Как рушится автомобильный рынок
Продажи автомобилей падают, автодилеры сокращают персонал, автопроизводители минимизируют свое присутствие в России. Эксперты рассказали МОСЛЕНТЕ, какой автомобиль лучше всего выбрать в условиях экономического кризиса и стоит ли ждать понижения цен на транспортные средства.
Дмитрий, сотрудник московского автосалона
Народные марки пострадали больше всего. Очень сильно просел весь модельный ряд Volkswagen, Ford, Renault. По решению американского автопроизводителя General Motors, полностью ушли с российского рынка Chevrolet и Opel. В кризисные времена все ужимают модельную линейку, отыгрывают потери новыми ценниками.
Читайте также
Исключением пока стали только корейские автомобили, особенно Kia Rio и Hyundai Solaris. Корейцы пошли своим путем. Они решили компенсировать кризисные явления долей рынка. Они имеют возможность загружать свой завод по максимуму, в будущем будут активно продавать запчасти.
Персонал дилерских центров сокращается. В этом бизнесе были заняты порядка 350 тысяч человек, уволены за последнее время от 15 тысяч до 50 тысяч человек. Это больше, чем в предыдущий кризис — тогда обвал продаж был резким, но коротким, он продолжался не более трех-четырех месяцев. В условиях кризиса все производители сужают модельную линейку, уменьшают поставки. Устанавливается ситуация двойного дефицита: некому машину продать, нечего купить.
По моим личным ощущениям, продажи по народным маркам упали процентов на 50 по сравнению с прошлым годом. Объективно нужно три-четыре года, чтобы люди привыкли хотя бы к нынешнему курсу доллара. Сейчас люди от ценников просто шарахаются. Например, Volkswagen Passat B7 в прошлом году стоил до полутора миллионов рублей. Сейчас цена начинается от двух миллионов. Люди просто остаются при своих старых машинах. И действительно, зачем что-то менять за космические деньги, если можно ограничиться плановым техническим осмотром.
В итоге, я думаю, у нас произойдет некоторая консервация нынешнего автопарка. Современный автомобиль при нормальном отношении и техническом обслуживании сможет пройти 200-300 тысяч километров. Менять автомобили будут все меньше и реже.
Устанавливается ситуация двойного дефицита: некому машину продать, нечего купить
Сергей Асланян, независимый автоэксперт, главный редактор сайта AMSRUS
Московский автомобильный рынок падает медленнее, чем российский в целом. В тучные годы в столице продавалось 300 тысяч новых автомобилей. По итогам нынешнего года будет продано порядка 250 тысяч автомобилей. Падение, получается, составит 15-20 процентов.
Надо понимать, что эти цифры всегда приблизительные, к тому же не все транспортные средства оседают в Москве. В советское время к нам ехали из регионов за колбасой, сейчас сюда стремятся для покупки автомобилей. Часть купленных машин из Москвы вывозится и регистрируется в других субъектах РФ.
Читайте также
Общероссийская статистика дает еще меньше поводов для оптимизма. Пик продаж пришелся на 2012 год. Тогда было приобретено три миллиона транспортных средств. По итогам этого года сбыть удастся полтора миллиона. Соответственно, падение составит 50 процентов, а по сравнению с 2014 годом — 38 процентов.
Эти показатели сказываются не только на рынке первичной продажи. В кризисе находится и рынок подержанных машин. Важно понимать, что какое-то количество людей не оправдало надежды производителей и дилеров. Они не купили себе новые машины. Те, кто не приобрел новую машину два года назад, сейчас не потащил ее на вторичный рынок. Соответственно, предложение подержанных автомобилей тоже неизбежно сокращается.
Другой момент — сворачивается сервисное обслуживание. В таких условиях дилер, понятно, начинает экономить. Сотрудникам сервисных служб урезают зарплату, вообще сокращают. Вместо опытного рабочего с зарплатой 100 тысяч появляется пэтэушник из Молдавии, который радуется 30 тысячам рублей. Падает качество сервиса, после этого убегает самый лояльный клиент. По статистике, от официальных дилеров после окончания гарантийного срока сейчас уходит 77 процентов клиентов. На начало года треть автодилеров была близка к банкротству.
Московский автомобильный рынок падает медленнее, чем российский в целом. В тучные годы в столице продавалось 300 тысяч новых автомобилей. По итогам нынешнего года будет продано порядка 250 тысяч автомобилей. Падение, получается, составит 15-20 процентов
Интересно, что народные марки подорожали примерно на треть, в премиум-сегменте цена повысилась только на четверть. Сейчас какой-нибудь Hyundai Solaris уходит за 500 тысяч рублей, хотя раньше приобрести его можно было за 350 тысяч. KIA Ceed стоила 620 тысяч, теперь — 930 тысяч. Renault Logan был 390 тысяч, теперь — 470. Но, например, Mercedes-Benz GLK поднялся от 2,1 миллиона до 2,9. Lexus nx200 в самой дешевой комплектации со слабым мотором можно купить за 2 миллиона.
Среди автопроизводителей сейчас в самом проигрышном положении те, кто поставил в нашей стране заводы финальной сборки. Такие компании хотели удешевить производство, но с наступлением кризиса, удорожанием заграничных запчастей, эти планы пришлось отложить. Для многих российский завод сейчас просто ярмо на шее. Такие автопроизводители не могут сказать «до свидания», помахать ручкой и уйти с рынка.
Читайте также
Андрей Топтун, руководитель отдела аналитики компании «АВТОСТАТ»
По нашим данным, в Москве за 9 месяцев этого года было продано 157 тысяч машин. В прошлом году за этот же период — 245 тысяч. Наибольшей популярностью сейчас пользуются автомобили марок Kia, Hyundai и Nissan. Самое большое падение наблюдается у Volkswagen и Renault. Они просели больше чем на 40 процентов.
Под термином «российский автопром» мы понимаем два бренда — «Лада» и УАЗ. За 9 месяцев 2015 года доля приобретения «Лады» в Москве незначительно, но увеличилась. В 2014 году эта доля равнялась 2,9 процента, в текущем — 3,7 процента. В следующем 2016 году ситуация продолжит нормализоваться. Это будет связано с появлением на рынке новых моделей АвтоВАЗа — «Лада Веста» и «Лада Икс-рэй», которые смогут составить серьезную конкуренцию бюджетным иномаркам. Обязательным должно быть правильное ценовое позиционирование отечественных новинок.