Куда поедет МКЖД
Девять месяцев осталось до запуска железнодорожного кольца МосквыНа схемы московского метрополитена нанесли Малое кольцо Московской железной дороги, которая начнет работать осенью этого года. МОСЛЕНТА разобралась, как будет функционировать наземное метро и откуда оно появилось.
Век назад
История МКЖД началась в конце XIX века, когда Москва стала крупнейшим железнодорожным узлом Российской империи, объединяющим десять направлений железной дороги, и транзитной точкой для грузов со всех концов страны. В это время столица впервые столкнулась с транспортным коллапсом: улицы заполонили ломовые извозчики, перевозившие товары с вокзала на вокзал, в городской тесноте регулярно возникали заторы.
Идею строительства окружной железной дороги, которая связала бы радиальные направления и разгрузила столичные улицы, предлагали купцы и фабриканты, а промышленник Федор Чижов даже подсчитал, что она сможет заменить до 30 тысяч извозчиков. При поддержке министра финансов Сергея Витте в 1897 году строительство окружной железной дороги было признано желательным Николаем II.
В конкурсе на лучший проект победил вариант инженера Петра Рашевского, подразумевавший создание двухпутного железнодорожного кольца длиной около 54 километров, предназначенного как для грузовых, так и для пассажирских перевозок. На титульном листе проекта император написал: «Дорога должна иметь сообразный первопрестольной столице вид», — несмотря на то, что фактически она проходила за чертой города. В 1903 году началось строительство двухколейки, а в 1908 году по ней пустили первый поезд.
Окружная железная дорога выполнила свою главную задачу — решила проблему перевозки товаров и сырья, ускорив грузооборот в несколько раз. Она быстро обросла подъездными ветками к промышленным предприятиям, но популярностью у пассажиров не пользовалась: вначале москвичей отпугивали слишком высокие тарифы, а уже при советской власти было налажено автобусное и троллейбусное сообщение с районами, где проходила железная дорога. В 1934 году пассажирское движение по ней было закрыто.
Возобновить его собирались несколько раз еще в советские годы, о чем напоминает неработающий выход в центре станции «Ленинский проспект». Но тогда поток грузоперевозок по дороге был слишком велик, а старые мосты с низкими порталами мешали перевести ее на электрическую тягу. Теперь, когда окружная железная дорога оказалась близко к центру Москвы, большинство крупных предприятий либо закрылись, либо были переведены за границы города, а на их месте возводятся жилые дома и офисные центры, столичные власти вернулись к прежним планам. В 2011 году было решено интегрировать дорогу в транспортную сеть столицы — так и появился проект МКЖД.
Три кольца московского метро
Обновленная окружная железная дорога станет полноценным легким метро и дополнит столичную подземку. С 17 из 31 станции можно будет быстро попасть в метрополитен: они либо связаны друг с другом переходами, либо находятся в пешей доступности. Руководитель столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов обещал, что пересадка будет занимать не больше восьми минут.
МКЖД должна снизить нагрузку на Кольцевую линию метрополитена на 15 процентов. Эту же задачу решает третий пересадочный контур, первый участок которого (от «Делового центра» до «Петровского парка» с переходом на «Динамо») также запустят в этом году. Так называемое большое кольцо метрополитена включит в себя короткую Каховскую линию и пройдет южнее, чем МКЖД. Вместе они образуют что-то вроде восьмерки, имеющей два пересечения — на станциях метро «Полежаевская» и «Нижегородская улица» (будущая станция новой Кожуховской линии).
Пересадка с Малого кольца железной дороги и обратно будет бесплатной — как на монорельсе. На входах на станции установят такие же турникеты, как в метрополитене, оплатить проезд можно картой «Тройка» и другими билетами, в том числе льготными.
«Легкое метро» тесно связано и с наземным транспортом: на всех станциях будут построены транспортно-пересадочные узлы. К запуску движения по МКЖД разработано более 30 новых автобусных маршрутов. Исторически обусловленные пересечения МКЖД с железнодорожной сетью позволили предусмотреть 10 пересадок на девять радиальных направлений. Это поможет снизить пассажиропоток на столичных вокзалах: у жителей Подмосковья не будет нужды доезжать до центра города, чтобы спуститься в метро. Так, Курский и Ярославский вокзалы разгрузятся на 40 процентов.
На треть быстрее
Инфраструктура МКЖД рассчитана на 300 миллионов пассажиров ежегодно. Планируется, что уже в конце года городскими электричками смогут пользоваться более 400 тысяч человек в день. Основной поток будет пересаживаться с автобусов, метро и пригородных электричек, а для нескольких миллионов москвичей МКЖД станет ближайшим к дому видом транспорта. Дизайн всех платформ типовой, за исключением четырех — «Сити», «Кутузово», «Лужники» и подземной «Площади Гагарина». Малое кольцо будут обслуживать до 100 пар поездов, состоящих из пяти вагонов. Каждый состав вмещает 1 250 пассажиров, оборудован креплениями для велосипедов, Wi-Fi, системой климат-контроля и видеонаблюдения и приспособлен для маломобильных граждан. В дальнейшем число вагонов может быть увеличено до десяти.
Малое кольцо будет работать по графику метро, но ждать поезда придется дольше — 6 минут в час пик и до 15 минут в менее загруженное время. Но даже с такими интервалами МКЖД должна уменьшить среднее время поездки по Москве на 20 минут. По словам генерального директора МКЖД Алексея Зотова, при необходимости составы будут ходить каждые две-три минуты.
В тестовом режиме движение по линии запустят в апреле, а 2 сентября по ней проедет первый поезд с пассажирами.
Мария Михалева