Тайна древнерусских надгробий, «опережающих» свое время
Ученые Института археологии РАН при раскопках в Высоко-Петровском монастыре в центре Москвы обнаружили две уникальные надгробные плиты 1512 года (эпохи Василия III). Благодаря находке археологам удалось понять, почему некоторые захоронения выглядят «моложе», чем должны, если судить по выгравированной на них дате. Также они смогли уточнить дату строительства храма святителя Петра.
«Это большая удача. В России самые древние надписи на плитах известны только с конца XV века, а целые надписные плиты начала XVI века очень редки. Особенно удачно, что эти плиты лежат на своих местах, над могилами, что совсем редкость, причем некоторые надписи сохранились целиком», - считает руководитель раскопок Леонид Беляев, заведующий отделом археологии Московской Руси ИА РАН.
Оба надгробия датированы 31 июля 1512 года, днем Преподобного Евдокима. Под одним погребен некий Епифаний (больше из надписи ничего понять нельзя), под другим – инок Феодосий Исаков, сын Окулинин, «волоченин» (из города Волочка). Плита Феодосия накрыта сверху большим надгробным камнем, который по орнаменту и особенностям шрифта относится к середине XVI века.
«На этом «верхнем» камне повторен тот же самый текст, но уже не лапидарным шрифтом, происходящим от книжного устава, а обычной «проволочной» вязью грозненского времени. То есть, кто-то из родственников или сам монастырь заказал и положил новую плиту, когда первая растрескалась», - поясняет ученый.
Беляев отмечает, что в том же монастыре в конце 1970-х годов была найдена плита инока Сергея Абрамова, датированная 1510-м годом, но особенности ее оформления указывали на более позднее время.
«Таким образом, мы видим целую группу надгробий 1510-х годов, переоформленных, видимо, на полвека позже, одновременно и одной группой мастеров в 1550-1580-х годах (эпоха Ивана Грозного)», - пояснил он.
Кроме того, под углами плиты Феодосия явно имелись опоры. Сохранилась только одна, в виде капители или базы маленькой колонны, стоящей на фрагменте вторично использованной чужой плиты.
«Этим ренессансным капителям под надгробной плитой больше неоткуда было взяться, кроме как со стройки собора, который возводил итальянец Алевиз Новый, строитель Архангельского собора в Кремле. Такие же капители сейчас можно видеть в итальянских городах, на ренессансных постройках», - говорит Беляев.
Таким образом, выяснилось, что уникальный восьмилепестковый храм, освященный во имя святителя Петра, начали строить не в 1514 году, как считалось ранее, а минимум на два года раньше.