«Мажоры» в миноре
Сегодня прокуратура опять отменила уголовное дело о хулиганстве в отношениии молодых лихачей на «Мерседес Гелендваген», устроивших гонки с полицией. Следствие не намерено отказываться от своей позиции. Пока представители правосудия пытаются договориться между собой, МОСЛЕНТА решила собрать все, что известно об этом инциденте.
Что произошло
23 мая сотрудники ГИБДД решили остановить «Мерседес Гелендваген» из-за отсутствия номеров. Однако водитель Абдувахоб Маджидов не подчинился. После этого шесть экипажей ДПС несколько часов преследовали «Мерседес».
Все это время владелец машины, 20-летний сын старшего вице-президента «Лукойла» Азата Шамсуарова - Руслан вёл с пассажирского сидения видеотрансляцию происходящего через соцсеть Periscope, оскорбляя сотрудников ДПС. Часть видеозаписи сохранилась.
Уходя от погони, водитель нарушил множество правил дорожного движения, в том числе выехал на красный свет. Спустя шесть часов, когда машину удалось остановить, водителю «Гелентвагена» выписали протокол за отказ остановиться и за езду без номеров. После этого его и других участников погони отпустили.
Кроме Шамсуарова и водителя, в автомобиле находились Виктор Усков и 22-летняя Мара Багдасарян, едва не погибшая в крупном ДТП на Кутузовском проспекте в прошлом году (которое, как писали некоторые СМИ, она сама и устроила). Папа Мары - владелец мясопереабытывабщей компании Эльмар Багдасарян. Некоторые СМИ писали, что девушка представилась дочерью прокурора и заявила, что ее отец в день заседания оплатил все ее неоплаченные дорожные штрафы примерно на 1 млн рублей.
Реакция полиции - наказать всех
Видеозапись с погоней быстро распространилась в интернете, и 26 мая глава московской полиции Анатолий Якунин выступил по этому поводу с официальным заявлением. Он раскритиковал инспекторов за слишком мягкое отношение к нарушителям и пообещал обратиться в СК, что позже и сделал. В отношении полицейских, недостаточно жестко наказавших водителя и пассажиров элитной иномарки и не доставивших их в отделение, началась служебная проверка.
После вмешательства Якунина трое молодых людей отправились в камеру для административно задержанных на 15 суток. Мара Багдасарян была арестована на 10 суток.
Полиция завела два уголовных дела о хулиганстве - одно в отношении водителя, который, кроме административного ареста, должен отработать 200 часов исправительных работ. Второе - по факту хулиганства, что позволяет привлечь к уголовной ответственности всех участников происшествия в зависимости от вины и роли в инциденте.
Прокуратура против СК и МВД
Однако постановления о возбуждении обеих уголовных дел было отменено прокурорами 28 мая - ведомство не нашло в действиях «золотой молодёжи» состава преступления, отвечающего ч. 1 ст. УК 213 (Хулиганство), а именно: «грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, которое совершено с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы».
Параллельно с полицией расследование инцидента начали в СК РФ – в первую очередь по статье 319 УК РФ (Оскорбление представителя власти). Но так как оскорбление, по версии следователей, было тесно связано именно с хулиганскими действиями, то и в материалах фигурировала соответствующая статья УК.
Официальный представитель СК РФ Владимир Маркин даже запустил в своем «Твиттере» соцопрос среди граждан на тему того, что же делать с «оборзевшими мажорами». Большинство подписчиков рассудили, что подобные вопросы должен решать суд.
Однако в процесс вновь вмешалась прокуратура: прокурор Юго-Западного административного округа города Москвы 1 июня предписал прекратить расследование уголовного дела по статье «Хулиганство» (максимальное наказание по ней предусматривает 7 лет тюрьмы) и расследовать только факты оскорбления представителя власти (исправительные или обязательные работы, либо штраф до 40 тысяч рублей). Но так как оба действия неразрывно связаны друг с другом, то фактически «золотая молодёжь» уже может выдохнуть свободно.
Пикантность ситуации придаёт тот факт, что по итогам следствия обвинительное заключение должен утвердить прокурор. А он может этого и не сделать.
В СК с позицией прокурора не согласны и будут обжаловать его решение вышестоящему прокурору. Если тот поддержит своего коллегу, представители СК будут обжаловать решение повторно - вплоть до Генерального прокурора РФ.