Мадрид: поиски урбанистического клада
Чего стоили своенравной столице Испании идеальные общественные пространстваИмперский и гордый город, Мадрид сильно преобразился за последние два десятка лет. В рамках проекта МОСЛЕНТЫ о том, как переживали капитальные ремонты другие города, мы поговорили с Татьяной Пигарёвой, для которой столица Испании стала вторым родным городом.
В 1989 году я – аспирантка филфака МГУ – впервые оказалась в Мадриде по работе. Тогда он меня совершенно потряс – город «из книжек» вдруг материализовался, но совсем не так я представляла себе европейскую столицу. Многие кварталы в центре внушали не самые приятные эмоции. Первое впечатление было двоякое: с одной стороны, интересный живой город, с другой – запущенный, неухоженный и, как говорят испанцы, «лишенный руки господа». в этом можно убедиться по ранним фильмам Альмодовара.
После той поездки с Мадридом я уже не расставалась: я там училась, потом жила и работала, да и до сих пор часто туда езжу. В 2011 году мне предложили написать путеводитель «Афиши» по Мадриду. Тогда меня потрясло то, что по этому городу не было ни одного приличного путеводителя ни на одном языке мира. Дело в том, что в отличие от Барселоны, заточенной для туристов, столица Испании была административным центром, который распределял бюджет страны и сам в туристах особо не нуждался. Сейчас Мадрид – лишь одна из 17-ти автономных провинций, без всяких привилегий. Акценты сместились.
Шоссе – под землю, реку – наружу
Где-то к концу 90-х стало понятно, что Мадрид нужно как-то приспособить к нормальной жизни: сделать его пешеходным, создать новые пространства, новый имидж. Двигателем прогресса стал тогдашний мэр Альберто Руис-Гальярдон, которого называли «фараоном» за поистине «фараонские» изменения, которые он принёс. Он руководил Мадридом с 2003 по 2011 годы, и именно он начал проект Мadrid Rio, один из самых амбициозных в Европе проектов по ревитализации городского пространства, изначальный бюджет которого был порядка 4 миллиардов евро.
Цель его состояла в том, чтобы преобразовать реку Мансанарес, о существовании которой многие туристы даже не догадывались, потому что её было трудно заметить: маленькая, грязная. Руис-Гальярдон подошел к делу основательно: шоссе М-30, которое проходило вдоль реки, он решил убрать под землю, а на его месте разбить сады и парки.
Вся эта история тянулась более 10 лет и, как любая крупная перестройка, не без скандалов. Оказалось, что бюджет перетратили, а при первых дождях некоторые площади оказались залиты из-за неправильно сделанной ливнёвки, экологи подали на что-то в суд. В какой-то момент проект был приостановлен, ввели платную парковку, чтобы хоть частично компенсировать затраты на столь гигантский проект.
Парковку в Мадриде приняли очень неспокойно: были митинги, люди ломали паркоматы. Но в результате лицо города изменилось. Река, окруженная садами, велодорожками и спортивными площадками стала органичной частью города. Проект М-30 позже получил огромное количество международных премий. После него в Мадриде стали прорабатываться и другие направления развития городской среды – например, велосипедная инфраструктура, которой раньше не было. Раньше повсюду ездили машины, теперь же появилась концепция пешеходного города.
Преображение гадкого утёнка
Становилось понятно, что нужно изменять городскую структуру парков, пешеходных зон, музеев, общественных пространств. Причем делать это одновременно, чтобы один проект цеплялся за другой и возникал совершенно новый облик города.
К примеру, сады вдоль реки приводят к гигантскому культурному центру Матадеро, который был построен на месте старых мадридских боен. Когда эти бойни ещё были заброшены, Альмодовар снимал в них свой фильм «Матадор». Сейчас они отреставрированы, в них расположились библиотеки, театры, выставочные залы – чего там только нет.
К Матадеро через речку Мансанарес ведет очень интересный мост «Созвездия» - работа Даниэля Каногара. Он устроил кастинг среди жителей района, отснял их подвешенными на строительной страховке – снизу, а потом сделал пиксельную мозаику. И теперь на сводах моста можно обнаружить парящих в небе бабушку с авоськой, молодого человека с фотоаппаратом, парня на скейте – все это изображения реальных людей – образ того, что это их пространство, они и есть «звезды» нового Мадрида. Когда вы переходите реку через этот мост, на его сводах можете видеть бабушку с авоськой, молодого человека с фотоаппаратом, парня на скейте – всё это изображения реальных людей, которые потом могут показывать свои статуи внукам.
Примерно в то же время произошла кардинальная перестройка музея Прадо – у него был старый вход, где постоянно образовывались очереди, потому что никто там не помещался. Рафаэль Монео, один из лучших испанских архитекторов, предложил совершенно революционный проект. Рядом с музеем стояла готическая церковь, у которой был внутренний дворик. И он сделал новое здание музея Прадо, в котором этот дворик оказался встроенным на уровне третьего этажа. Между музеем и церковью был сделан новый вход, над которым разбили сад. Во время этой стройки тоже перерасходовали бюджет, были свои скандалы. Но когда всё завершилось, Прадо приобрёл совершенно новый облик.
Особенно яркой и символичной для Мадрида стала перестройка Музея современного искусства Королевы Софии, который изначально открыли в начале 90-х годов в старом монастырском госпитале. И это был самый мрачный музей современного искусства в мире: всё было серое, тёмное. Потом туда переехала «Герника» Пикассо, но истинным рождением музея стала реформа Жанга Нувеля в начале 2000-х: к старому зданию он пристроил три современных корпуса и образовавшуюся площадь перекрыл ярко-красным пластиковым козырьком.
Королевский город должен выглядеть по-королевски
С XVII века Мадрид располагался между двумя главными дворцами: королевским и дворцом Ретиро, на месте которого сейчас находится парк и музей Прадо. В начале 2000-х улицы, соединяющие эти два объекта, сделали пешеходными. Избавили от машин и площадь Пуэрта-дель-Соль, которая раньше была заполнена беспорядочно двигающимися автомобилями и автобусами. Теперь она полностью пешеходная, заехать сюда могут только такси.
Прекрасным примером изменения города является площадь перед королевским дворцом - Пласа де Ориенте - которая в 90-е годы была в заброшенном состоянии: мусор, шприцы и тому подобное. После неё шел огромный поток машин, и только потом на узкой мостовой возвышался фасад дворца, который фактически невозможно было разглядеть или нормально сфотографировать. Полностью была реконструирована главная торговая улица Серрано: там тоже были упразднены парковки, увеличены тротуары.
По мере того, как улицы становились пешеходными, строилось большое количество многоуровневых подземных парковок, поэтому, как это ни странно, припарковаться в центре не проблема. Мадридцы в центральной части города машиной пользуются редко. Собственно, для этого он и делался пешеходным, чтобы по нему можно было гулять. Его легко пересечь теперь от края до края: от королевского дворца до музея Прадо можно дойти за 25 минут – и вот вы прошли «старый город».
Конечно, горожане не были рады, когда начались работы по перестройке улиц. Все потешались, переживали, писали письма протеста, что везде всё роют, нигде не пройти. По Мадриду ходила шутка, которую приписывали то Леонардо Ди Каприо, то Денни де Вито, что кто-то из них приехал и сказал: «У вас очень красивый город, но когда вы найдёте клад, будет ещё лучше». И правда казалось, что в начале 2000-х в Мадриде ищут какой-то очень важный клад, потому что перерыты были просто все улицы.
Всем бы хотелось, чтобы всё происходило в срок, за реальные деньги и без всяких проблем, но, к сожалению, в жизни так не бывает. И для того, чтобы сделать такой проект, как Madrid Rio, нужно мириться с какими-то трудностями.
Гей-Сохо и гастро-рынки
Ещё одна вещь, характерная для многих городов того времени - это исчезновение трущобных районов. В Мадриде трущобами был квартал Чуэка, по сути отрезанный от центра города. В конце 80-х начале 90-х туда вечером не зашёл бы ни один здравомыслящий человек. Но поселившиеся там геи постепенно окультурили район: сейчас его можно назвать аналогом лондонского Сохо, он состоит из кафе, дизайнерских магазинов, крайне ухожен. И, наверно, Чуэка - один из самых весёлых и загульных кварталов.
Интересна и эволюция рынков в Мадриде. Например, центральный Сан Мигель превратили в подобие гастро-бара, только огромного. Когда его выкупали у торговцев, двое отказались продавать свои места – овощной и рыбный ларьки. Они до сих пор стоят, только качество работы и товара в них сильно повысили. Здесь можно попробовать множество тапас, устрицы, вино и так далее. После эволюции этого рынка в Мадриде появилось ещё несколько таких же, полностью перестроенных и превращённых в гастро-культурные центры.
Другой важный для городской среды элемент – это пространство крыш. Раньше большая их часть была закрыта, и какая-то смотровая площадка казалась потенциальной угрозой. Но в 2000-х годах бары и рестораны начали создавать на крышах свои пространства. Появилась прекрасная смотровая площадка в Центре изящных искусств, откуда можно увидеть Мадрид в точности как с балкона Кармен Мауры в фильме Альмодовара «Женщина на грани нервного срыва». Но в фильме-то вид нарисованный, искусственный, а здесь - живой.
Мэрия для всех
Сама мэрия, которой стало тесно в маленьком здании, переехала на площадь Сибелес, в бывшее здание телефонной станции. И опять же, власти перебрались в это здание не для того, чтобы закрыть его для города и заполонить бюрократическими заведениями. Они превратили здание в новое пространство CentroCentro, где кроме мэрии размещаются выставки, кафе, огромный атриум, по которому можно гулять, есть опять-таки крыша с видом на город.
И в этом, пожалуй, заключается символика современного города, в котором мэрия – это не что-то закрытое, а пространство, открытое для посетителей. Это символизирует слияние жителей и власти, которые вместе работают над тем, чтобы город трансформировался.
Сила энергетики Мадрида уникальна: это город, в котором интересно и здорово. И урбанистика здесь подстраивается под эту энергию, которой насыщена столица Испании.
Благодарим за помощь в подготовке материала Институт Сервантеса в Москве.