Город

Жизнь без «Бауманской»

Глава Басманного района рассказал МОСЛЕНТЕ, что изменилось после закрытия станции метро

© Сергей Мелихов / МОСЛЕНТА

В начале 2015 года закрылась на длительный ремонт станция метро «Бауманская». О том, как изменилась инфраструктура одного из старейших районов Москвы, чем он живет сейчас и какие изменения его ждут после открытия станции, МОСЛЕНТА беседует с главой муниципального округа Басманный Геннадием Аничкиным.

В начале 2015 года закрылась на длительный ремонт станция метро «Бауманская». О том, как изменилась инфраструктура одного из старейших районов Москвы, чем он живет сейчас и какие изменения его ждут после открытия станции, МОСЛЕНТА беседует с главой муниципального округа Басманный Геннадием Аничкиным.

— Геннадий Викторович, насколько сильно изменилась ситуация? Владельцы магазинов и кафе в вашем районе сильно пострадали из-за ремонта станции метро?

В этом есть своя прелесть: отсутствие парковки и проезда по улице сыграли свою положительную роль

Предприниматели явно почувствовали недостаток и отток покупателей. Для многих это очень чувствительные изменения, некоторые не выдерживают и закрываются.

С другой стороны, Бауманская улица стала свободней. И в этом есть своя прелесть: отсутствие парковки и проезда по улице сыграли свою положительную роль.

Есть и третья сторона — довольно конфликтная. После создания разворотного круга автобусов «М» на месте обрушившегося Басманного рынка (автобусы перевозят пассажиров бесплатно от «Курской» до «Бауманской») нам пришлось перенести ярмарку выходного дня фактически на прежнее место, на Ладожскую улицу. А стоит напомнить, что ранее именно из-за недовольства местных жителей мы эту ярмарку оттуда убрали в Старокирочный переулок, где теперь разворачиваются автобусы. В итоге жители близлежащих домов снова высказывают недовольство.

Вестибюль станции "Бауманская" Арбатско-Покровской линии

© Михаил Воскресенский / РИА Новости

После многочисленных жалоб мы на заседании муниципального Совета депутатов пошли навстречу жителям, немного передвинув ярмарку вглубь улицы, подальше от большинства жилых домов. Но и это временное явление. С помощью самих же жителей мы нашли новое место для ярмарки. Сейчас ждем решения префектуры Центрального округа и департамента потребительского рынка и услуг города.

— Кто в основном «ушел» после закрытия «Бауманской»?

Они даже не столько ушли, сколько потеряли клиентов. Это, в первую очередь, касается маленьких магазинов на Бауманской улице, или, например, парикмахерской напротив станции метро. Для них эти потери очень чувствительны. Большой отток также в обувных магазинах, где резко упали продажи.

— Хотя все это немного странно, ведь бесплатные автобусы от станции до станции идут беспрерывно и перевозят все тех же пассажиров, что ездили в метро.

У метро было много разных торговых палаток. Сейчас большую часть снесли, что улучшило криминогенную ситуацию

В любом случае все было доступней. Можно было ставить машины и увозить покупки на них, а не везти через весь город в руках. Мы получаем жалобы от владельцев магазинов и других торговых точек из-за сложившейся ситуации.

— А что стало с преступностью в районе?

Ситуация улучшилась, что нам подтверждает и начальник отделения полиции и районный прокурор. У метро было много разных торговых палаток. Сейчас большую часть снесли, что улучшило криминогенную ситуацию. Хотя хозяева приходили и жаловались, пытались продлить договор. Но это им не помогло. Зато стало больше порядка, да и продажа с рук тоже ушла.

**— «Бауманскую» закрыли не навсегда. Уже в начале года она вновь откроется. Есть что-то, что уже никогда не вернется? Сделаны ли какие-то выводы, есть ли прогнозы дальнейшего развития и изменений в районе? **

В первую очередь все волнения и ожидания связаны с парковочными местами. Мы понимаем, что жители Бауманской улицы очень недовольны тем, что заезд на улицу закрыт для любого личного транспорта. Очень сложно бывает объяснить сотрудникам ДПС, что человеку обязательно нужно проехать здесь, несмотря на «кирпич», потому что он здесь живет. Мы специально занимались этим вопросом и даже предложили группе жителей такой вариант: мы вам даем некие «охранные грамоты». Они, конечно, юридической силы не имеют, но мы от себя написали бы, что это жители района и что по согласованию с департаментом транспорта их не нужно штрафовать. В итоге даже этих писем не потребовалось. Проблема решилась мирным путем.

Пришлось также ставить запрещающие парковку знаки по целому ряду улиц. Что тоже вызвало определенные неудобства. Но все изменится после запуска станции метро, поэтому говорить об этом преждевременно. Зона платных парковок расширяется, и мы вместе с Департаментом транспорта говорим, что если есть желание жителей ограничить приезд людей из других районов города и иногородних — мы всегда готовы помочь. Это касается в первую очередь создания новых платных парковок.

Бесплатный автобус Мосгортранса, появившийся в связи с закрытием метро на реконструкцию

© Рамиль Ситдиков / РИА Новости

— Басманный район — место, где всегда было много ВУЗов, а значит и студентов. Как на них отразились перемены? Многие ведь обедали в тех точках, что сейчас закрылись.

Массового закрытия, все-таки, не произошло. Прибыли стало меньше, но кафе не закрываются. Особенно там, где идет поток студентов Бауманского университета. Более того, когда еще только принимали решение о реконструкции, мы дали возможность профессорско-преподавательскому составу университета высказать пожелания, организовали для них дополнительные парковки.

Есть другой вопрос, который мы в свое время согласовывали: открытие второго выхода со станции метро на Бакунинской улице. Но эта больная тема такой и осталась. Мы даже поднимали ее на встрече с мэром Москвы, считая ее для района одной из самых приоритетных. Но бюджетных средств у города на открытие второго выхода с «Бауманской» пока нет. И проект на какое-то время отложили.

На рынке жилья закрытие метро не могло не сказаться: цены на квартиры и на аренду жилых помещений упали

**— Среди местных жителей ходили слухи, что сопротивляются те, кто ставит свои машины на стоянке, на месте которой может появиться новый выход. **

Конечно, нет. Это не та сила, которая может противостоять такому важному решению. Особенно сейчас, когда метро активно развивается по всему городу. А для нас этот выход решил бы очень много проблем, в том числе и для изменения пассажиропотока тех же студентов. Но пока вопрос поставлен на паузу.

— Рынок жилья как-то изменился без метро?

Закрытие метро не могло не сказаться: цены на квартиры и на аренду жилых помещений упали. Нельзя сказать, что сильно - на фоне общего падения цен на жилье по городу - но, все-таки, отсутствие станции метро на ситуацию повлияло.

— С чем вы будете бороться в районе и дальше?

Мы стараемся избавляться от «шанхайских» палаток, которые громоздятся друг на друге. Это касается не только тех палаток, которые были возле станции метро, но и тех, что существуют на месте бывшего рынка. Там, кстати, предстоит большое строительство, как только вновь откроется «Бауманская». Сейчас из-за разворотного круга автобусов это просто невозможно. Нет подъезда.

Мы проводили опрос с помощью ВЦИОМ, что хотят люди видеть на месте рухнувшего рынка. Было опрошено персонально более 1600 местных жителей (это обязательная репрезентативная выборка). Для меня было открытием, что большинство выбрало дворец спорта с бассейном. И мэр согласился с мнением жителей.

— Но ведь говорили, что там будет немецкий культурный центр имени Гете.

Он тоже там будет, это никто не отменял, но основной объект — дворец спорта. И это не случайно. В районе, практически, нет бассейнов для детей района. Сейчас уже готов проект по застройке этой территории. Предусмотрены и зеленые насаждения. Конечно, будут и небольшие неудобства во время строительства, но это ненадолго.

Москва, улица Бауманская, 38

© Павел Москаленко / Фотобанк Лори

**— Не предусмотрен ли этим проектом какой-то проход, может быть, подземный, к дому любовницы Петра Первого Анны Монс? Уже не первый десяток лет дом недоступен, находится на закрытой территории завода, а его состояние вызывает большие опасения. **

Мы эту темы постоянно поднимаем в обсуждениях с различными представителями власти, но пока подвижек нет. Очень много юридических тонкостей и проблем. Но бросать ее не будем.

А если вернуться к вопросу о том, от чего мы еще будем избавляться в ближайшее время — от излишней рекламы. И это общегородская политика. Очень много избыточных табличек и вывесок.

— Что еще поменяется?

Есть идея сделать участок Ладожской улицы пешеходной, полностью закрыв ее для транспорта. До закрытия станции метро там постоянно парковались машины, на стрелке немецкого рынка между улицей Энгельса и Ладожской. И хотя их постоянно забирали эвакуаторы, ситуация не менялась. Да и проехать было нельзя. А там постоянно идет поток студентов и местных жителей. Это бы и аварийность снизило.

— Но ведь там сейчас и находится ярмарка выходного дня?

Мы ее оттуда уберем. Это временное место. Планируем перенести ярмарку в безымянный переулок возле Волховского переулка, чтобы и жители не беспокоились, и место было удобным.

— И последний вопрос тоже связан с транспортом. Во время реконструкции Покровки и Маросейки троллейбус №25 был временно заменен на автобус, что вызвало недовольство многих горожан. Троллейбус обещали вернуть. Прошел год…

На встрече с жителями района глава департамента транспорта города Максим Ликсутов однозначно обещал, что троллейбус вернется. Точнее не троллейбус, а электробус, который может на определенных участках обходиться без проводов, ведь их на Покровке сняли. Мы тоже надеемся, что обещание будет выполнено, как только закупят достаточное количество электробусов.

Олег Фочкин