Московское метро: что посмотреть на самых красивых станциях метрополитена
Линия метрополитена: Кольцевая
Для большинства гостей столицы, прибывающих в город на поезде, это первая станция столичного метрополитена. Вокруг нее объединены сразу три вокзала — Ярославский, Ленинградский и Казанский.
Она была построена по проекту знаменитого архитектора Алексея Щусева. К сожалению, сам он не дожил до ее открытия в 1952 году. Его не стало тремя годами раньше.
По задумке Щусева станция должна была стать своего рода главными воротами столицы, поэтому он уделял огромное внимание ее внутреннему наполнению, украшениям и символам, которые должны были наполнять это пространство. Проект был посвящен победе советского народа над фашистскими захватчиками.
«Комсомольская» расположена на глубине 37 метров. Она входит в число станций глубокого заложения, но сильно уступает по этому показателю некоторым другим платформам. При этом потолки здесь очень высокие — до девяти метров при стандартной высоте в пять с половиной. Ширина платформы также больше, чем у многих других станций, — 11,5 метра.
По обеим сторонам платформы расположены восьмигранные колонны. Всего их здесь 68. Каждая из них облицована мрамором. «Комсомольская» создана по всем канонам сталинского ампира с элементами классицизма и барокко. Освещение здесь обеспечивают огромные бронзовые многорожковые люстры и настенные светильники. В украшении станции и вестибюлей использовалась золотая смальта, чугунная обделка, различные виды гранита и мрамора.
На потолке — восемь мозаичных панно, иллюстрирующих обращение Иосифа Сталина к народу, речь, которую он произнес 7 ноября 1941 года. Тогда он назвал Великую Отечественную войну освободительной и справедливой и призвал соотечественников равняться на примеры знаменитых полководцев прошлого — Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других. Цитата из выступления вождя выгравирована на мраморной доске при входе на станцию. Здесь есть шесть мозаик, изображающих перечисленных Сталиным полководцев, а также советских солдат на стенах рейхстага.
Отдельно нужно уделить внимание богатой лепнине белого цвета, украшающей желтые своды станции.
Линия метрополитена: Сокольническая
Одна из старейших станций московского метро. Она была открыта еще в 1935 году и вошла в состав самого первого участка столичного метрополитена. Над проектом «Кропоткинской» работал архитектор Яков Лихтенберг со своим товарищем Алексеем Душкиным. При разработке чертежей самой конструкции станции и ее оформления оба вдохновлялись примерами подземной архитектуры времен Древнего Египта.
Первоначально станция называлась «Дворец советов» — рядом с ней на месте храма Христа Спасителя как раз планировалось возведение грандиозного здания с фигурой Ленина вместо шпиля. Но со временем ее переименовали, потому что проект дворца так и остался нереализованным.
Станция «Кропоткинская» известна своим вестибюлем — это изящная арочная конструкция, выделяющаяся на общем фоне как архитектурным решением, так и оформлением. Вестибюль находится в начале Гоголевского бульвара.
При этом сама платформа расположена на довольно маленькой глубине — всего 13 метров под землей. Для украшения станции использовались уральский мрамор, розовый и серый гранит, марблит. Освещение станции довольно необычно. Здесь нет огромных люстр или больших плоских потолочных светильников. Свет на «Кропоткинской» должен вызывать ассоциации с царскими пирамидами долины Гизы — светильники вмонтированы в капители колонн, так что с платформы невозможно их разглядеть, зато видны уходящие в потолок потоки света.
В 1937 году проект станции получил гран-при на Международной выставке в Париже, а через год — в Брюсселе. В 1941 году архитекторы получили Сталинскую премию.
Линия метрополитена: Люблинско-Дмитровская
Одна из относительно молодых станций метрополитена. «Достоевская» была открыта в июне 2010 года вместе со станцией «Марьина Роща». Относится к станциям глубокого заложения — она расположена на глубине 60 метров под землей.
Станция «Достоевская» была одним из самых известных столичных долгостроев. Работы по ее строительству были начаты еще в 1980-х, но следующее десятилетие внесло в проект свои коррективы, так что стройку надолго заморозили.
Особенность оформления платформы — сцены из романов Федора Михайловича Достоевского, изображенные на стенах. В свое время некоторые из них вызвали довольно резкую реакцию в среде москвичей. Для украшения станции были выбраны четыре самых известных произведения писателя — «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Бесы» и «Идиот». В каждом из этих романов достаточно мрачных и жутких сцен. Многие из них оказались на стенах новой станции метро.
Так, выйдя на «Достоевской» можно увидеть иллюстрации убийства Родионом Раскольниковым старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы, самоубийства Ставрогина и Свидригайлова, убийства Настасьи Филипповны и другие подобные картины.
Общественность возмутилась, некоторые активисты обвиняли оформителей станции в пропаганде насилия, но иллюстрации остались на своих местах. По словам автора мозаик, Ивана Николаева, без этих сцен невозможно было бы показать всю глубину и трагизм историй, рассказанных великим русским прозаиком.
Линия метрополитена: Замоскворецкая
Еще одна из старейших станций столичного метро, но ее уже условно можно назвать станцией второй очереди. Открытие «Театральной» состоялось в 1938 году, через три года после запуска первого участка Сокольнической линии.
Над проектом начал работать известный столичный архитектор Иван Фомин, а после его смерти в 1936 году его дело продолжил Леонид Поляков. Изначально станция носила название «Площадь Свердлова». Но в 1990 году самой площади, на которой находился надземный вестибюль станции, вернули историческое имя. По нему была переименована и станция метро.
Глубина станции составляет 35 метров. Ее оформление, по мысли архитектора Фомина, должно было вызывать ассоциации с театром. В конце концов, Малый и Большой театры находятся буквально в двух шагах от нее. Станция действительно напоминает зрительный зал, колонны — кулисы, а пространство между ними заставляет вспомнить о занавесе.
В оформлении станции было использовано много мрамора, архитекторы старались придерживаться принципов классицизма. Здесь было спроектировано множество ниш, в которых были установлены мраморные скамьи, на которых могли отдохнуть пассажиры метро. На стенах есть скульптурные вставки из глазурованного фарфора, изображающие представителей различных народов, живущих в Советском Союзе. Все они должны были показать различные грани театрального искусства в огромной стране. Здесь были представлены семь республик: Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Узбекистан, Украина и Россия.
Также на стенах расположены барельефы в виде фруктовых венков. По словам создателей, все они были сделаны по новой технологии, ранее не применявшейся нигде в мире. Таких огромных фарфоровых фигур просто никто раньше не делал.
Станцию сделали практически полностью белой или с облицовкой теплых оттенков, чтобы уменьшить ощущение, что пассажиры находятся довольно глубоко под землей.
За освещение здесь отвечают большие светильники-чащи в бронзовой оправе, а также светильники с круглыми плафонами, расположенные по стенам.
Линия метрополитена: Арбатско-Покровская
Эта станция была открыта в марте 1938 года в числе прочих станций второй очереди. Проект разрабатывал архитектор Алексей Душкин. «Площадь Революции» расположена на глубине 34 метров под землей.
Самые известные элементы оформления станции — скульптуры, установленные на платформе. Все они так или иначе посвящены революции 1917 года и ее участникам. Всего на станции установлено 76 бронзовых фигур. Руководил их созданием известный скульптор Матвей Манизер.
При этом самих образов — всего 20. Они повторяются по четыре, а некоторые — по два раза. Здесь можно увидеть рабочего с гранатой и солдата с винтовкой, крестьянина и матроса с наганом, парашютиста и девушку-стрелка, а также пограничника с собакой, студента с книгой, мать и отца с детьми и других.
Со станционными скульптурами связано множество легенд и народных примет. Самая известная и универсальная среди них — надо погладить нос пограничной собаки, чтобы во всем и всегда вам сопутствовала удача. Отдельно верный друг человека помогает студентам сдать сессию, а влюбленным — избежать измен любимого человека.
Еще один герой, помогающий москвичам и гостям города, — петух у ног птичницы. Его нужно погладить, чтобы была удача в финансах, а чтобы сбылось желание, нужно не только загадать его рядом с одной из четырех фигур птицы, но и покормить петуха изюмом.
Если нужно, чтобы сделка или переговоры с деловыми партнерами прошли успешно, необходимо потереть наган матроса. Чтобы защитить диссертацию, следует найти инженера и потереть шестерню, а для счастливого прибавления в семействе стоит потрогать за ногу ребенка на руках у мужчины.
Линия метрополитена: Арбатско-Покровская
Самая глубокая станция столичного метро. Глубина заложения — 84 метра от поверхности земли. Станция была открыта ровно 20 лет назад — в 2003 году. По версии болельщиков, посетивших столицу в рамках чемпионата мира по футболу 2018 года, она стала самой красивой на Арбатско-Покровской линии, обойдя даже станцию «Арбатскую».
Здесь находятся два независимых зала, соединенных переходами. Оформление станции посвящено двум главным освободительным войнам в истории России — Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне. Так, здесь можно увидеть панно работы Зураба Церетели, посвященное борьбе с Наполеоном. Второе панно, чьей темой стало противостояние с фашистскими захватчиками, было демонтировано в 2015 году и передано Российской академии художеств. Причиной стала техническая необходимость — строительство второго выхода.
Также стены украшены изображениями самых известных орденов — ордена Красой звезды и Отечественной войны, а также медалями «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За Победу в Великой Отечественной войне» и другими.
Станцию особенно любят москвичи, увлеченные палеонтологией. Ни на одной другой платформе столичного метрополитена нельзя найти столько отпечатков доисторических животных, как на мраморе, которым облицованы стены залов «Парка Победы». Здесь можно обнаружить головоногих моллюсков юрского периода, аммониты и белемниты.
Линия метрополитена: Сокольническая
Здесь нет богатой лепнины, мраморных колонн и люстр, больше подходящих для освещения королевских дворцов, но «Воробьевы горы» — невероятно красивая станция, чья уникальность заключается совсем в другом.
Это единственная платформа московского метро, расположившаяся на специально построенном для нее метромосту над Москвой-рекой.
Под названием «Ленинские горы» она была открыта в 1959 году и стала одной из самых передовых не только в Москве, но и в мире. Отличительной особенностью станции были панорамные окна, сквозь которые пассажиры могли любоваться красивыми видами на город и парк на противоположном берегу от спортивного комплекса «Лужники». На эту станцию нужно было не спускаться, а подниматься, что также было очень необычным. А чтобы попасть от одного из вестибюлей на смотровую площадку ансамбля при главном здании МГУ имени Ломоносова, пассажиры пользовались отдельно стоящей эскалаторной галереей.
В 1983 году станция была закрыта на реконструкцию, а через десять лет все были уверены, что она больше не откроется никогда. Но, к счастью, эта уверенность себя не оправдала. В своем современном виде и с нынешним названием станция была открыта в 2002 году. Спустя еще десять лет снова заработала и эскалаторная галерея.
Сегодня «Воробьевы горы» — не только остановка самого скоростного общественного транспорта столицы, но и полноценная арт-галерея. На платформе установлены специальные стенды и витрины, где регулярно проводятся различные выставки.
Линия метрополитена: Кольцевая
Свой современный вид станция метро приобрела при Никите Хрущеве. Руководителем проекта стал киевлянин Евгений Катонин.
«Киевская» расположилась на глубине 53 метров от поверхности земли. Все ее оформление было посвящено истории взаимоотношений и крепкой дружбы украинского и русского народов. Станция богато украшена барельефами с растительными орнаментами, также в декоре используются элементы, характерные для традиционной украинской архитектуры.
Станцию украшают мозаики из смальты и ценных камней. Они помещены в сложные и массивные рамки, выполненные с использованием символики, близкой украинской культуре. Так, в декоре часто фигурируют колосья, бутоны и гирлянды. На многих мозаиках были изображения Иосифа Сталина, но после развенчания культа личности они были убраны. Сами сюжеты мозаик большей частью относились даже не к взаимоотношениям двух народов, а к установлению советской власти на территории Украины.
Сам стиль оформления станции можно сравнить с украинским барокко XVII века, но специалисты отмечают, что здесь переплелось множество различных архитектурных стилей, сделав «Киевскую» одной из самых помпезных станций столичного метрополитена.
Линия метрополитена: Замоскворецкая
По словам специалистов, стиль, в котором была создана эта открывшаяся в 1938 году станция, можно назвать сталинской неоклассикой. Но одновременно с этим здесь можно встретить элементы ар-деко и хайтека.
Высокие сводчатые потолки заставляют забыть, что пассажиры находятся на глубине 33 метров под землей. На потолке расположены 34 ниши с мозаиками внутри. Эскизы к ним были созданы знаменитым советским художником Александром Дайнекой. Серия носит название «Сутки советского неба».
Колонны главного зала облицованы нержавеющей сталью. Для оформления станции использованы разные виды мрамора и гранита, известняк, а также редкие горные породы. Оформление при этом не имеет к Владимиру Маяковскому почти никакого отношения. Только в одном из вестибюлей установлен его бюст.
Все дело в том, что изначально станция должна была носить название «Триумфальной», как и площадь, под которой находилась. Но позднее последняя была переименована в Маяковскую, так что пришлось изменить и название станции метро.
Сегодня «Маяковская» — ценный объект культурного наследия регионального значения. Помимо того, что она служит остановкой общественного транспорта, здесь несколько лет назад стали проводить различные мероприятия. Так, на «Маяковской» можно, например, сыграть свадьбу, но только ночью, когда метро перестанет работать, а пассажиропоток иссякнет.
Линия метрополитена: Кольцевая
Эта яркая станция метро создавалась по мотивам сказок и легенд. Даже вестибюль здесь больше напоминает некое культовое сооружение, а не вход на станцию метрополитена. А оформление самой платформы ассоциируется со сказочными теремами, чертогами подгорного короля или Хозяйки Медной горы.
Сила Урала действительно обитает на этой станции, ведь в ее отделке использовали уральский мрамор. Также она богато украшена золоченым орнаментом и витражами. Всего здесь 32 витража. Они изображают волшебные растения, птиц, звезды. Над каждым — медальон с символикой разных профессий, в которых творчество имеет очень важное значение. Создатели станции таким образом отдали дань уважения художникам, музыкантам, архитекторам, энергетикам, агрономам и географам.
Станция была открыта в 1952 году, а ее архитектором стал снова Алексей Душкин.
Здесь же находится большое мозаичное панно «Мир во всем мире». Главная его фигура — мать с младенцем, который протягивает руки к голубю.