Опубликовано 06 августа 2016, 00:00
9 мин.

Слишком классический Париж

Как реконструировался один из самых красивых городов Европы
Управление большим городом накладывает на власти большую ответственность: как сделать так, чтобы миллионы людей чувствовали себя комфортно и безопасно, добирались на работу вовремя и среди каменных джунглей могли найти место для отдыха? Этот вопрос мы хотим задать жителям мегаполисов других стран. Они расскажут, как ремонтируются их города и что делается для того, чтобы люди чувствовали себя в них уютно&
Слишком классический Париж
Benoit Tessier / Reuters

Управление большим городом накладывает на власти большую ответственность: как сделать так, чтобы миллионы людей чувствовали себя комфортно и безопасно, добирались на работу вовремя и среди каменных джунглей могли найти место для отдыха? Этот вопрос мы хотим задать жителям мегаполисов других стран. Они расскажут, как ремонтируются их города и что делается для того, чтобы люди чувствовали себя в них уютно.

В рамках этого проекта МОСЛЕНТА поговорила с Антуаном Гьери из Парижа.

Как менялся Париж

Я постоянно живу в Париже вот уже восемь лет, до этого жил в Лионе, Берлине и Стокгольме. Так что я могу сравнивать столицу Франции с другими европейскими городами, видеть сходства и различия. За последние годы Париж сильно изменился. Самое большое изменение произошло в восприятии города людьми – и это просто потрясающе. Лет 10-15 назад Париж был другой — в городе для жителей ничего не делалось.

Но потом сменилась администрация, которая сказала: «Этот город должен быть удобным для людей». Дети должны играть на площадках, взрослые — иметь возможность бегать по набережным и заниматься другими активностями, должны быть бесплатные музеи, центры искусства, школы творчества и так далее. Многие изменения были направлены против автомобилей: нужно было сделать удобные условия для пешеходов, пересадить людей на велосипеды, а это значит, оборудовать велодорожки. Это всё полностью изменило город.

Лет 15 назад набережные Сены были сплошь автомобильными дорогами, больше там ничего не было. Сейчас здесь можно гулять, тут есть парки, игровые и концертные площадки, бары, кафе. Все индустриальные предприятия были переделаны, и сейчас на их месте кинотеатры, рестораны и так далее. Изменения коснулись таких мест, как, например, канал Сен-Мартен или парк Ла-Виллет. К примеру, есть знаменитый культурный центр под названием «104», на месте которого раньше было похоронное бюро. Ещё были огромные старые склады, из которых сделали стартап-центр Халле Фрейсине (Halle Freyssinet). Много чего изменилось, и парижане, конечно, этому рады, потому что есть больше мест куда сходить, где погулять. Все это благодаря новому городскому правительству, потому что оно хотело сделать город удобнее для жителей.

Это очень старый город, и время от времени его нужно обновлять. Когда на улицах ведутся какие-то ремонтные работы, люди особо не переживают по этому поводу. Да, жалуются, но это скорее в природе парижан – жаловаться на всё. В итоге же все понимают, что после ремонта улицы и набережные будут выглядеть лучше.

Минусы Ла Дефанса

Слишком классический Париж

© Кристина Афанасьева/РИА Новости

Моя квартира находится в самом центре – в районе Бурс. Это очень дорогое место, рядом музей Лувр, парк и дворец Пале-Рояль. Арендую я очень старые апартаменты, кроме того, у меня есть сосед, поэтому плата за жильё не такая большая, как в целом в этом районе. Работаю я консультантом по коммуникациям, моя компания находится в офисном район Ла Дефанс.

Он был спроектирован и построен в 60-70-х годах ХХ века: тогда власти думали, что перенести весь бизнес в одно место – это хорошая идея. Но главная проблема там – это транспортная доступностью. Да, туда ходит метро и автобусы, но это направление сильно перегружено. В вагонах постоянно давка, поезда ходят редко, бывает, что вообще не ходят – каждый день на линиях случаются какие-то технические проблемы, и состава может не быть около часа. На станциях почти всегда стоит запах мочи. Вот в таком кошмаре приходится добираться на работу каждый день – это реально большая проблема, которую сейчас стараются решить. Это не нормальная ситуация, потому что тысячи людей пользуются метро каждый день.

На работу я добираюсь на метро, потому что это единственный вариант. В Ла Дефанс недостаточно парковочных мест, к тому же иметь машину в Париже – это неудобно. Да, метро переполнено, но у людей нет выхода. Всё в этом районе было сделано для автомобилей, поэтому, когда ты добираешься туда на общественном транспорте или идёшь пешком до офиса, понимаешь, что для пешеходов здесь ничего не продумано, схема передвижения не практичная.

Трущоб не осталось

Вместе с городом изменились и сами люди. К примеру, много арабов, американцев и русских покупают себе в Париже апартаменты. И без того дорогой центр города стал ещё дороже, те районы, которые считались местом обитания среднего класса, тоже стали дорогими, а места обитания бедняков превратились в хипстерские кварталы. Малообеспеченным гражданам ничего не оставалось, как переезжать еще дальше от центра Парижа, туда, где жизнь дешевле.

Я много беседовал с теми, кто родился в Париже и прожил здесь всю жизнь. Они говорят, что раньше в Париже были места, которые можно было назвать трущобами. У людей, которые там жили, даже был свой акцент – они называли его «accent Titi». Это манера говорить была свойственна рабочему классу из бедных районов города. Сейчас его в Париже больше не услышишь, потому что трущоб не осталось, а все эти люди переехали на периферию.

Раньше типичный простой парижанин из рабочего класса был малообразованным и бедным. У многих был небольшой магазинчик или кафе, и это всё, чего они хотели от жизни. Теперь среднестатистический парижанин – это образованный человек с хорошим доходом, инженер или работник стартапа, который много путешествует и любит ходить по музеям. Во Франции стало жить и работать больше иностранцев – я заметил, что люди на улицах стали больше говорить на иностранных языках, чем это было, когда я приехал. Это современный, интернациональный город, в котором созданы условия для проживания множества национальностей.

Есть в Париже недостаток, в котором виноваты сами люди: город грязный – потому что все вокруг мусорят. И это раздражает. Мне интересно, станут ли люди когда-нибудь настолько образованными, чтобы не сорить?

Мы не боимся экспериментировать

Слишком классический Париж

© Игорь Носов / ТАСС

О том, как парижане воспринимают изменения в городе. Пример с Эйфелевой башней или стеклянной пирамидой Лувра очень хороший: когда появились обе эти постройки, они вызвали недовольство у людей. Местные считали, что это уродует образ Парижа. В итоге, как все мы знаем, и башня, и пирамида стали самыми узнаваемыми символами Парижа.

Дело в том, что французы не любят модерн – им нравится все классическое. Поэтому когда где-то появляется современное искусство, или какая-то необычная постройка, сначала все против. Но спустя какое-то время они не понимают, как жили без этого раньше.

Я считаю, что сейчас у людей больше свободы и возможностей что-то менять, принимать участие в изменении города. Современные парижане понимают, что изменения – это хорошо. Возможно потому, что большинство прогрессивно мылящих людей – молоды. Мы – будущее этого города, и мы можем сделать его таким, чтобы нам было в нем удобно, и мы не против новых проектов. Например, есть здание выставочного комплекса Les Docks, ярко-зелёного цвета и с очень необычной архитектурой, построено было относительно недавно. Никто не возмущается его внешним видом, всем оно нравится. Еще есть здание филармонии (Philarmonie de Paris) с сумасшедшей современной архитектурой – и никаких недовольств нет.

На мой взгляд, есть один недостаток в изменениях Парижа. Раньше в городе было много маленьких магазинчиков, где можно было купить газеты, книги, всякую мелочь. Сейчас их становится всё меньше и меньше – печально, ведь это была своеобразная часть Парижа.

Велодорожки и автобусные полосы

Ещё одно изменение, которое сделало город лучше – это появление общественных велосипедов и развитие велодорожек. Это сильно упростило жизнь велосипедистам, которые могут добраться теперь куда угодно. Для общественного транспорта на шоссе появились выделенные полосы, то есть автобусы теперь не стоят в пробках. Возможно, для автомобилистов это не очень хорошо, но зато это большой шаг для тех, у кого нет прав или кто не пользуется автомобилями, потому что теперь они могут добираться гораздо быстрее на автобусе.

Париж один из тех городов, где проблематично иметь машину. Все усилия мэрии сейчас сосредоточены на том, чтобы люди отказались от автомобилей: делается больше пешеходных зон, развивается общественный транспорт. Власти считают, что это сделает город удобнее для жизни и чище, снизится загрязнение воздуха, потому что все будут пользоваться метро и автобусами.

Я не хочу иметь машину, потому что метро для меня достаточно. Моя квартира в центре, а передвигаться здесь на автомобиле неудобно. Лучше я буду жить здесь и платить больше за аренду, чем жить на окраине и платить за машину. Кроме того, парковки дорогие и их мало.

Искусство везде

Слишком классический Париж

© Benoit Tessier / Reuters

Сейчас главный ориентир мэрии Парижа – это культура. Все проекты, которые делаются, так или иначе посвящены ей. Я думаю, это важная составляющая при изменении города. Искусство здесь повсюду: скульптуры, живопись, инсталляции, выставки и так далее. В течение года на открытых площадках проводятся разные фестивали, где можно с интересом и комфортом провести время.

Много администрация города сделала для ночной жизни: в местах, где раньше не было ничего, теперь клубы, бары. За все это веселье отвечает специальный человек из правительства: его должность так и называется – «мэр по ночной жизни». Это абсолютно новая должность и, как оказалось, очень полезная. Этот человек решает два вопроса: как отдохнуть тем, кто хочет покутить, и как не мешать тем, кто хочет поспать.

Изменения Парижу к лицу

Раньше в Париже законом было запрещено работать по воскресеньям – и это было ужасно, потому то ты не мог ничего купить. Не так давно они изменили это правило из-за туристов, потому что поняли: если в Париже магазины будут закрыты, шопоголики поедут в тот же Лондон, где все работает. Поэтому сейчас воскресенье – это рабочий день для магазинов, и это поменяло многое.

Я вижу различия между моей жизнью семь лет назад и сейчас. Например, если мне куда-то нужно доехать на автобусе и для этого требуется 20 минут, раньше на это ушло бы 40. Сейчас нет платы за вход в парижские музеи, как это было раньше, и в городе постоянно проводятся какие-то мероприятия, которые организует администрация. Самое приятное – это благоустроенные набережные, по которым я теперь бегаю – раньше это было практически невозможно. Можно устраивать пикники – не только в парках, но и в любых местах с красивым видом.

Сегодня я могу ходить в Париже в такие места, которые раньше просто были недоступны и неинтересны, но сейчас они благоустроены, и там есть, чем заняться. Мне кажется, что на сегодняшний день город как никогда обустроен для всех. Хотя бы взять тот факт, что в Париже теперь есть много скамеек с крутым дизайном, и это уже хорошо.

Париж прекрасен везде, и по нему просто не возможно не гулять. Ты можешь наслаждаться архитектурой, дизайном – для этого созданы все условия. Хотя Париж все еще слишком классический – ему, как мне кажется, не хватает современности.