Судились, чтобы не ремонтировать
Инвесторам всё-таки придётся отремонтировать больницу №63. Арбитражный суд Москвы отказал в удовлетворении иска Европейского медицинского центра (European Medical Center, EMC) к столичному департаменту городского имущества, отклонив его требование отказаться от реконструкции и эксплуатации городской клинической больницы №63. Решение ещё не вступило в законную силу, и специалисты убеждены: EMC будет апеллировать. Плохо то, что московский стационар по-прежнему не принимает пациентов.
Первая «ласточка»
Проект реконструкции больницы вызвал много шума. Соглашение о государственно-частном партнёрстве между сетью частных клиник ЕМС и департаментом городского имущества Москвы было заключёно в мае 2013 года. Передача ГКБ №63 в концессию стала первым соглашением такого рода в социальной сфере. Заключалось оно с целью улучшения материально-технической базы и снижения бюджетной нагрузки на содержание этого объекта государственной системы здравоохранения города, изношенность которого, по данным городского агентства управления инвестициями, на тот момент доходила до 80%.
Суть проекта проста: два лечебных, один лабораторный корпус и хозяйственные постройки бывшей ГКБ №63 (к тому моменту ставшей филиалом ГКБ №1 имени Пирогова) за 1 миллиард рублей были переданы ЕМС в аренду на 49 лет. На этой базе частники обязались создать четыре высокотехнологичных медицинских центра мирового уровня, медпомощь в которых оказывалась бы как в рамках программ обязательного медицинского страхования (ОМС), так и за деньги. «Качество услуг, независимо от того, оказываются они в рамках ОМС или на коммерческой основе, отличаться не будет», — утверждали в Европейском медицинском центре.
Выгода коммерсантов очевидна: за 1 миллиард рублей они получали бы специализированные лечебные корпуса в самом центре столицы (ГКБ №63 находилась на улице Дурова, рядом со станциями метро «Сухаревская» и «Проспект Мира», в непосредственной близости от Олимпийского проспекта). А по условиям концессии только 40% пациентов получали бы её за счёт бюджета, а вот 60% оплачивали бы медуслуги в полном объёме самостоятельно.
Обещанного три года ждут
Передача крупной и достаточно авторитетной больницы из муниципальных рук в руки частные вызвал шквал возмущения. Критики указывали на то, что больница была построена в советские годы на народные деньги, и передача её в частные руки - разбазаривание муниципальной собственности. Особенно с учётом распределения долей «платной-бесплатной» медпомощи.
«Необходимости в такой концессии не было, - считает глава Лиги защитников пациентов Александр Саверский. – У Москвы достаточно финансовых возможностей для того, чтобы самостоятельно содержать городские больницы на должном уровне. Подобные сделки усиливают частников и ослабляют государственную систему. В чьих интересах это делается? Уж точно не пациентов».
Не скрывали своего беспокойства и представители медицинских кругов столицы. Ведь ни одна частная клиника не в состоянии содержать крупную муниципальную скоропомощную больницу, имевшую 12 профильных отделений и являвшуюся клинической базой четырёх кафедр. Специалистов также волновал вопрос о медицинской аппаратуре: накануне создания государственного-частного партнёрства ГКБ №63 была капитально отремонтирована и (как и многие другие стационары столицы) дооборудована современной техникой. Серьёзные вопросы были и к менеджменту объекта, в результате которого к малокоечной частной клинике присоединили многопрофильную городскую больницу, работающую в режиме скорой помощи. Принципы управления этими стационарами — разные.
Опасения скептиков подтвердились: после объявления концессии все сотрудники ГКБ №63 были уволены, оборудование - вывезено. Прошло три года, а работы по реконструкции больницы так и не начались.
Между тем, сам по себе факт заключения этого контракта принёс EMC весомые репутационные дивиденды — котировки его акций заметно выросли. Руководство клиники это, по меньшей мере, не опровергало. «Рост бизнеса произойдёт за счёт новых инвестиций и освоения уже привлечённых по итогам частного размещения акций, - заявил в интервью РБК Игорь Шилов, один из топ-менеджеров ЕМС.- В наших планах создание пяти высокотехнологических медцентров, включая реабилитационный, перинатальный и другие».
Проверки с выводами, но без результатов
В 2014 году Счётная палата РФ проверила проект государственно-частного партнёрства и сочла, что переданная в концессию ГКБ №63 не находилась в аварийном состоянии и не требовала реконструкции, а соглашение составлено с нарушениями: концессионер был наделён правом сносить здания и возводить новые. То есть договор в окончательном виде противоречил конкурсной документации.
В конце 2013 года в Генеральную прокуратуру было направлено обращение группы московских правозащитников с «просьбой защитить право россиян на бесплатное лечение». Ответа не последовало.
Новый поворот эта история получила уже в начале 2016 года, когда Европейский медицинский центр обратился в Арбитражный суд с иском к департаменту городского имущества о требованием вернуть всё обратно: частникам — миллиард, городу — корпуса больницы. В качестве причины отказа от реставрации инвестор назвал именно замечание Счётной палаты о запрете сноса здания. EMC счёл, что это резко увеличивает их инвестиционные риски: «экономически выгоднее построить новое здание, а не проводить реконструкцию».
Столичные же власти не согласились с такой позицией истца и аргументированно объяснили суду, в чём инвестор не прав. Помимо прочего, по мнению юристов департамента здравоохранения, ЕМС пропустил все сроки исковой давности: обжаловать решение можно было в течение года. Но никак не в 2016 году. В результате судья Арбитражного суда столицы Дмитрий Рыбин отказал EMC в удовлетворении иска. Пока решение в законную силу не вступило, но и жалоба на него в вышестоящие инстанции пока не поступала.
Иск отклонили. Что дальше?
То, что концессионное соглашение в итоге дало трещину, и город, по сути, отстоял больницу, в Лиге защитников пациентов считают большой победой. «Как общественный деятель я рад произошедшему, - сказал в интервью МОСЛЕНТЕ Александр Саверский. – Это соглашение причинило большой вред системе здравоохранения города, лишив жителей целого района успешно действующей, многопрофильной больницы и права на бесплатную медицинскую помощь, которая, кстати, гарантируется Конституцией. Хорошо бы, чтобы наши чиновники об этом вспоминали почаще».
Итак, попытка частников уйти от своих обязательств провалилась. Но что будет с многострадальной больницей, три года простоявшей без дела? Когда её вернут городу? И кто ответит за те убытки, которые получила в результате этого концессионного соглашения система здравоохранения Москвы? Эти вопросы пока остаются без ответа. МОСЛЕНТА будет следить за развитием этой истории.