Запретный номер
Можно ли штрафовать за закрытые номера автоМосковских автомобилистов возмутила новость о том, что с закрытых номеров припаркованных машин инспекторы будут убирать грязь, всевозможные листочки с дисками, а потом еще и штрафовать. Дискуссия возникла на фоне заявления главы столичного департамента транспорта Максима Ликсутова об усилении борьбы с хитрыми автолюбителями. Некоторые эксперты даже высказали мнение, что это покушение на частную собственность. МОСЛЕНТА выяснила, есть ли что-то новое и незаконное в намерениях московских властей.
Что случилось
Московские власти ужесточат меры против водителей, которые закрывают номера своих авто. Как сообщили СМИ со ссылкой на пресс-службу департамента транспорта, решение было принято после постановления антитеррористической комиссии города. При этом отмечается, что очень часто такое прикрывание номеров автомобилистов — это "не просто попытка не платить за парковку, но способ скрыть более серьезное правонарушение, например, угон транспортного средства".
"Я дал поручение максимально жестко реагировать на такие нарушения, усилить контроль. Мы будем делать это массово, тем более что у нас количество инспекторов обычно в декабре увеличивается", — процитировало Ликсутова агентство РИА Новости. По его словам, в Москве с начала года из-под запрещающих остановку и стоянку знаков эвакуировали более 4,5 тысячи автомобилей без номеров.
Как пояснили МОСЛЕНТЕ в госкомпании «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП), ничего нового заявление главы Дептранса в работу инспекторов не вносит. Она просто будет идти более активно. "Автомобили без регистрационных знаков могут использоваться в противозаконной деятельности или находиться в розыске. Поэтому нарушителей без номеров будут более пристально проверять с целью максимально обезопасить жителей и гостей столицы в преддверии новогодних праздников", — уточнили в пресс-службе.
Если автомобиль находится под запрещающим знаком, инспектор МАДИ составляет протокол и вызывает эвакуатор, даже если на машине нет номера. В итоге собственники, пытающиеся вернуть свое имущество, сталкиваются с дополнительными неудобствами: в таких случаях автомобиль разыскивают только по марке и цвету, что, естественно, занимает гораздо больше времени.
Соблюдение правил парковки контролируются двумя способами. Во-первых, мобильными комплексами — специальными машинами, которые курсируют по городу и проверяют факт наличия оплаты за пользование каждым парковочным местом. В случае неоплаты автоматически формируется материал об административно-правовом нарушении для оформления штрафа. Каждый комплекс проезжает по своему маршруту несколько раз в час — не реже одного в 15 минут. Второй вариант — пешие инспекторы, которые фотографируют номера автомобилей. Всего их 125.
"Инспектор имеет право удалить препятствия, находящиеся на номере и мешающие фотофиксации", — говорится на сайте АМПП.
В дальнейшем автомобилист, который закрыл номер, получит штраф за неоплату парковки в размере 2.500 рублей. Если же знак отсутствует, инспектор передает информацию в правоохранительные органы для дальнейшей проверки. "Особое внимание таким автомобилям уделяется у социально важных объектов: школ, детских садов, больниц и храмов", - добавили в пресс-службе.
Денежный вопрос
Помимо усиления безопасности перед праздниками, очевидно, есть и еще одна причина жестких мер — уже на этой неделе цена парковки на самых загруженных улицах должна возрасти.
Прежде всего повышение коснется 133 улиц на особо напряженных участках. Стоимость часа здесь повысится до 200 рублей. На других улицах будет применяться дифференцированный тариф — 50 рублей за первые 30 минут, дальше час будет стоить 150 рублей.
Масштабное исследование загрузки парковочного пространства в центре Москвы провели специалисты Probok.net. За месяц они прошли пешком 1.498 улиц. Результаты показали, что критически сложная ситуация с парковками сейчас сложилась внутри Бульварного кольца: загрузка здесь составляет 91,09%.
Чем дальше от центра, тем заметнее снижается нагрузка на парковки. От Бульварного до Садового кольца этот показатель ещё в проблемой зоне составил 87,44%. Но вот от Садового до Третьего транспортного кольца ситуация уже спокойнее, нагрузка на парковки здесь составляет 75,45%.
Эксперты выделяют две основные зоны, где правила парковки чаще всего нарушаются. Самая тяжелая ситуация складывается внутри ТТК. Здесь каждый четвертый автомобиль (25% от общего числа припаркованных автомобилей) является нарушителем — например, стоит на пешеходном переходе, автобусной остановке, вторым рядом или на газоне.
А вот самое распространенное нарушение внутри Бульварного кольца — это как раз попытки скрыть номера. Найти такие машины несложно даже в одном из самых дорогих районов столицы — на Патриарших прудах. Водители даже очень дорогих авто почему-то идут на ухищрения: либо откручивают номера, либо прикрывают их компакт-дисками, бумагой или тряпкой.
Деньги, вырученные от платной парковки, должны идти на благоустройство районов, напомнили МОСЛЕНТЕ в АМПП. «Все деньги идут сразу же в бюджет города, а в начале года распределяются районам, чтобы они проводили благоустройство. То есть вся сумма, которую можно увидеть на нашем сайте, а это примерно 9 миллиардов рублей, уже ушла в казну города», — сказали там.
С точки зрения закона
За разъяснением ситуации с юридической точки зрения МОСЛЕНТА обратилась к экспертам Росконтроля. Оказалось, многочисленные споры и судебные решения так и не поставили точку в спорах, что делать с автолюбителями, скрывающими свои номера на автомобилях, в частности, в зоне платной парковки.
Например, существует статья 8.14 закона N 45 Кодекса Москвы об административных правонарушениях, согласно которой "оставление на городской парковке транспортного средства с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков, а равно оставление на городской парковке транспортного средства с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию, — влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере пяти тысяч рублей".
Вроде бы все ясно, если бы не одно но. Часть 3 статьи 8.14 признана решением Верховного Суда РФ от 26.06.2013 N 5-АПГ13-20 противоречащей федеральному законодательству, а потому применяться не может.
Однако, в соответствии со статьей 12.2 КоАП РФ предусмотрены штрафы от 500 до 5000 рублей за управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков. Это касается как управления машиной с нечитаемыми знаками, так и с закрытыми посторонними предметами.
"Вроде бы есть четкая статья, но и в ней диспозиция предполагает управление транспортным средством. Если же автомобиль стоит припаркованный, значит, очевидно, что им не управляют, то есть не создают никаких действий, а равно применение ст. 12.2 КоАП РФ, — затруднительно", — пояснили в Росконтроле. Но при этом эксперты отметили, что в реальности практика идет именно по этому пути. "Не каждому автолюбителю захочется обжаловать постановления в судах, проходя, зачастую, не один круг до получения действительно законного решения", — добавили там.
Не очень давно, чтобы как-то регулировать подобные вещи, московские власти пошли на эвакуацию автомобилей, находящихся в зоне платной парковки с нечитаемыми номерами. Как заявил тогда мэр Москвы Сергей Собянин: «Если ты закрываешь номер, значит, что-то скрываешь, поэтому такие машины подлежат обязательной эвакуации».
"Однако „если..., то значит“ не укладываются в правовые нормы и должны быть законодательно урегулированы", — считают в Росконтроле.
В этой ситуации инспекторы стали применять другие способы борьбы с неплательщиками. Попросту убирать бумажки, диски и прочие предметы, закрывающие и делающие номера нечитаемыми. А некоторые отчаянные автолюбителя начали заявлять, что подобными действиями идет покушения на частную собственность.
Юристы уверяют, что по поводу частной собственности говорить здесь не приходится, поскольку "в общедоступном месте не помещаются предметы, пользующиеся охраной своего собственника". "А значит, такие предметы были помещены специально, с целью не оплачивать парковку и предотвратить привлечение к административной ответственности. И вот в этой ситуации уже властям придется доказывать, что тот или иной предмет был помещен автолюбителем умышленно, именно с прямой формой умысла для избегания административного наказания, что это не ветром лист с дерева прибило, и не хулиганы вставили бумажку в номер добросовестного автовладельца", — объяснили эксперты.
Таким образом, несмотря на складывающиеся практики по привлечению автовладельцев за нечитаемые номера на парковках к ответственности, по факту, этот вопрос не урегулирован, применяемые нормы не всегда подходят под конкретные случаи, действия сотрудников парковочных пространств нельзя называть самоуправными, но и под канву закона они не подпадают. В Росконтроле считают, что необходимо законодательно регулировать, как полномочия должностных лиц, так и выводить подобную норму в отдельный состав правонарушения для избегания разночтений.