Приподнятое озеленение — московские улицы унифицировали

Урбанистика
Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

7 сентября на сайте правительства Москвы был опубликован «Сводный стандарт благоустройства улиц Москвы», принятый 4 августа этого года. МОСЛЕНТА выяснила историю создания и перспективы применения этого документа у архитектора КБ «Стрелка» Екатерины Малеевой, руководившей проектом разработки стандарта благоустройства.

Полтора года подготовки

За последнее десятилетие многие мегаполисы мира разработали свои стандарты городского благоустройства. Самый известный из них, разработанный NACTO - Национальной ассоциацией городского транспорта США, недавно был переведён на русский язык. Но и этот, и другие подобные документы в Москве использовать нельзя: улицы, проспекты и вся структура любого большого города уникальны и всегда требуют разработки и применения «индивидуальных настроек».

Для нашей столицы таким документом стал «Сводный стандарт благоустройства улиц Москвы», создававшийся более года. КБ «Стрелка», выиграв открытый конкурс на сопровождение реализации городской программы «Моя улица», подписало в марте 2015 договор с Департаментом капитального ремонта Москвы. В марте этого года КБ сдало заказчику выполненную работу в четырёх книгах, содержащих типологию, решения-профили для каждого из 10 типов московских улиц, подробные рекомендации по отдельным элементам благоустройства и организации самого процесса проектирования. Чтобы создать этот документ, КБ привлекло к работе целый пул российских и международных экспертов, и проанализировало более 3.000 московских улиц.

Da638b35a3e6a225608308725e96f790565df0ca

Функциональное зонирование улицы.

Изображение: сайт www.mos.ru

«Сводный стандарт», объединяющий основные положения четырёх книг, разработанных КБ, с марта по июль кропотливо выверяли: документ разослали по департаментам правительства Москвы и скорректировали с учётом всех полученных замечаний. Теоретическую часть и обоснование предложенной типологии в «Сводном стандарте» сократили, оставив максимум подробной информации для проектировщиков, разрабатывающих проекты благоустройства.

Рекомендательный характер

На первых же страницах, в общих положениях «Сводного стандарта», объясняется, из чего он состоит и для кого создан. Предназначается этот документ для органов исполнительной власти и государственных учреждений Москвы, авторов и непосредственных исполнителей проектов благоустройства, и устанавливает «рекомендации в отношении разработки проектов благоустройства территории — улиц города Москвы и примыкающих к ним территорий».

Эти рекомендации относятся «к определению границ объектов благоустройства и принципиальным планировочным и архитектурно-пространственным решениям» по организации: пешеходной и велосипедной инфраструктуры и инфраструктуры общественного транспорта, озеленения, освещения, и уличной навигации. «Сводный стандарт» содержит подробные и детальные рекомендации по созданию и организации: освещения, ограждений и городской мебели, уличного покрытия и инженерных систем.

«В России и в Москве на сегодняшний день существуют СНИПы (строительные нормы и правила), которые носят обязательный характер, они относятся к обеспечению безопасности жизнедеятельности, — объясняет архитектор КБ «Стрелка» Екатерина Малеева, руководившая проектом разработки стандарта благоустройства.— Есть своды правил – СП, например «СП Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», и он носит рекомендательный характер, хотя это — единственный документ, который описывает такую сферу деятельности. И все пользуются этим СП, потому что другого документа до сих пор не было. А обязательны к применению у нас только нормативные документы, которые имеют отношение к безопасности. Поэтому то, что наш «Сводный стандарт» носит рекомендательный характер — это нормально».

Екатерина подчеркивает, что итоговый документ не только суммирует относящиеся к городскому благоустройству СНИПы, СП и ГОСТы, которые в КБ «Стрелка» досконально проанализировали, чтобы созданные рекомендации им не противоречили. В «Сводном стандарте» предложен ряд новых городских решений, которые ни в каких российских документах и стандартах не фигурировали.

Эти предложения имеют непосредственное отношение к комфорту, так как «Сводный стандарт» призван создать комфортные условия для «пользователя города» в ситуации, когда базовые потребности уже удовлетворены, а безопасность обеспечена.

Типы улиц

«Сводный стандарт» делит Москву на три зоны: центр, или историческое ядро — в пределах Садового кольца; середину — между Садовым и Третьим транспортным кольцом и периферию (Новая Москва в Стандартах не рассматривается). В каждой из них выделяются несколько типов улиц, и для каждого такого типа предлагается по три набора решений, применимых при разном уровне финансирования проекта. По сути, это большой конструктор для проектировщиков, который предлагает комбинировать готовые блоки решений.

Для каждого типа улиц рекомендован свой алгоритм благоустройства. На периферийных (1П, 2П, 3П, 4П) предлагаются схемы расположения шумо- и пылезащитных насыпей вдоль проезжей части, велопарковок и двусторонних велодорожек, пешеходных переходов и выделенных полос для общественного транспорта.

На серединных (5С, 6С) рекомендуют создавать приподнятые пешеходные переходы, места для отдыха, парковочные карманы, и односторонние велодорожки с велопарковками.

На центральных (7Ц, 8Ц, 9Ц, 10Ц) показаны автомобильно-велосипедные полосы, пешеходные зоны, парковочные карманы и «приподнятое озеленение».

В отдельную категорию выделены порядка 50 уникальных московских улиц, которые требуют индивидуальных подходов к благоустройству. Этот список открывают Тверская, Новый Арбат, Бульварное и Садовое кольцо.

Готовые решения

Основной объём готовых решений, которые предлагает «Сводный стандарт», относится к хорошо нам знакомым и понятным моментам благоустройства улиц: где и как ставить фонари и лавочки, на каком расстоянии от проезжей части сажать деревья и как мостить тротуары в тех местах, где под ними проложены коммуникации. Но есть ряд уникальных решений, в Москве еще не реализованных.

Например, в процессе работы с немецкой компанией Transsolar, специалисты которой консультировали КБ по вопросам климатического комфорта, выяснилось, что главная экологическая проблема Москвы связана не с выхлопными газами и СО2, а с пылью, которая возникает при трении шипованных покрышек об асфальт.

7f7a084ef038359f414628fb736b90a1e3dc13cc

Шумозащитные насыпи.

Изображение: сайт www.mos.ru

«Сводный стандарт» рекомендует блокировать такое загрязнение, размещая между дорогой и пешеходной частью зелёную буферную зону. Вдоль неё предлагается размещать искусственный рельеф — миниатюрный земляной вал высотой около полутора метров, который не только будет выполнять шумозащитные функции, но и блокирует до 70 процентов пыли, которая не будет разлетаться в сторону жилых домов.

Другое новаторское для Москвы решение — создание «эко-резервуаров», призванных разгрузить ливнёвую канализацию. По сути это небольшие пруды и ведущие к ним биодренажные канавы, куда в теплое время года будет попадать часть дождевой воды с проезжей части, а зимой — часть убранного с улиц снега.

Планируемый результат

«Сводный стандарт» в следующем году дополнят стандарты для рекреационных зон и общественных пространств в Москве, над разработкой которого уже работают специалисты КБ «Стрелка». Практика показывает, что появление подобных документов всегда влечет за собой изменение сценария поведения горожан.

Например, за 10 лет, которые прошли с того момента, когда аналогичная программа была проведена в Копенгагене, и в датской столице сделали хорошие, удобные общественные пространства, время пребывания горожан на улице увеличилось на 20 процентов.

«Сводный стандарт» создавался, чтобы повысить и выровнять качество городской среды в Москве, сделать её комфортной и для автомобилиста, и для пешехода и для велосипедиста, улучшить качество воздуха и дать дополнительный стимул развитию уличной торговли.

91f1e75eea5b92af1d0f66f9846773a7b10da771

Архитектор КБ «Стрелка» Екатерина Малеева

Фото: Институт «Стрелка»

Появление этого нового документа не отменяет старых механизмов согласования проектов. Например, любое расширение тротуара, велодорожки или дополнительные пешеходные переходы по-прежнему нужно согласовывать с департаментом транспорта.

Какой именно будет процедура принятия городских проектов на основе «Сводного стандарта», покажет практика, определять это будут представители городских департаментов. На данный момент документ уже активно используется при составлении профессиональных технических заданий для российских и иностранных архитекторов. Екатерина Малеева рассказывает, что «Сводный стандарт» по словам уже поработавших с ним планировщиков, получился и содержательным и удобным:

«Знаете, есть настольная книга всех проектировщиков — справочник Эрнста Нойферта «Строительное проектирование», который содержит информацию обо всём: от стандартных длинны и ширины пары ботинок, которые нужно знать, чтобы спроектировать шкаф для обуви, до информации, необходимой для проектирования аэродрома. И мне кажется, мы сделали что-то похожее, только про благоустройство московских улиц».