250 километров для прогулок. В Москве решили объединить все набережные
Давайте сразу о волнующем москвичей: где в ближайшие годы появятся пешеходные мосты через Москву-реку и Яузу?
Чтобы было понятнее, начну чуть издалека: только одна Москва-река создает порядка 200 километров набережных, Яуза добавляет еще примерно 50. Это большая рекреационная территория, объединяющая город. Она может служить линейным парком. Это во-первых.
Во-вторых, когда у вас есть вытянутый линейный центр, вы не стремитесь в какую-то конкретную точку: Кремль или Большой театр. Вы просто выходите из дома где-нибудь в Царицыно, добираетесь до реки и дальше можете двигаться вдоль нее хоть на север, хоть на юг.
В Москве есть такие территории, на которых, чтобы попасть на другой берег, надо пройти пять-семь-десять километров. Альтернатива — на метро или вплавь.
Так вот, в рамках проведенных исследований мы выявили, что вдоль Москва-реки мало как продольных, так и поперечных связей. С продольными понятно: исторически вдоль реки находилось и до сих пор находится много промышленных территорий. Поэтому сейчас мы в первую очередь стараемся освободить реку именно от них, чтобы дать возможность сквозного прохода вдоль всей реки. Это позволит создать рекреационную зону и бегунам, и велосипедистам, и прохожим.
Поперечных связей тоже недостаточно?
Верно! Понятно, что автомобильные дороги строятся, но и про пешеходные нельзя забывать. Когда вы выходите из дома, а инфраструктура, которой вы хотите воспользоваться, находится на другом берегу, то понятно, что желательно иметь пешеходную связь с той частью города.
Мы занимаемся и этим. На сегодняшний день строится, благоустраивается или ремонтируется множество набережных. Параллельно мы начали заниматься мостами, в том числе и пешеходными.
Повторю, если позволите, вопрос: где именно они появятся?
На сегодняшний день у нас есть пять проектов пешеходных мостов: через Нагатинский затон к одноименному метро от улицы Судостроительной, с Крымской набережной на Болотную набережную (он будет небольшим и призван создать очень востребованное направление движения с Крымской набережной на стрелку Красного Октября, за памятник Петру I). Два пешеходных моста в Мневниках: один свяжет территорию Мневниковской поймы с Филевским парком, и один — в сторону Крылатского, в створе улицы Островной. Еще один проект, к которому мы только недавно приступили, — это новый пешеходный мост в районе Госпитальной набережной на Яузе.
Плюс к этому мы рассматриваем возможность создания пешеходных мостов вдоль и поперек автомобильных дорог и железнодорожных путей. У нас есть такие узлы: например, транспортный хаб рядом с Москва-Сити. Там пересекаются несколько железнодорожных направлений, МЦД, два направления МЦК, метрополитен плюс автомобильные дороги. Пешеходам достаточно тяжело пересекать все эти сложные связи.
Насколько удобными для пользователей будут эти мосты? Их проектируют со ступеньками или без?
У нас есть желание создавать пешеходные мосты без ступенек, чтобы по ним можно было спокойно проезжать на велосипеде и электросамокате, на роликах и скейтборде. Это очень важно — удобные инфраструктурные мосты мы видим именно такими. И автомобильные мосты мы стараемся делать такими, чтобы у пешеходов была возможность для движения по ним.
Все это благоустройство и строительство мостов приведет к тому, что на западе Москвы появятся большие, километров по пятнадцать, пешеходные и велосипедные маршруты. Это спланированный этап роста городской инфраструктуры?
Конечно, спланированный. Более того, велосипедные связи и пешеходные маршруты мы активно обсуждаем не только с Департаментом транспорта, но и с беговыми и велосипедными сообществами. Зачем? У нас есть идея — создать единый большой велопешеходный маршрут. Условное название у него — «Зеленое кольцо Москвы». Этот маршрут соединит множество парковых территорий, а его протяженность составит более 160 километров. Это невероятно важно.
Почему?
Потому что у горожан невероятно востребованы именно длинные велопешеходные связи. Ведь те, кто катается на велосипеде, проезжают обычно не один-два километра, а десять-пятнадцать. Кроме того, в Москве сейчас активно развивается массовый спорт. А он требует довольно большого количества маршрутов для того, чтобы, скажем, готовиться к соревнованиям. Одного велотрека в Крылатском для велосипедистов явно недостаточно.
Выход? Создавать для велосипедистов отдельную инфраструктуру, иначе постоянно возникающих конфликтов и аварийных ситуаций не избежать. Мы видим это на примере электросамокатов. Многие на них разгоняются так, что подвергают опасности жизнь и здоровье как свои, так и других людей.
В какие сроки будут построены и открыты мосты, о которых вы говорите?
Мы планируем, что в 2023 году появятся первые пешеходные мосты. Самый короткий — около 60 метров — с Крымской на Болотную набережную. А самый длинный пока у нас получается через Нагатинский затон: порядка 300-400 метров. Конечно, от габаритов сооружения зависит и срок его строительства.
В общем, скажу так: первые результаты мы планируем получить в 2023 году, а к 2024 году все мосты уже появятся.
Раз уж мы заговорили о конкретных сроках, спрошу и вот что: какими блоками и частями будут благоустраиваться и включаться в жизнь Москвы сегменты 160-километрового «Зеленого кольца Москвы»?
Тут все проще, поскольку для создания веломаршрутов большого строительства не требуется... Часть маршрутов уже создается, например — «Дорога в Лавру». Часть его при содействии префектуры Северо-Восточного округа уже создана в парке Яуза.
Сейчас город планирует программу по удалению препятствий с этого и других маршрутов. Там ведь есть и дороги, и железнодорожные пути, которые на сегодняшний день нелегко пересекать.
Разве это просто?
Непросто, конечно... Но у нас подготовлены конкретные предложения, как все это можно облегчить.