Парковочные возможности
Глава АМПП рассказал, чего ждать автомобилистам столицыВ конце прошлого года все москвичи — от экспертов и чиновников до обычных горожан и даже знаменитостей — включились в горячее обсуждение новых столичных тарифов на парковку. Тогда максимальную стоимость часа стоянки подняли аж до 200 рублей, правда, только на некоторых улицах. МОСЛЕНТА встретилась с руководителем предприятия "Администратор московского парковочного пространства" (АМПП) Александром Гривняком и узнала, дала ли эта мера ожидаемый эффект, что еще придумали власти, чтобы решить вечную проблему пробок и какова судьба паркоматов.
Новые тарифы — есть эффект?
—Какие результаты уже можно озвучить? Насколько стало свободнее на столичных улицах?
С момента запуска пилотного проекта по платной парковке в 2012 году мы получили достаточное количество данных, чтобы понимать, как меняется загрузка на дорогах в разные сезоны и в период больших праздников. То есть, например, в преддверии праздников загрузка на улицах вырастает. Именно поэтому изменения мы провели в конце года — чтобы разгрузить дороги.
Сейчас мы можем говорить о том, что на улицах, где был введен повышенный круглосуточный тариф, загрузка транспортного потока в часы пик снизилась на 10 процентов. Это такие улицы, как Петровка, Дмитровка, Неглинная. До изменений на них было практически невозможно найти места.
—Это много или мало?
Примерно такие цифры по разгрузке улиц в центре города мы и прогнозировали. Для такого крупного мегаполиса, как Москва, куда ежедневно приезжает порядка 3,6 миллиона автомобилей, это достаточно много. Сейчас очевидно, что на улицах, где раньше припарковаться было невозможно, теперь даже днем есть свободные места. Это не 15 процентов свободных мест, как мы хотели, но, тем не менее, они есть.
—А как изменилась ситуация на улицах, где был введен дифференцированный тариф?
Раньше там всегда была большая напряженность с движением и парковкой. Так как не было свободных мест, автомобилисты бросали машины на пешеходных переходах, тротуарах и рядом с остановками общественного транспорта.
Сейчас ситуация улучшилась, нарушений стало значительно меньше, сократилась загруженность парковок.
Этот тот эффект, которого мы и хотели добиться, ведь опыт применения дифференцированного тарифа у нас уже есть. Мы вводим такую систему на улицах с высокой загрузкой, чтобы у людей была возможность приехать по делам и оставить автомобиль на некоторое время. Те же, кто хочет припарковать автомобиль надолго, вынуждены заплатить за стоянку несколько дороже.
—На какое время люди в основном оставляют свои автомобили?
На улицах с дифференцированным тарифом мы наблюдаем примерно следующую картину: большая часть водителей оставляет машину на 40-45 минут, порядка трети — на 1,5 часа, и есть небольшая группа тех, кто стоит свыше двух часов.
—Вы довольны теми результатами, которых удалось добиться на данный момент?
Показатели, которые мы сейчас видим, доказывают, что изменения были проведены вовремя и сбалансированно. Загруженность парковок на участках с повышенным тарифом сократилась в среднем на 10 процентов, в отдельных районах, например, в Тверском, этот показатель составил 17 процентов. Дефицитные парковочные места в центре города стали более доступными для автомобилистов, увеличилась их оборачиваемость. Для резидентов же освободились места рядом с домом, а автовладельцы, приезжающие в центр города по делам, могут быстрее найти парковку у нужного места.
Парковочные перспективы
—Ждать ли каких-то изменений в ближайшее время? Может, дифференцированный тариф будет введен на других улицах?
Мы продолжаем постоянно мониторить и анализировать ситуацию по загрузке, но каких-то изменений проводить в настоящее время не планируем.
—А новые территории будут еще включаться в платную зонпарковки?
Платная парковка может быть введена точечно, на отдельных участках улично-дорожной сети, по просьбам горожан. Так, например, к нам обратились жители трех домов, расположенных на бульваре Маршала Рокоссовского (№ 2/3, 1/1 и д. 6, корпус 1), а также жильцы дома на улице Зеленодольской (№ 7к.1). Теперь они могут получить резидентное разрешение и бесплатно оставлять автомобиль на территории всего района.
—Сколько город получил от платных парковок за прошлый год?
Порядка 3,7 миллиардов рублей, в этом году эти деньги были направлены в районы Москвы на их благоустройство. Мы являемся государственным казенным учреждением, наш счет находится в казначействе города Москвы. Именно на него сразу же поступают все деньги с платных парковок. А затем они возвращаются в те районы, где были собраны.
Вы можете оставить свои предложения по благоустройству того района, где вы живете или куда постоянно приезжаете и оставляете машину на платной парковке.
Для этого необходимо обратиться в управу или к вашему муниципальному депутату. Ведь из общей программы по благоустройству территорий не менее 10 процентов идей реализуется по предложениям жителей, муниципальных депутатов и просто активных граждан.
По решению мэра Москвы в январе префектурам авансом перечисляется 80 процентов от всех полученных денежных средств за парковку, а в марте — оставшиеся 20. Это делается для того, чтобы префектуры и управы могли рассчитывать на эти деньги и в течение года реализовывать задуманные планы.
—А можете привести примеры, что было сделано на средства от платных парковок?
Преимущественно эти деньги тратятся на благоустройство дворовых территорий. Например, в Центральном округе в прошлом году привели в порядок около 186 дворов. По 13 адресам были организованы дополнительно 300 мест для парковки — речь идет о машино-местах во дворах жилых домов.
Также было заменено более 170 тысяч квадратных метров асфальта и отремонтировано более 110 тысяч квадратных метров газонов. На эти же деньги обустраивают детские и спортивные площадки, игровые городки, а на дорогах появляются лежачие полицейские.
Способы оплаты
—Остается ли приложение «Парковки Москвы» самым популярным сервисом у автомобилистов?
Да, им пользуется около 79 процентов автомобилистов. Второй по популярности способ оплаты — при помощи sms-сообщений (18 процентов). И около трех процентов всех автовладельцев используют остальные способы — сервис голосовой оплаты, паркоматы, терминалы партнеров и велотерминалы.
—СМИ сообщали, что, поскольку паркоматы особой популярностью не пользуются, новые на улицах устанавливать не будут. Это так? А убирать терминалы планируете?
Нет, это не так. Действительно, на сегодняшний день процент оплаты через паркоматы невелик, но мы в любом случае обязаны давать максимальный сервис автовладельцам, поэтому паркоматы в городе останутся до того момента, пока ими будут пользоваться.
Соответственно, если они будут морально устаревать, мы будем их заменять на более новые модели. Убирать их мы не собираемся.
—А что будет с паркоматами на тех улицах, где идут работы по благоустройству по программе «Моя улица»?
На участках, которые благоустраиваются, мы паркоматы убираем — как для безопасности самой техники, так и для удобства рабочих. Но после терминалы будут возвращены с учетом обновленных проектов организации дорожного движения.
—Есть ли какие-то еще инновационные способы оплаты парковки, которых пока в Москве нет, но могли бы появиться?
Мне кажется, что у нас сейчас максимальный набор возможностей, имеющихся далеко не в каждом мегаполисе, в том числе и самые инновационные. Так, например, в прошлом году мы запустили сервис голосовой оплаты парковки, благодаря которому автомобилист может начать, продлить и завершить парковочную сессию.
—Например, обсуждалась идея оплаты парковки при помощи популярных интернет-мессенджеров. На какой стадии этот проект?
Наша основная задача — не только дать максимально разнообразный сервис нашим автовладельцам, но еще и следить за безопасностью. Мы несем ответственность за то, чтобы ни одна копейка не ушла не в том направлении, чтобы не было никаких возможных каналов для мошенничества.
Поэтому, когда у нас будет четкая уверенность, что оплата через мессенджеры — это на сто процентов защищенный канал, мы рассмотрим этот вариант.
Мы стараемся идти в ногу со временем и будем развивать максимально все идеи, которые готов предложить сегодня рынок.
—А какие новые функции ожидать москвичам в приложении «Парковки Москвы»?
На сегодняшний день мобильное приложение уже на 90 процентов приняло тот облик, который будет продолжать работать и дальше. Мы смотрим, как развиваются ранее введенные функции, но не хотим перегружать приложение, так как сервис должен быть понятным и доступным.
—Было бы удобно, если бы появилась возможность через приложение найти свободное место на ближайшей парковке.
Это достаточно сложная доработка, связанная с загрузкой и обработкой большого количества данных. Мы в этом направлении работаем, как и другие известные интернет-компании, то есть эта задача для всех сейчас достаточно актуальна.
Новые парковочные плоскости
- Помимо стоянок, вы развиваете и плоскостные парковки. Сколько их сейчас в городе?
Всего обустроена 71 такая площадка, каждая рассчитана примерно на 6,7 тысячи машино-мест. Это огороженные территории с въездом через шлагбаум. Из них 9 —абонементные парковки для жителей районов. Они начали работать с прошлого лета.
- Недавно открылась первая перехватывающая парковка у станции Крюково в Зеленограде. Как она работает? Планируется ли развивать этот проект?
Те, кто пересаживается с личного автомобиля на электричку и едут от Зеленограда до любой железнодорожной станции в пределах МКАД (от Ховрино до Ленинградского вокзала), могут там бесплатно оставлять свои машины. Это особенно удобно живущим вдали от станции и добирающимся до нее на личном транспорте. Кроме того, на парковке могут оставлять автомобили и те, кто не пользуется электричками. Для них парковка, как и прежде, будет платной: с 07:00 до 22:00 — 50 рублей в час, с 22:00 до 07:00 — первый и второй час по 50 рублей. В дальнейшем — да, мы такие проекты у железнодорожных станций планируем развивать.
- А появятся ли новые парковки рядом со станциями Московского центрального кольца (МЦК)?
К запуску движения на МЦК мы обустроили четыре парковки рядом со станциями «Ботанический Сад», «Локомотив», «Лужники» и «Бульвар Рокоссовского», у других остановок они тоже появятся, но точно я пока сказать не могу, все упирается в наличие земельных участков.
- Пользуются ли стоянки у МЦК спросом?
Да, к тому же, в этом году мы ввели на них льготный тариф. Первые два часа стоянки стоят по 50 рублей, а затем до окончания суток автомобиль может находиться на парковке бесплатно.
Причем, в отличие от перехватывающих у метро, тариф для всех одинаковый – вне зависимости, была ли поездка на МЦК/метро или нет.
- Это временный тариф?
Нет, мы ввели льготные, на постоянной основе. На данный момент это цены, которые удовлетворяют и нас, и автомобилистов.
- С прошлого года у резидентов появилась возможность оформлять разрешения на парковку на два и три года. Насколько это востребовано у жителей?
Такой опцией пользуются порядка 75 процентов жителей, поскольку это действительно удобно, особенно если вы не планируете менять адрес проживания и автомобиль.
- Расскажите, пожалуйста, про бесплатную парковку рядом с социальными объектами. Планируется ли расширить список таких улиц?
Сейчас она действует более чем у 100 объектов — это поликлиники, больницы, храмы, в общей сложности 424 места.
Но дело в том, что, как правило, люди пользуются ей не по назначению.
Просто приезжают с утра и оставляют свои машины на весь день. А те, кто приезжает, например, в поликлинику, бесплатно припарковаться уже не могут.
- И как планируете решать этот вопрос? Отменять будете?
Вопрос так не стоит. Мы ищем решение, как улучшить сложившуюся ситуацию, не отменяя бесплатные места.
- А как проходит эксперимент с парковкой исключительно для резидентов?
Жители, которые получили такие места для резидентов, оценивают этот эксперимент положительно.
Во время Кубка Конфедераций
- Этим летом в столице пройдут футбольные матчи Кубка Конфедераций, а в следующем году – Чемпионата мира. АМПП тоже проводит подготовку?
Нас привлекают по некоторым вопросам, например, мы будем помогать освобождать улицы в местах массового скопления людей от неправильно припаркованных автомобилей. Планируем подготовить англоязычные буклеты с правилами пользования платной парковкой, они будут доступны во всех сервисных центрах «Московский транспорт». Также у нас есть английская версия приложения «Парковки Москвы» и нашего официального сайта.
- В прошлом году Вы говорили, что пешим инспекторам АМПП выдадут персональные регистраторы. Все ли их получили?
Да, и ежедневно на улицах дежурит около 120 инспекторов. Устройства помогают нам следить за качеством работы пеших инспекторов, а для самих сотрудников это дополнительная безопасность в случае возникновения конфликтных ситуаций. Кроме того, к форме инспекторов прикреплены GPS-трекеры – приборы, которые позволяют нам следить за тем, чтобы сотрудники не отклонялись от маршрутов.
- Вы боретесь с предприимчивыми гражданами, которые пытаются заработать на автомобилистах – предлагают тем, у кого эвакуировали автомобили, решить проблему за деньги?
Мы призываем автомобилистов не верить таким людям, потому что никто, кроме самого владельца, получить транспортное средство не может.
Они просто пытаются поймать человека, когда он находится в состоянии замешательства, и убедить, что их помощь необходима.
Но они не помогут вам оформить бумаги быстрее, так как процедура получения машины и без этого предельно проста и не занимает много времени. На деле такие агенты могут помочь только тем, что отвезут нарушителя, оставшегося без машины, к спецстоянке. Но обычное такси обойдется в несколько раз дешевле, чем их услуги.
Если у вас эвакуировали автомобиль, не поддавайтесь панике и спокойно позвоните 02 или в наш контакт-центр (3210 или (495) 5395454). Операторы подробно вас проконсультируют и расскажут, куда ехать и какие документы нужны.