Опубликовано 27 сентября 2016, 15:05

Нелегальным маршруткам перекрывают пути

Москва и область будут контролировать межрегиональный наземный транспорт
Всё идёт к тому, что маршруток в привычном нам понимании скоро не останется в Москве. Власти заделывают все «дыры», которые остались после первого постановления о новой схеме работы наземного транспорта. Хотя владельцы старых микроавтобусов уверены, что ещё могут отмотать назад.
Нелегальным маршруткам перекрывают пути
Гусева Евгения / Комсомольская правда / PhotoXPress.ru

Всё идёт к тому, что маршруток в привычном нам понимании скоро не останется в Москве. Власти заделывают все «дыры», которые остались после первого постановления о новой схеме работы наземного транспорта. Хотя владельцы старых микроавтобусов уверены, что ещё могут отмотать назад.

Лавочку прикроют

После 15 августа в московском городском реестре осталось всего 37 маршрутов с микроавтобусами старого формата. Таких, которые могут останавливаться в любом разрешённом месте и самостоятельно устанавливать тарифы. Все они обслуживают территорию Зеленограда и Новой Москвы. Внутри же МКАД старые микроавтобусы объявлены вне закона, и фактически их заменили на новые, синие. Ходят они по расписанию, пассажиров высаживают только на оборудованных остановках, принимают любые проездные (точнее, не принимают наличные) и, что по версии властей главное, — отвечают всем требованиям безопасности.

Однако на деле старых (в прямом и переносном смысле) маршруток в городе осталось гораздо больше. И они даже нашли способ «легализовать» свою работу. Технология такая: московские остановки — это формально лишь промежуточные пункты, а начинается маршрут в области или Новой Москве, до которых реформа пока не дошла. При этом микроавтобусы ездят привычными дорогами, и минус только один — за проезд по выделенной полосе их штрафуют.

Нелегальным маршруткам перекрывают пути

© Кристине Папян / МОСЛЕНТА

Это не осталось без внимания властей. В августе правительства Москвы и Московской области подписали соглашение об организации регулярных пассажирских перевозок между двумя регионами и сформировали единый реестр законно действующих маршрутов.

Для начала согласованы 164 маршрута между Москвой и областью. Для каждого определён оптимальный подвижной состав, который необходимо выпустить на линии, интервалы движения, а также график работы. После согласования маршрутов один из регионов может сразу объявлять конкурс на их обслуживание, сообщили в транспортном департаменте столицы. Но пока на госзакупках соответствующего лота нет.

«Все эти маршруты предназначены для обеспечения транспортной доступности крупных микрорайонов и новых жилищных комплексов области со столицей. Установление новых маршрутов позволит решить проблему по транспортной доступности, например, таких ЖК как „Московские Водники“, Мортонград „Путилково“, „Новое Домодедово“, „Бутово Парк 1 и 2“, „Люберцы–2015“. Подписанное соглашение позволяет при необходимости оперативно поменять любые параметры перевозок», – отметил министр транспорта Московской области Михаил Олейник.

А ещё уже к концу этого года или началу 2017-го синие маршрутки появятся в Зеленограде и в Новой Москвы. Пока карты с маршрутами передвижения на этих территориях только составляются.

Наказательные меры

Городские маршруты были разыграны на открытых электронных аукционах ещё в 2015 году. Победили восемь транспортных компаний (до этого их было 58), с которыми заключены государственные контракты на пять лет. Эти перевозчики будут обслуживать 211 маршрутов (из более чем 400 существовавших ранее) на новеньких синих Ford и Iveco. Они оборудованы камерами наблюдения, валидаторами, электронным табло с бегущей строкой, информирующей о главном: времени и температуре, как за бортом, так и в салоне.

Как бы хороши ни были новые микроавтобусы, их пока явно не хватает. Статистика неумолима: ежедневно услугами коммерческих перевозчиков пользуются около 800 тысяч человек. Поэтому некоторые частники всё ещё выезжают в город, чтобы и москвичам помочь, и себя не забыть. Правда, велика вероятность, что скоро они совсем исчезнут, ведь маршруты добавляются, корректируются и, кажется, делаются удобнее.

Единственный способ борьбы с нелегалами — штрафы и лишение транспортных средств. Примерно за месяц в Москве изъяли около трёх тысяч нелегальных маршруток у их владельцев. За нарушение транспортного законодательства было решено отправить микроавтобусы на спецстоянки.

Федеральное законодательство запрещает нелегальным перевозчикам эксплуатировать транспортное средство и позволяет его изъять до вынесения судом постановления об административном правонарушении. Вернуть микроавтобусы можно — через суд, но не ранее, чем через два месяца после ареста.

Всего за день выявляют от 10 до 25 нарушителей. На них накладывают штраф до 300 тысяч рублей.

И вас вылечат

Водителям, у которых есть разрешение на работу по новомым порядкам, тоже приходится непросто. За нарушение скоростного режима в столице уже уволили 20 из них и 77 оштрафовали за невыдачу билетов пассажирам.

Дело в том, что в контрактах, которые город заключил с коммерческими перевозчиками, отдельно указано, что водители не имеют права нарушать скоростной режим. И за этим пристально следят. Весь транспорт оборудован системой ГЛОНАСС, которая автоматически передаёт данные в информационную систему ЦОДД. Сотрудники Центра анализируют скорость автобусов и следят за соблюдением интервалов движения.

Нелегальным маршруткам перекрывают пути

© Кристине Папян / МОСЛЕНТА

Приходится бороться и с менталитетом водителей, который привыкли брать деньги за проезд. Наказание за это нарушение согласно статье 10.2 городского КоАП составляет от 300 до тысячи рублей. Сами перевозчики по условиям госконтракта получают за это штрафные баллы, что в итоге сказывается на оплате их услуг со стороны города.

Требования к водителям нового образца не ограничиваются отказом от приёма наличных. Они должны обязательно быть пристёгнуты ремнями безопасности, не включать громко музыку, и что важно – быть здоровым.

За соломенку

После публикации приказа Дептранса об отмене около 300 маршрутов десять частных перевозчиков (работавших на них), подали в суд, посчитав, что при проведении тендера в Москве не соблюдены положения федерального закона. Иск в отношении департамента составлялся под эгидой Московского транспортного союза. Руководитель организации Юрий Свешников, который принимал участие в подготовке Федерального Закона «Об организации регулярных перевозок», пояснил, что приказ о закрытии маршрутов в столице не соответствует по меньшей мере двум статьям ФЗ: 39-й и 17-й. «Там говорится, что наряду с маршрутами с регулируемыми тарифами органы власти субъектов РФ устанавливают и маршруты с нерегулируемыми», — отметил он.

Первое заседание состоялось 16 сентября. Частные перевозчики суд проиграли. Но останавливаться на этом истцы не намерены и готовят апелляцию.

По словам Свешникова, от Московского арбитражного суда он и не ждал другого решения. «Во всех остальных судах Российской Федерации мы практически с первого раза выигрываем в судах первой инстанции. В Москве это не происходит никогда», - рассказал глава транспортного союза. Он уточнил, что истцы будут обращаться дальше, вплоть до Верховного суда Российской Федерации. «Это начало большой борьбы», — заключил собеседник МОСЛЕНТЫ.