Москва-Крым. Дорожная инструкция
Корреспондент МОСЛЕНТЫ проехал по одному из самых популярных автомобильных маршрутов летнего сезона — от Москвы до Симферополя. Зафиксировал удобные заправки, посчитал стоимость бензина, оценил качество платных и бесплатных дорог. Заодно и искупался.
Планирование дальнего маршрута много времени не заняло. Навигатор показал, что расстояние от Москвы до Симферополя составляет 1.750 км. Оптимальный маршрут проходит через Воронеж на Ростов-на-Дону, а затем — на порт Кавказ в Краснодарском Крае. Так как автомобиль требует заправки примерно каждые 500 км, то именно эти опорные точки подошли по всем параметрам.
Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону
Из Москвы в дальний путь отправляюсь около 08:00. Первая заправка до полного бака — сразу за городом, примерно в 15 км от столицы. Здесь же завтрак. АЗС очень популярна у автомобилистов, но при этом очереди в KFC небольшие. На всё про всё потратил минут 20.
Отрезок от столицы до Воронежа — около 520 км, на него ушло 6,5 часов. В сам город заезжать нет никакой надобности, но машина уже заявляет, что «проголодалась». Так что на развязке перед Воронежем заправляюсь на «Лукойле», как раз и бонусная карта у меня есть.
Местное лукойловское кафе предложило обед из пельменей с пирожком. Дополнительно беру ещё кофе и салат, и общая стоимость ланча выходит около 300 рублей.
В отдельном здании рядом с заправкой есть платный туалет, комната отдыха с креслами и диванами и комната для родителей с детьми. Опыт показывает, что платные туалеты и комнаты отдыха всегда гораздо чище и комфортнее бесплатных. Поэтому экономить 15 рублей не вижу никакого резона.
По объездной ухожу на Ростов-на-Дону. После небольшого отдыха под Воронежем дорога идёт легче. Уже к 21 часу въезжаю в столицу Дона: расстояние около 560 км одолел за семь часов, а чуть больше тысячи километров от Москвы удалось преодолеть за 13 часов. Возможно, кто-то готов проехать его быстрее, но необходимости в этом точно нет. Получается ровно один световой день в дороге — комфортно и безопасно.
Дороги без дураков
Вот тут стоит прерваться и рассказать о дорогах, по которым автомобилист добирается из Москвы в Крым. Буквально самые заметные особенности.
Самое главное — трасса от Москвы до Крымского полуострова хороша. Не могу сказать «отличная», но и не «плохая». В основном на ней четыре полосы, по две в каждую сторону. Есть несколько узких участков в Воронежской и Ростовской областях и в Краснодарском крае, где движение осуществляется по одной полосе в каждую сторону. Но эти отрезки совсем небольшие. В пути не наткнулся ни на один серьезный ремонт.
Особое удовольствие доставляют платные участки. На маршруте их восемь. Сразу после пункта оплаты попадаем на широкую трассу, где в основном можно ехать максимум 110 км/ч. Здесь дежурят специальные комиссары, чтобы помочь в случае происшествия, а через каждые два километра установлены специальные терминалы, с помощью которых можно подать сигнал SOS. Ни одного поста ГИБДД на платных участках не встретил — зато есть видеокамеры, фиксирующие нарушения скоростного режима.
Стоимость проезда по платным участкам зависит от типа транспортного средства и времени суток. Ночью на мотоцикле, естественно, значительно дешевле, чем в разгар рабочего дня на многотонной фуре. Скидки на проезд предоставляются владельцам транспондеров — специальных устройств бесконтактной оплаты проезда для постоянных клиентов. Им даже не надо стоять в очереди — данные считываются автоматически, поэтому пункты оплаты такие водители проезжают без остановок по специальной полосе. Хотя и без такого устройства ни на одном пункте стоять больше 10 минут мне не пришлось — система работает слаженно, если только не напортачит водитель впереди.
В общей сложности за восемь участков платных дорог на участке от Москвы до Ростова-на-Дону я заплатил 585 рублей.
Естественно, у каждого платного участка есть альтернативная бесплатная дорога. На обратном пути специально проехал по одной такой (сэкономил 80 рублей). Трасса вполне приличная, хотя и дорожное покрытие, конечно, не идеал. Проблема в другом: там всего по одной полосе в каждую сторону. И едут по таким участкам в основном грузовики, хозяева которых экономят. Их много, поэтому обогнать их сложно.
Самой штрафоопасной оказалась Воронежская область. Здесь больше всего камер. По большей части старался не нарушать, но вёе-таки на два штрафа по 500 рублей нарвался — превысил. Уведомления через портал Госуслуг получил через неделю после поездки.
Удивили инспекторы ГИБДД в Ростовской области. Камеры у них в руках зафиксировали значительное превышение скорости на затяжном спуске по идеальной дороге. Когда они меня останавливали, в уме сокращал бюджет отдыха тысяч на пять. Но представитель правоохранительных органов только проверил документы и пожурил за превышение. «Будьте, пожалуйста, аккуратнее. Счастливого пути», — пожелал инспектор, не выписав никаких квитанций.
Надо сказать, ни по почте, ни как-то ещё штраф за это не пришёл. Наверное, такой психологический прием — давят на совесть. Ну что сказать? Работает.
Ростов-на-Дону — порт Кавказ
В Ростове-на-Дону советую отдохнуть подольше — часа полтора. Лично я всё это время провел в «Макдональдсе» — там всегда точно знаешь, что тебе принесут из еды, и есть бесплатный Wi-Fi. Поужинал, позвонил родным, посмотрел почту и соцсети. Этого времени вполне достаточно, чтобы тело отдохнуло от сидения. Заправка — сразу после выезда из Ростова-на-Дону на АЗС «Шелл».
Дальнейший путь до порта Кавказ проходит уже не так расслабленно, как по широченной платной трассе. Узких дорог всё больше, скоростной режим — не выше 90 км/ч, а на территории Краснодарского края много небольших населённых пунктов, где скорость ограничена до 40 км/ч. Надо отдать должное властям Ростовской области и Краснодарского края — дороги у них отличные, с хорошей светоотражающей разметкой.
Конечно, в темноте ехать намного сложнее, но зато не так много грузовиков. Мне же не повезло с погодой, ехал через грозовой фронт. Красиво и даже романтично, но мокрый асфальт со слепящими фарами встречных машин уверенности не добавляют.
Усталость наваливается примерно к часу ночи, когда добираешься до Славянска-на-Кубани. Заночевать можно прямо в машине на территории заправки. Мне 4–5 часов сна оказалось достаточно.
Когда выезжаешь на заре, правда, возникает ещё одна романтичная неприятность. В обычном для этих мест утреннем тумане кажется, что встречные машины выпрыгивают прямо в метре от тебя. Приходится ехать медленно и не отвлекаться.
Последняя перед Керченским проливом заправка «Лукойла» оказалась вполне приличной. В кафе на выбор полноценные обеды, кофе и пирожные, всё по достаточно демократичным ценам. Заправиться перед марщ-броском на Керченский полуостров очень важно: цены на топливо на другой стороне значительно выше. Заливаю полный бак.
Итого, путь от Ростова-на-Дону до порта Кавказ (около 450 км) занял около шести часов - без учёта ночёвки.
Паромная переправа
Единственным способом попасть на Крымский полуостров, если путешествуешь на автомобиле, сейчас является Керченская паромная переправа. По официальным данным, среднесуточный пассажиропоток в середине июня на переправе достигал 20 тысяч человек, а всего же за пять месяцев этого года паромами воспользовались около 1,2 млн пассажиров. Ежедневно в сторону Крыма и обратно перевозится 3,5–4 тысячи легковых автомобилей и около тысячи грузовиков. На линии порт Крым — порт Кавказ в середине июня курсировали четыре больших парома: «Протопорос-IV», «Олимпиада», «Майор Чапичев» и «Гликофилуоса III».
Такого аврала, как летом 2014 года, когда в очереди на переправу можно было простоять несколько суток, сейчас нет — хотя в случае скопления транспорта власти обещают увеличить число паромов. Но пока к такой мере прибегать не пришлось, и дело тут не в отсутствии транспорта. Количество желающих попасть на полуостров в сравнении с 2014 годом увеличилось минимум в два раза, но тогда поток туристов был полной неожиданностью, а теперь к наплыву готовы.
На подъезде в порту Кавказ обустроена большая площадка для ожидания. Здесь же можно приобрести билет на паром, но намного удобнее купить его заранее на сайте «Госпаром». Для владельцев электронных билетов отдельная очередь. Если таких автомобилистов мало, то задержка здесь минимальная. В моем случае ждать не пришлось совсем — сразу отправляюсь в сторону паромов. Стоимость перевозки моего легкового автомобиля составила 1700 рублей. Машины едут отдельно от хозяев, и поэтому людям нужно покупать билеты — по 150 рублей с человека, включая водителя. Животных перевозят бесплатно.
Но перед переправой всех ждут многочисленные досмотры разных служб безопасности. В первую очередь это ГИБДД: пост на подъезде к порту проверяет всех подряд, и грузовики, и легковушки. Здесь возникает первая небольшая очередь, задержка минут на 20. Хотя сама проверка заключается только в изучении документов на автомобиль и лиц пассажиров в салоне.
Основной досмотр ожидает нас уже перед самым паромом. Сотрудники службы безопасности Минтранспорта тщательно обследуют автомобиль — капот, багажник и бардачок. Попросили даже достать из машины сумки с личными вещами, фотоаппаратом и ноутбуком. Их пропустили через специальный сканер, похожий на те, что установлены в аэропортах. Этого оказалось недостаточно, ноутбук попросили достать из сумки и включить, также пришлось показать светящийся дисплей фотоаппарата и продемонстрировать, как щёлкает затвор.
После всех досмотровых процедур проезжаю на последнюю накопительную площадку и ожидаю погрузки на паром. Время ожидания здесь зависит только от размера парома и расторопности персонала. Обычно на погрузку уходит 30–40 минут.
Машину оставляю на нижней палубе, а сам со всеми остальными пассажирами поднимаюсь на верхнюю. Время в пути на пароме вместе со швартовкой судна — 20–30 минут, вполне хватает, чтобы перекусить. Цены в кафе адекватные, но ассортимент скудный. Скромный вариант — кофе с бутербродом — обходится в 250 рублей.
Серьёзное неудобство, на мой взгляд, — отсутствие на пароме Wi-Fi. Он нужен хотя бы потому, что при пересечении Керченского пролива меняется мобильный оператор, и все российские телефоны переходят в региональный роуминг. Настройки аппаратов не всегда срабатывают адекватно, а с интернетом можно было бы всё быстро поправить. Впрочем, жалоб на отсутствие сети я ни разу не слышал.
А вот разговоров про саму переправу много. «В 2014 году стояли в очереди 25 часов, — рассказывает одна из пассажирок своей соседке по кожаному дивану. — Это было невыносимо. Ни туалетов, ни еды нормальной. Сейчас здесь просто рай. Ждали всего около двух часов».
«А мы в 2015 году ездили к родственникам, паром ждали часов шесть. Сегодня и часа не стояли. Теперь будем ждать моста, когда можно будет спокойно ездить вообще без всяких паромов», — отвечает ей собеседница.
Мост через Керченский пролив обещают построить к концу 2018 года. Планируется, что после сдачи в эксплуатацию пропускная способность 19-километрового перехода составит 40 тысяч автомобилей в сутки, а максимальная разрешённая скорость на нём будет 120 км/ч. Параллельно с автомобильным мостом будет построен и железнодорожный, по которому будет проходить 47 пар поездов в сутки — то есть каждые полчаса по паре.
Стоимость и как ее снизить
По дороге от Керчи до Симферополя (220 км, около трёх часов в пути) не останавливался - я сыт, машина тоже. Этот отрезок — самый короткий и самый лёгкий.
Уже после окончания поездки собираю в одну большую стопку все кассовые чеки. Итак:
Стоимость бензина на дорогу от Москвы до Симферополя в общей сложности составила 5700 рублей. Заправлял везде бензин марки АИ-92, автомобиль с вариатором, средняя скорость движения на всём протяжении маршрута, судя по бортовому компьютеру, составила 100 км/ч. (Интересно, что обратный путь от Симферополя до Москвы вышел чуть дороже — 6200 рублей: полный бак при выезде из Москвы заметно дешевле полного бака в Симферополе).
На еду и питьё во время остановок и в дороге потрачено около 2000 рублей. Плюс также платные дороги и паромная переправа - в общей сложности маршрут «съел» 10000 рублей.
Признаюсь, нашёл очень эффективный способ сэкономить на поездке в Крым - впервые, и скорее для эксперимента, опробовал «сервис для попутчиков» BlaBlaCar. Он позволяет за небольшую плату брать с собой людей, которые едут в том же направлении. Причём на сайте можно даже ознакомиться с отзывами о людях, напрашивающихся к вам в машину. И если не хотите всю дорогу беседовать на тему психоанализа или слушать предложенную попутчиком экзотическую музыку, лучше сразу написать об этом. Кроме того, надо указать, можно ли курить в машине и как часто планируете останавливаться. Но - в багажнике своего автомобиля обязательно надо предусмотреть место для чужих вещей.
Со мной в дорогу попросились Аня и Тимофей, и мне повезло - ребята, как и я, оказались некурящими, развлекали всю дорогу интересной музыкой, рассказывали о путешествиях автостопом. За поездку от Москвы до Темрюка (не доезжая до порта Кавказ) они заплатили мне 3000 рублей. И мне выгодно, и они не в обиде — даже на поезде было бы дороже и с меньшим комфортом.
Отдых по-крымски
Спустившись с парома и проехав по крымским дорогам первые пару километров, начинаешь чувствовать подвеской 20-летнюю разруху. Складывается впечатление, что в Керчи дороги не ремонтировали с той самой героической обороны. Не доставляет никакого удовольствия и трасса от Керчи до Феодосии — на узкой двухполосной дороге приходится крепко держать руль, и постоянно существует риск угодить колесом в яму.
Зато есть что посмотреть. Ничего красивее крымских гор и алых маковых полей в жизни не видел. Часть маршрута проходит недалеко от побережья Чёрного моря. Под Феодосией, например, от трассы до пляжа — всего несколько метров. Невозможно проехать мимо и не искупаться.
Оставшиеся несколько десятков километров проходят почти незаметно. В Симферополь въезжаю уже под вечер. Двухдневная дорожная усталость рубит в один момент. На отдых от дальней дороги нужно не меньше суток. А дальше начинается отпуск с поездками в Евпаторию, Алушту, Ялту и, конечно, Севастополь. Если приехал в Крым на машине, то сидеть в городе точно не захочется.