Опубликовано 25 октября 2017, 18:54

КБ «Стрелка» предложила новые стандарты городского планирования

Советские нормы устарели, объяснила Екатерина Малеева
КБ «Стрелка» разрабатывает новые стандарты развития городских территорий. Нормативная база в этой сфере не менялась с советских времен, а сейчас она должна быть приспособлена к современным условиям жизни, рассказала директор проектов «Стрелки» Екатерина Малеева в Telegram-канале Strelka KB.

КБ «Стрелка» разрабатывает новые стандарты развития городских территорий. Нормативная база в этой сфере не менялась с советских времен, а сейчас она должна быть приспособлена к современным условиям жизни, рассказала директор проектов «Стрелки» Екатерина Малеева в Telegram-канале Strelka KB.

По ее словам, нынешние строительные нормативы придуманы в конце 1950-х, первый документ вышел в 1958 году. Малеева отметила, что эта система ориентировалась на быстрое возведение массового жилья на свободной территории. Сегодня такая застройка — 70 проценов жилого фонда по всей стране — земли было много и ее не жалели. О строительстве в уже сложившейся среде никто не думал.

Как пояснила представитель «Стрелки», в условиях рынка стоимость земли составляет значительную долю от стоимости проекта ее освоения.

«В центрах городов, в сложившейся застройке, по старым нормативам строить очень сложно. В итоге большинство проектов жилого строительства — это новые районы, расположенные на окраинах. Если тенденция будет продолжаться, возможен сценарий, как в Америке, когда центры городов пустеют и деградируют, а вся жизнь смещается на окраины», — сказала Малеева.

Она назвала две главные проблемы существующих нормативов — отсутствие стандартов работы на уже застроенных территориях и излишняя жесткость советского документа (одна задача — одно решение).

Объясняя второй пункт, Малеева привела в пример вопрос защиты жилых домов от шума проезжей части. «Это регулируется при помощи отступа между дорогой и домом — образуются "пустоты" шириной от 30 до 50 метров, по которым передвигаются люди, заходят в магазины на первых этажах и так далее. А ведь есть разные другие способы снижения вредного воздействия дороги. Во-первых, можно снизить скорость и увеличить плотность улично-дорожной сети. (...) Во-вторых, можно сделать защитные барьеры ландшафтными средствами: выступом рельефа, посадкой деревьев вдоль дороги», — уточнила она.