Почему жители Отрадного не рады ТПУ
Отменят ли грандиозный проект?После того, как горожане выступили против строительства транспортно-пересадочного узла в Отрадном, московские СМИ дружно сообщили, что возведение ТПУ могут/должны отменить, так как этот вопрос активно рассматривается чиновниками. МОСЛЕНТА пообщалась с местными активистами и связанным с рассмотрением дела чиновником. У них оптимизма гораздо меньше.
Больше 15 тысяч подписей жителей Северо-Восточного округа Москвы передали накануне 31 августа в столичный департамент строительства. Горожане выступили против строительства транспортно-пересадочного узла, который, как предполагалось, должен был занять главную площадь района Отрадное - пространство между станцией метро, кинотеатром «Байконур» и торговым центром «Золотой Вавилон». Поверх парковки торгового центра планируется возвести ещё три парковочных и два торговых этажа.
Получивший подписи руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарёв пообещал, что чиновники ещё раз изучат вопрос размещения ТПУ: «Возможно, проведём встречи с жителями и передадим эту просьбу мэру Москвы Сергею Собянину».
По словам главы депстроя, целями возведения ТПУ на 34,7 гектарах является улучшение транспортной ситуации в городе и создание комфортных условий для пересадки с одного вида транспорта на другой. Правда, объединять узел будет только станцию метро и автобусы, которые ходят по району - ни электричек, ни пригородных шаттлов, ни крупных магистралей в районе нет. Всё, о чём пекутся авторы проекта - чтобы людям было более комфортно идти от метро до автобуса.
Слишком гибкий проект
О том, как добиться этого комфорта, участники проекта пока не договорились. Жители Отрадного жалуются, что детали проекта всё время меняются. В марте этого года эскизы были представлен в одном из павильонов «Золотого Вавилона», но с тех пор концепция несколько раз менялась.
«В марте выглядело это следующим образом, - рассказывает общественный советник района Отрадное Алексей Каратаев, - на территории “Золотого Вавилона”, где сейчас парковка, строились бы пять этажей. Три из них занимала бы парковка, два - торговые. От “Золотого Вавилона” отходил бы большой стеклянный мост до кинотеатра “Байконур”, который, в свою очередь, тоже был бы реконструирован. Там запланировали две 17-этажные жилые башни и ещё один большой торговый центр».
Но уже в апреле, когда был опубликован проект ТПУ, жители обнаружили, что планы чуть-чуть подкорректировались. Вместо башен появился десятиэтажный многофункциональный центр, где должны разместиться городской досуговый центр, будут работать детский сад и управление полиции на Метрополитене. А ещё позже появлялась информация, что на месте «Байконура» (который, получается, планируют снести) построят два офисных здания, где может разместиться и кинотеатр.
«В любом случае, если пять этажей у нас надстроят, снеся близлежащие магазины, мини-торговые центры, получится, что жители близлежащих домов будут смотреть из окна в стену», - отмечает Каратаев.
Перманентный транспортный коллапс
Общественный советник, а также другие опрошенные Мослентой жители Отрадного, признают существование в районе транспортных проблем. Но появились они, уверены горожане, именно в тот момент, когда началась подготовка к строительству ТПУ. Так что в пересадочном узле местные видят источник, а не решение проблем. Даже несмотря на то, что при его возведении обещают расширить дороги и пересмотреть алгоритм работы светофоров.
«В прошлом году вокруг “Золотого Вавилона” сделали платные парковки, которые попадают под территорию ТПУ. Так как жители против строительства, теперь нам оставили просто платные парковки», - говорит Алексей.
Паркоматы, например, поставили на улице Декабристов, соединяющую метро Отрадное с Алтуфьевским шоссе. Для их установки вместо двух полос движения в каждую сторону на дороге осталось по одной, но появилась разметка под платную парковку на одной из сторон. «Если она заполняется автомобилями, происходит полный коллапс. На этой улице днём теперь без пробок вообще никогда не обходится», - говорит Максим Еремеев, представившийся МОСЛЕНТЕ активистом района. А Алексей Каратаев добавляет, что с тех пор, как сделали паркоматы, вместо 15 минут дорога по улице Декабристов занимает 40: «Проще и быстрее пешком её пройти».
Парковка на 850 мест у «Золотого Вавилона» пока бесплатная. И жители района, кто поумней, говорит Алексей, просыпаются пораньше, оставляют машину у торгового центра и спускаются в метро. «Если приехать к “Золотому Вавилону” в 9 утра, такое ощущение, что он набит людьми битком, хотя там никого нет. Все просто бросают свои машины на парковке и едут в метро», - поясняет Каратаев.
Казалось бы, строительство многоуровневой парковки там, где сейчас оставляют свои машины жители района, должно решить проблему, но активисты уверены - это только усугубит ситуацию. «Количество транспорта в целом повысится, так как из-за расширения торговых площадей будет больше людей приезжать в магазины. Плюс - многоуровневая огромная парковка, по слухам, должна быть платной», - говорит Максим Еремеев. О том, будет ли парковка в ТПУ платной или бесплатной, в опубликованных документах ничего найти не удалось.
Башни с магазинами вместо сквера и бассейна
Жителей района настораживает, что стройка ТПУ должна затронуть сквер Санникова-Хачатуряна, который находится сразу за торговым центром. «В нём проходят у нас все мероприятия, гуляют мамочки с колясками. Поскольку по планам “Вавилон” будет немножко расширяться, этот сквер затронут. Этого бы, конечно, не хотелось, так как это у нас центральное место для гуляний», - говорит активист района Отрадное Максим.
Правда, в проектной документации ТПУ говорится, что из шести гектаров, на которых запланировано после строительства благоустройство, под озеленение в Отрадном попадут два. В том числе появятся новые озеленённые зоны вдоль улиц Хачатуряна и Санникова. Но пока это произойдёт, в сквере со стройтехникой вряд ли захочется гулять мамам с детьми.
Кроме того, местные жители всё-таки надеются на обещанное несколько лет назад строительство муниципального бассейна олимпийского стандарта, которому после появления ТПУ будет просто некуда разместиться. «Вместо него на этом месте появятся высотные жилые комплексы и это при том, что со всех сторон района массово строятся новые микрорайоны повышенной плотности без какой-либо инфраструктуры», - говорит житель Отрадного Сергей Федосеев.
Начнут строить - начнётся война
Если Алексей Каратаев, непосредственно участвовавший в сборе подписей, ожидает удачного для жителей исхода дела («Нам в департаменте строительства было сказано, что на ближайшем совещании подписи будут переданы Собянину и будет вынесен вердикт»), то Федосеев настроен на борьбу: «Если начнут строить, будет кровь, люди будут бросаться под трактора и портить технику, будет война. Может быть, видели в сети “страсти в Отрадном”, когда выкорчевывали паркоматы и до сих пор ломают знаки?», - говорит он.
Те самые паркоматы в Отрадном, действительно, выкорчёвывали. В ноябре 2015 года жители района разделились на два лагеря: одни были против организации платных парковок, в том числе из-за того, что они закупоривают улицу Декабристов, другие - за, так как без этой меры и при засилии машин автомобилистам приходится парковаться на газонах. Активисты тогда пытались добиться диалога с властью, но безуспешно. А паркоматы стоят по сей день.
Также будет стоять и ТПУ, уверен высокопоставленный представитель транспортной сферы города, согласившийся прокомментировать ситуацию в Отрадном для МОСЛЕНТЫ. «Интересы города всё-таки стоят выше интересов отдельных его жителей. ТПУ нужен - это не только транспортный узел, но и коммерческий. Сейчас там разрозненная и, похоже, не всегда законная торговля. Всё это будет упорядочено, и налоги пойдут в казну. За счёт этих денег будет улучшаться жизнь в городе. Так что вопрос, конечно, рассмотрят и ещё раз подумают, как сделать для жителей лучше, но строить обязательно будут. И даже, вероятно, уложатся в заявленные сроки», - сказал собеседник издания.
Согласно документации, устройство ТПУ должно быть завершено до конца 2017 года. Пока никаких строительных работ на выбранной площадке не ведётся.