Музей выходит в город
О будущем амфитеатре и японской концепции реконструкции ПолитехаК марту 2018 года вокруг Политехнического музея снимут грунт, обнажив цокольный этаж, террасы на отрытых склонах засадят кленами и калиной, а со стороны Лубянской площади создадут открытый амфитеатр приблизительно на 500 мест. При этом проезжая часть на Новой площади будет сужена, Политехнический проезд перекроют для автомобильного движения и возведут на его месте пешеходный мост. Концепция проекта принадлежит японскому архитектору Джунья Ишигами, а его разработкой и привязкой к московским реалиям занимались специалисты бюро Wowhaus.
МОСЛЕНТА выяснила у главного архитектора проекта Михаила Козлова, как корректировалась японская концепция, какие ограничения проекту задает соседство с Лубянкой и не превратят ли летние ливни Политехнический музей в замок, окруженный обводненным рвом.
Михаил Козлов, ведущий архитектор проекта
Японская концепция
Сейчас Политехнический музей, по большому счету, представляет собой остров, отделенный от города Новой площадью и Лубянским проездом, наземных переходов через которые нет. Мало кто задумывается о том, что здание музея так огромно, что занимает целый пролет между двумя станциями метро — "Лубянкой" и "Китай-городом". Когда идешь вдоль него, оно кажется бесконечным. А проект создания новой пешеходной зоны и "Музейного парка" призван объединить это пространство с городом и сделать его удобным для транзитного движения пешеходов.
В 2011 году фонд развития Политехнического музея устраивал международный конкурс по реконструкции исторического здания. Победила концепция японского архитектора Джунья Ишигами — именно он смог предложить смелый, инновационный подход, при этом деликатный и красивый.
Его идея заключалась в том, что границы музея не заканчиваются по ограничивающим его стенам, музей выходит в пространство города и начинает взаимодействовать с его тканью на равных.
Автор идеи хотел, чтобы с одной стороны Ильинский сквер у метро «Китай-город», а с другой — сквер у Соловецкого камня возле метро «Лубянка» «затекали» в пространство музея.
Для этого он предложил задействовать цокольный, полуподземный этаж, опустив уровень земли вокруг здания и засадив деревьями возникающие откосы и пространство двух его внутренних дворов. Таким образом, парк «прорастал» бы не только вокруг музея, но и внутри его, объединившись в единый зеленый массив с соседними скверами.
Но здание является памятником архитектуры, все его конструктивные элементы – под охраной. А чтобы реализовать все замыслы Ишигами, надо было бы ломать перекрытия, что, разумеется, никто делать не станет. Так что от части предложенных им решений пришлось отказаться, и они были переработаны нами. Но в целом первоначальная концепция сохранилась.
Новый облик
На минус первом этаже раньше размещались хранилища, и он не был доступен для посетителей. А теперь весь этот объем станет общественным пространством, которым будет пользоваться не только музей, но и город. Организуются выходы из здания напрямик в парк, для чего не нужно будет подниматься на отметку тротуара и возникает транзитная связь, которая соединяет две станции метро – «Лубянку» и «Китай-город».
При этом можно будет проходить как через здание музея, так и через новые открытые галереи, которые появятся со стороны Политехнического проезда, сквера у Соловецкого камня и Новой площади.
Подземный уровень музея, который станет теперь его первым этажом, с одной стороны будет представлять из себя транзитный хаб, который распределит посетителей внутри самого музея. Здесь же будут расположены и временные экспозиции, для осмотра которых билет не нужен. Еще тут расположатся так называемые «посольства» крупных компаний, которые готовы показать самые последние технологические достижения, существующие сегодня в мире.
Таким образом, каждый посетитель, оказавшись в этом пространстве, узнает, что теперь представляет из себя обновленный музей, и в то же время сможет зайти в кафе или отдохнуть, сидя на скамейке, в тени деревьев, которые будут высажены на террасах.
Сети Лубянки
Склоны, спускающиеся к музею, Ишигами предполагал сделать довольно пологими, сплошь засадив их травами и деревьями. Но границы проектирования и участка не позволяли сделать эти склоны такими широкими, для этого пришлось бы захватить гигантские куски проезжей части со стороны Новой Площади и Лубянского проезда. Со стороны Лубянской площади его проект предполагал пологий спуск от самого Соловецкого камня. Но когда нам прислали все материалы по геоподоснове, стало понятно, что гигантское количество проходящих здесь подземных сетей не позволяет этого сделать.
Таким образом, пришлось и с этой стороны надо сокращать объем создаваемой парковой зоны. Самый крупный коллектор решено было обойти и начинать отрывать склон в сторону музея по его границе.
Даже при этом адаптивном решении треть бюджета всего проекта уходит на вынос сетей. Довольно большие деньги, при том что люди, которые будут сюда приходить, никогда и не задумаются об этой части работы.
Когда мы определились с границами, в которых нам предстоит работать, стало понятно, что решение, предложенное Ишигами, надо пересмотреть, но при этом сохранить саму идею плавного «затекания» парка под музей. Так что мы придумали свое решение — террасы, спускающиеся от тротуара к подземному уровню музея.
Со стороны Новой площади это позволяет минимизировать откосы, а террасированный амфитеатр со стороны Лубянской площади обходит большую часть подземных коммуникаций и организует главную площадь перед музеем. Она станет общественным местом, где будут проходить не только лекции, читки и семинары музея, но и городские мероприятия. Расчетная вместимость площади — около 500 мест, не учитывая зеленых склонов, на которых также смогут располагаться зрители.
Типология такого ступенчатого амфитеатра весьма распространена. Во многих городах есть подобная знаковая лестница, на которой собираются и проводят время люди. Самая известная из них — Испанская лестница, которая является одним из "мест силы" Рима, на ней встречаются и сидят все от мала до велика, и туристы, и местные. И мы очень рассчитываем на то, что перед Политехническим музеем возникнет такое новое "место силы" Москвы, куда люди будут приходить, чтобы встретиться и отдохнуть.
Клены и липы
Получается, что террасы амфитеатра и откосов сливаются и объединяют решение для всего пространства вокруг музея. Где-то на них будут размещаться скамейки, где-то будут высажены кустарники и деревья и таким образом предложенная Ишигами идея парка будет сохранена.
Все деревья — в основном это остролистные клены «Колумнаре» — будут здесь расти на высоком штамбе, а высаживаемые кустарники будут подобраны из тенелюбивых, учитывая недостаточное количество инсоляции на террасах.
В первую очередь это будут спирея и калина. Они будут иметь декоративный вид в любое время года.
За счет сужения проезжей части на Новой площади вдоль фасада здания будет создан тротуар, отделенный от нее зеленой полосой, на которой будут посажена аллея лип. Что примечательно, в середине XX века озеленение вдоль здания выглядело так же. Правда, никто тогда не задумывался о том, что именно липы лучше всего подходят для посадки вдоль трасс и не только красивы, но и хорошо чувствуют себя в условиях городской загазованности в отличии от тех же хвойных, которые в таких условиях быстро гибнут.
Усиленная ливневая канализация
Учитывая прошлогодние истории, когда в сильные ливни подтапливало центр, нам бы меньше всего хотелось услышать, что мы сделали проект, который в дожди превращается в ров с водой и перекинутыми через него изящными мостиками. Так что какое-то время мы потратили на поиск аналогичных и реализованных решений, чтобы воспользоваться уже наработанным опытом. Потому что понятно — уборку такой территории осуществлять проблематично.
К большому сожалению выяснилось, что по всему миру было реализовано совсем немного таких «рвов» под здание.
Самый интересный такой проект мы нашли в Мельбурне, где подобным образом оформлен торговый центр и подземный уровень превращен в бесконечный фудкорт. Но климат у нас разный, снега там нет. И если с отводом воды все более-менее ясно — у нас будет создана усиленная ливневая канализация с мощными насосами, то со снегом мы довольно долго не могли понять, что делать.
Остановились на варианте мощения с подогревом, которое в Москве уже успешно применяется у мэрии и Путевого дворца. Таким образом, вся территория, прилегающая к музею внизу, будет отапливаемой.
Дорожная ситуация
Проект стартует в ближайшее время, срок его окончания — весна 2018 года. Деревья, скорее всего, будут высажены следующей весной. С другой стороны Новой площади идет программа "Моя улица", которую реализует департамент капитального ремонта, они тоже будут высаживать липы, таким образом, мы получим единую симметричную аллею.
Первый и самый сложный блок работ будет связан с удалением грунта вокруг здания и строительством подпорной стенки. Реставрационные леса с фасада уберут на то время, пока будет рыться котлован. Одновременно будет создаваться ливневая система, иначе дождевая вода в период строительства хлынет в здание. Дорожная ситуация у музея, конечно, осложнится тем, что вдоль здания со стороны Новой площади департамент строительства будет создавать две выделенные полосы под общественный транспорт, отделенные от основной трассы бордюром с фонарями и сетью троллейбусных проводов.
Дополнительные пространства
Новое общественное пространство вокруг здания позволит Политехническому музею зажить совершенно по-другому. Все те функциональные зоны, которые теперь переносятся в подземный уровень, позволят отдать под экспозицию освободившееся место верхних этажей.
Кроме того, новые площади дадут музею дополнительные возможности и функции: там будет создан новый лекторий, появится образовательная зона для детей.
В целом такое расширение было необходимым условием для того, чтобы Политехнический музей обновился и снова стал актуальным. Ведь в наши дни любой старый музей, чтобы оставаться современным и востребованным, должен меняться, развиваться и расти.