В Петербург — за два часа, в Подмосковье — по карте «Тройка», домой — на электрокаре. Как теперь будут ездить москвичи
В первую очередь, очередные изменения и нововведения коснутся самых масштабных городских транспортных проектов. Речь идет о новых станциях метро, МЦД, а также столичных трамваях. Так, в своем блоге мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что в ближайшие шесть лет в столице появятся сразу три новые линии метро — Троицкая, Рублево-Архангельская и Бирюлевская.
При этом по первому, состоящему из 11 станций, участку Троицкой линии поезда должны пустить уже в 2024 году. По изумрудной ветке метро можно будет доехать от станции «ЗИЛ» до Коммунарки. К 2030 году линия дойдет до Троицка и станет самой протяженной за пределами МКАДа — ее длина достигнет 40,2 километров.
Две станции графитовой ветки, иначе — Рублево-Архангельской линии метро, были запущены еще в 2018 году. Это «Деловой центр» и «Шепелиха». Оставшиеся должны быть запущены в 2027 году. Задача новой линии — соединить деловой центр «Москва-Сити» с международным финансовым центром «Рублево-Архангельское», а потом и объединиться с Бирюлевской линией.
Последнюю — рубиновую ветку — должны запустить в 2025-2026 годах. По ней можно будет добраться от станции МЦК «ЗИЛ» до Бирюлево Восточного и Западного.
По словам мэра столицы, до 2030 года в Москве появится 39 новых станций метро, а также будет построено или реконструировано девять станций Московского центрального кольца.
К концу 2023 года в Москве было уже 79 городских вокзалов. Фактически речь идет о новом стандарте строительства пересадочных узлов. Он позволяет пассажиром быстро и комфортно сделать пересадку сразу на несколько видов транспорта. Городские вокзалы оборудованы эскалаторами и лифтами, а также теплыми переходами и навесами, которые защищают от холода и осадков.
Такие пересадочные узлы создаются на МЦК и МЦД, фактически заменяя собой привычные платформы. К 2030 году планируется открыть городские вокзалы уже на 125 станциях.
С мая 2023 года у москвичей есть возможность оплачивать картой «Тройка» поездки в пригородных электричках. Правда, эта услуга доступна только для пассажиров Ярославского и Павелецкого направления.
Так, в прошлом году «Тройка» позволяла купить билет от Ярославского вокзала до Сергиева Посада, а также о Павелецкого вокзала до станции «Расторгуево».
В ближайшие годы система оплаты пригородных электричкой московской городской транспортной картой распространится на 39 станций обоих направлений. При этом стоимость билетов остается прежней.
Единственное ограничение — оплатить билеты на пригородные экспрессы «Тройкой» невозможно.
Добраться из Москвы до соседних регионов также станет проще и значительно быстрее. Об этом позаботились создатели проекта Центрального транспортного узла (ЦТУ). Как пишет Коммерсантъ, «ЦТУ — это сеть скоростных электричек, которые свяжут Москву с ближайшими регионами: Тульской, Калужской, Владимирской, Ивановской и еще семью областями».
В ближайшие шесть лет поезда должны быть запущены по всем направлениям ЦТУ. При этом количество самих поездов, курсирующих между Москвой и региональными центрами, а также другими крупными городами Центральной России, должно вырасти в шесть раз.
В итоге, ЦТУ должен облегчить перемещения между городами и регионами для 31 миллиона человек.
Когда-то появление «Сапсанов», способных менее, чем за четыре часа долететь от Москвы до Петербурга или обратно, было сенсацией. В ближайшие годы появится способ перемещаться между столицами еще быстрее, правда, все же чуть медленнее, чем перелет — он длится всего 1 час 15 минут, если не считать времени, проведенного в аэропорте.
На днях был дан старт строительству Высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) «Москва — Тверь — Великий Новгород — Санкт-Петербург». Как сообщает ТАСС, это будет первая в стране железная дорога, которая позволит поездам перемещаться со скоростью свыше 250 километров в час. Если точнее, скорость их движения составить около 400 километров в час.
Это позволит сократить время в пути от одной столицы к другой до 2 часов и 15 минут. При этом на маршруте планируется 16 остановок, в том числе четыре — на территории Москвы.
Плюсы очевидны — поездка в Петербург на таком поезде будет быстрее и комфортнее, чем дорога на дачу. Это увеличит сообщение между городами и позволит москвичам, к примеру, утром приехать в северную столицу, а вернуться домой уже к ужину.
Билеты на высокоскоростные поезда будут немного дороже билетов на «Сапсан».
Масштабные обновления ожидаются на действующих линиях столичного метрополитена. Во-первых, в марте на Замоскворецкую линию выходят поезда новой серии «Москва-2024». Это фактически новая и улучшенная версия составов серии «Москва-2020». Поезда более вместительные, комфортные, малошумные, оснащенные зарядными устройствами для мобильных телефонов.
Новые составы появятся и на МЦК. На линию выйдут современные «Иволги 4.0». В этих поездах пассажиров ждут кресла с подлокотниками, зарядные устройства трех типов, места для маломобильных граждан. Любители велоспорта смогут беспрепятственно провозить в них свои велосипеды.
Обновится и столичный парк электробусов. При этом частично и новые составы метро, и наземный транспорт перейдут на беспилотное управление.
В своем личном блоге мэр Москвы Сергей Собянин пишет, что «большую часть транспортного парка Москвы составят самые современные электрические модели российского производства: от машин такси – до пригородных поездов».
Электромобилей на улицах города действительно станет больше. Пока что они составляют всего лишь 0,2 процента от объема всего столичного автопарка. К 2030 году ситуацию планируется существенно изменить и увеличить количество электромобилей до семи процентов.
Не забудут и о зарядных станциях. Их разместят как в паркингах торговых и офисных центров, так и в обычных дворах, а также на улицах. За шесть лет их общее количество должно дойти до 30 тысяч.
Одним из городских ноу-хау прошлого года стало создание регулярного речного общественного транспорта. Эксперимент оказался удачным, так что это направление также планируется развивать в ближайшие годы.
Речной транспорт сможет связать друг с другом районы столицы, в которых сегодня курсирует только наземный транспорт, а также работает метро. Во многих случаях перемещение между ними по воде для жителей города будет проще и быстрее.
На сегодняшний день в Москве запущено только два водных маршрута — между причалами «Киевский» и «Сердце столицы», а также между причалами «Печатники» и «ЗИЛ». К 2030 году их будет уже семь. К тому же городские власти намерены обновить речной флот, заменив дизельные суда современными электрическими.
Столичный таксопарк, а также парк каршеринга в ближайшие год планируется существенно расширить. Так, сегодня по городу курсируют 70 тысяч автомобилей такси. К 2030 году их количество должно достигнуть 80 тысяч. В системе каршеринга количество машин также вырастет — с 33 до 40 тысяч.
Электросамокаты и другие средства индивидуальной мобильности также не исчезнут с городских улиц. Наоборот, если сегодня в сутки совершается порядка 350 тысяч поездок с их использованием, то к 2030 году ожидается, что за 24 часа поездок будет уже 750 тысяч. Чтобы обеспечить безопасность и комфорт пешеходов, столичные власти планируют упорядочить как использование СИМ, так и работу курьеров.
В столичном регионе существует концепция «бесшовной» работы транспорта между Москвой и городами Московской области. В первую очередь, речь идет о комфортном пользовании системой МЦД.
По плану властей региона, после запуска всех веток Московских центральных диаметров в центре внимания окажутся сами станции и их инфраструктура. В первую очередь речь идет о том, чтобы к ним было удобно подъехать на автомобиле. Так, рядом с новыми станциями будет развиваться сеть перехватывающих парковок, где можно будет бесплатно оставить машину, чтобы затем пересесть на МЦД. К 2030 году московские власти планируют обустроить более 150 тысяч мест на таких парковках в столице и области.