско-Разумовской». Но там немного «жарче»: здесь оказались закрыты 11 маршрутов, пользовавшихся большой популярностью у горожан. И даже спустя неделю пассажиры громко возмущаются. Доходило до того, что вместо одного представителя «Организатора перевозок» на дежурство выходили по двое, дежурили наряды полиции, и здесь даже начали собирать письменные жалобы.

Первые меры

С учётом пожеланий москвичей 30 маршрутов наземного транспорта заранее перешли на осенний график работы: увеличилось количество рейсов и число подвижного состава, в два раза сократились интервалы движения в утренний и вечерний часы пик. Для удобства пассажиров продлены трассы некоторых маршрутов.

«Сегодня мы можем оперативно увеличивать число рейсов, реагируя также и на пожелания москвичей. Такая возможность есть и у частных компаний, работающих по реформе наземного транспорта. Увеличение количество рейсов заложено в заключённых с коммерческими перевозчиками госконтрактах», — сообщил руководитель департамента транспорта Максим Ликсутов.

Власти обещают, что оптимизация работы наземного городского транспорта продолжится — изменения коснутся и других маршрутов. «Наш город — это постоянно развивающийся мегаполис. Каждый день открываются новые места притяжения горожан: магазины, культурные и социальные объекты — в ежедневном режиме мы следим за любыми изменениями, и за 2-3 дня реагируем на пожелания и обращения москвичей. Вместе мы делаем наш городской транспорт самым удобным способом передвижения», — добавил Ликсутов.

Это не шутки: забудьте про маршрутки

© Елена Богданович / МОСЛЕНТА

Всего для работы по новым стандартам коммерческие перевозчики инвестировали в транспортный комплекс Москвы 10 млрд рублей. Для работы на линиях закуплено почти 2.000 комфортабельных автобусов трёх видов. На самых загруженных маршрутах работают машины большой и средней вместимости (85 и 40 посадочных со стоячими местами), с аппарелями для маломобильных граждан и пассажиров с колясками. Остались и маленькие маршрутки, на 19 пассажиров, — но отныне в них нельзя ездить стоя. За нарушение водителю может даже грозить увольнение.

В целом, по отчётам транспортного комплекса столицы, суммарное количество мест для пассажиров наземного транспорта столицы выросло на 30%. С учётом обновления парка «Мосгортранса» до конца года в столице появится более 2.500 новых автобусов. Кроме того, легальные маршрутки начали отображаться в приложении «Яндекс.Транспорт».

Маршруток старого формата в городе быть не должно с 15 августа. Однако они есть. Сегодня белые автобусы были замечены и на юге, и на севере Москвы. Представители «Организатора перевозок» на остановках говорят, что с ними разбирается полиция. При этом в городском главке МВД нам пояснили, что борются с «нелегалами», которые нарушают ПДД или работают без лицензии. А вот про прицельную работу с «не синими транспортными средствами» полицейские не знают — вроде как этот вопрос регулирует транспортный комплекс Москвы.

Суть реформы

Два года назад столичные чиновники назвали маршрутки самым травматичным транспортом города. По их данным, ежегодно 20 их пассажиров погибают в ДТП, ещё более 200 получают травмы. Такая статистика и стала причиной разработки новой модели управления коммерческими перевозчиками. Она заработала на прошлой неделе, и теперь ситуация должна измениться.

В 2015 году все городские маршруты были разыграны на открытых электронных аукционах, в которых победили восемь транспортных компаний. Именно с ними заключены государственные контракты на пять лет. Эти перевозчики будут обслуживать 211 маршрутов (из более 400 существовавших ранее). Остальные ликвидированы, потому что признаны дублирующими автобусы, троллейбусы или трамваи. То есть число перевозчиков сократилось примерно в десять раз, а маршрутов стало меньше вдвое.

Это не шутки: забудьте про маршрутки

© Елена Богданович / МОСЛЕНТА

Работать на маршрутах теперь будут только те компании, чей транспорт соответствует техническому заданию, то есть требованиям властей. Если раньше перевозчик сам собирал деньги и устанавливал цену (исходя из рыночной), то отныне оплата проезда осуществляется по единому тарифу. Для этого в салоне установлен валидатор, как и в любом другом наземном транспорте. Таким образом, проехать можно по «Тройке», единому, ТАТ или социальной карте.

Новая система должна порадовать льготников — для них проезд и на частном транспорте теперь бесплатный. Как подсчитали в Дептрансе, с начала реформы коммерческие автобусы перевезли 10 млн пенсионеров, ветеранов и других льготников.

Найти новые маршрутки просто: они ярко-синего цвета с эмблемой «Московский транспорт» на борту. Обязательные условия для коммерческих микроавтобусов — кондиционер, датчик задымления, видеонаблюдение, а также голосовое оповещение об остановках и табло с бегущей строкой.

Нужно время

Ликсутов считает маршрутки пережитком прошлого. В интервью «Российской газете» он в очередной раз подчеркнул, что новая схема движения общественного транспорта не привела к отмене никаких маршрутов — исчезло лишь дублирование на ряде из них.

Вице-мэр считает, что людям потребуется время, чтобы привыкнуть к новой схеме движения городского наземного транспорта. Однако он уверен, что это произойдёт довольно быстро.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин с ним согласен. В беседе с корреспондентом ТАСС он подтвердил, что ему как члену Общественной палаты Москвы приходят жалобы на то, что маршрутки теперь не ходят вообще или ходят с большими интервалами.

Это не шутки: забудьте про маршрутки

© Кристине Папян / МОСЛЕНТА

«Это означает две вещи, — считает Михаил Блинкин. — Первая: где-то московские транспортные планировщики не доработали, но поскольку процесс находится на личном контроле у мэра, то эти упущения будут навёрстаны в течение достаточно короткого срока. Думаю, хватит нескольких недель. А вот вторая гораздо интереснее: частные перевозчики, не готовые работать по новым правилам, прилагают большие усилия, чтобы сорвать реформу. У неё много противников, потому что мелким бизнесменам эти новые правила невыгодны. Они прикладывают все усилия, чтобы саботировать нововведения».

Кроме того, люди пока не обратили внимание на экономическую составляющую реформы, говорит руководитель направления «Общественный транспорт» экспертного центра Probok.Net Александр Чекмарев. «Вероятно, есть целые группы людей, которым было удобно платить наличными и не вникать в особенности системы городских проездных билетов, но очень скоро люди поймут, что куда удобнее пользоваться фиксированными тарифами. Да и приложить карту к валидатору куда проще, чем ждать сдачу с 5-тысячной купюры», — отметил он.

Понять нужно и то, что возмущаться в соцсетях не имеет смысла. Для этого есть конкретный телефон. Ещё раз: 3210 (с мобильных) и 8 (495) 539-54-54 (с городского).

Минутка ностальгии

С началом реформы пользователи соцсетей не только выражают негодование, но и вспоминают забавные случаи, которые уже не должны повториться.

От редактора

Нам в очередной раз доказали, что реформа — это хорошо, а её критика — это проплаченные мелкими бизнесменами заказные материалы и посты в соцсетях. При этом чиновники уже даже и не вспоминают о том, что о критической дате 15 августа никто не объявил, и москвичи оказались просто не готовы к тому, что за наше счастье опять началась борьба не на жизнь, а на смерть. Причём, как обычно, без предупреждения. За это, видимо, наказание никто не понесёт.

Пока же хочется вспомнить золотое правило хорошего чиновника: «хороша та власть, существование которой рядовые граждане не замечают».

Москвичи же городскую власть замечают регулярно.