Город

Автодружба расчистит дороги

Где и зачем москвичи ищут попутчиков

© Алёшина Оксана / Фотобанк Лори

Часто автомобиль действительно оказывается самым удобным видом транспорта. Однако собственная машина есть в распоряжении не у всех. Тогда на выручку приходят соседи, коллеги и «френды» из социальных сетей.

Часто автомобиль действительно оказывается самым удобным видом транспорта. Однако собственная машина есть в распоряжении не у всех. Тогда на выручку приходят соседи, коллеги и «френды» из социальных сетей.

Идея захватить кого-то с собой, выезжая на машине, отнюдь не нова. Так добираются в гости, на шашлыки, за город. Однако в последнее время в Москве способы поиска попутчика стали гораздо шире – иногда «подбросить» готов и незнакомый человек. Принцип прост: люди находят друг друга, договариваются о месте встречи и месте назначения, скидываются на бензин – и едут, куда нужно. Цель поездки может быть любой. Как и способ найти друг друга.

###Кому это надо?

Искать попутчика можно с самыми разными целями. Один раз добраться до нужного места – самое простое и популярное, с чем чаще всего обращаются друг к другу пользователи социальных сетей (как правило, в районных сообществах).

Обращения подобного характера можно встретить чаще всего: попутчик в таком случае выступает в качестве замены официальному такси или частнику, «пойманному» на дороге. Выгода – в деньгах и в возможности договориться, например, об ожидании.

А спрос всегда находит предложение.

Девушка, разместившая предложения, объяснила МОСЛЕНТЕ: практика уже устоявшаяся. И никто, по ее наблюдениям, ничего не боится.

— По-моему, предложения вроде моего встречаются в последнее время все чаще. И всегда находится отклик, если кто-то о чем-то просит. Вообще помощь друг другу среди жителей района стала популярной, в том числе среди малознакомых людей, которые находят друг друга в сообществах.

Подобную практику многие превращают в постоянную.

— Мы с одной девочкой познакомились на форуме, потом выяснили, что соседки. Договорились каждое воскресенье ездить вместе в «Ашан» за продуктами. У нее есть машина, у меня нет. Недалеко, но на общественном транспорте неудобно! – рассказала МОСЛЕНТЕ Юлия, живущая на Ленинском проспекте. – Я отдаю половину денег за бензин, хотя иногда она даже против – не мелочись, говорит! По-моему, удобно. Но вот с совсем незнакомым человеком я бы не поехала.

###Что можно выиграть?

Первый вопрос, которым может задаться автомобилист, впервые решивший взять попутчиков: а что мне за это будет?

Самое очевидное – пассажиры компенсируют расходы на бензин. В результате каждый водитель будет тратить гораздо меньше, чем если бы ехал в одиночестве.

Появляется возможность поговорить. Байками, рассказанными московскими таксистами, уже никого не удивишь. Ведь бытует мнение – случайному попутчику ты расскажешь даже то, что никогда бы не рассказал другу (просто потому, что больше его никогда не увидишь). Впрочем, не исключено, что попутчики со временем станут приятелями.

Слова о том, что приятно делать добрые дела, уже набили оскомину. Однако факт остается фактом. Кроме того, доброта не обязательно ограничится простым «подвезти».

Две женщины в автомобиле

© Losevsky Pavel / Фотобанк Лори

— Мы помогаем бабушкам и дедушкам, которые живут в домах престарелых в разных городах, -- рассказала МОСЛЕНТЕ Елизавета Олескина, представитель благотворительного фонда «Старость в радость». – Для того, чтобы добраться до них с подарками, нам каждый раз приходится искать волшебников на машине. Находим их по-разному – через социальные сети, в нашей группе и в специальных группах автомобилистов. Всегда получается гораздо дешевле, чем брать такси – к примеру, до Тулы или до Ярославля мы доезжали чуть меньше, чем за две тысячи. А часто люди, кстати, вообще отказываются брать деньги – особенно после того, как заходят вместе с нами в дома престарелых: мол, лучше купить бабушкам лишнюю упаковку памперсов или диетической еды. И получается, что это уже не просто таксисты, а волонтеры. Как и мы. Кстати, часто отзываются женщины.

###Корпоративный принцип

Поиск попутчиков «по знакомству» может пригодиться и тем, кто хочет каждое утро добираться до работы, минуя общественный транспорт. При удачном стечении обстоятельств таким образом можно сэкономить время, деньги и нервы (которые потратятся во время часа пик в автобусе).

— Мы дружили в школе вчетвером. Потом поступили в разные институты, а на 18 лет моей подруге Насте папа подарил машину, — рассказала МОСЛЕНТЕ Евгения, недавно переехавшая из Троицка. – На учебу всем нужно было примерно в одно время, идея скидываться на бензин появилась сама собой. Все равно ведь вместе ездили, встречались по утрам – только на остановке маршрутки. А так – тепло, удобно и с музыкой. Включали, что сами хотели. И поболтать время есть. Теоретически, конечно, в Настину «шкоду» можно было бы и еще одного пассажира посадить. Тогда бензин бы еще дешевле вышел. Но у нас и так получалось в день примерно 50 рублей на человека. Да и цели такой не было. Все-таки Настя – не таксист. Ну а обратно уже ездили сами по себе, у всех все же разные планы.

В тех случаях, когда рабочее время у попутчиков совпадает, можно организовать поездку и туда-обратно. О подобной практике рассказал МОСЛЕНТЕ Олег, который долгое время добирался таким способом в аэропорт «Домодедово». Не ради путешествий, а на работу.

— Один коллега ехал из Балашихи и «подхватывал» нас на МКАДе. В итоге мы доезжали до аэропорта за час, а на общественном транспорте заняло бы не меньше двух. О выгоде в деньгах даже говорить глупо – мы раз в неделю скидывались, получалось, что одна поездка обходилась в 120 рублей. Конечно, это дешевле, чем аэроэкспресс или такси, да и рейсовый автобус – сомнительная выгода. Обратно, кстати, мы ехали так же. Удобно, быстро и приятно. Деньги, которые ты платишь, не остаются в кармане водителя, а уходят на бензин. Оплачиваешь только свой собственный проезд. Чем больше народу соберете – тем будет дешевле. Все очень честно. Должно радовать тех, кто не хочет дарить деньги «дяде». Только, на мой взгляд, здесь нам не грех бы перенять зарубежный опыт. Я точно знаю, что в Америке выделены разные полосы – для тех автомобилистов, кто едет один, и для тех, кто с пассажирами.

Впрочем, если среди коллег не с кем скооперироваться, огорчаться не стоит. Попутчика можно найти на специальном сайте в Интернете – например, http://www.dovezu.ru/ Работают они как для водителей, так и для пассажиров. Зарегистрированные пользователи указывают свои маршруты – и ждут отклика.

###Какие еще плюсы?

За последние годы большинство москвичей поверило: автомобиль – это действительно не роскошь, а всего лишь средство передвижения. Отказаться от комфорта собственной машины и коротать часы пик в общественном транспорте (пусть даже это и быстрее) готовы не все. Из-за обилия автомобилистов в городе и возникают пробки.

Практика поиска попутчиков (если речь идет о дороге на работу) может оказаться полезной и для города. Вместо пяти машин, в каждой из которых сидит по одному человеку, на улицу выезжает одна – с пятью пассажирами. Но, как объяснил МОСЛЕНТЕ Максим Воротилкин, заместитель председателя Московского городского союза автомобилистов, система еще слишком далека от идеала.

— Теоретически это может помочь нам решить проблему пробок на дороге. Кстати, в США была такая практика – если в машине собирается более двух пассажиров, водитель имеет право выехать на левую полосу. И тогда водители сами подсаживают к себе людей, чтобы ехать быстрее – то есть выигрывают все. Это помогает разгрузить дорогу. Если сейчас такое движение набирает популярность в России, то, в первую очередь, снижается количество машин на дорогах. Люди ездят не поодиночке. Но справедливости ради должен заметить, что сейчас в Москве очень популярен наземный общественный транспорт, и вряд ли люди от него откажутся. А сравнивать такие акции с услугами официального такси я бы не стал. Взаимовыручка и договоренности в частном порядке рассчитаны на не самых обеспеченных людей, а такси – это все-таки определенная роскошь.

Однако практика показывает, что де-факто люди пересаживаются к попутчикам не из своих машин, а из общественного транспорта. Отказаться от собственного автомобиля готовы немногие.

Люди голосуют на дороге в районе станции метро Лубянка

© Виктор Окнянский / ТАСС

— Так получилось, что мы с коллегой живем в соседних подъездах. В какой-то момент была идея ездить вместе, хотя мы оба автомобилисты – чтобы бензин экономить, — рассказала МОСЛЕНТЕ, Наталья, работающая в Красногорске. – Престиж «своей машины» мне, в общем-то, чужд. Но не прижилось. Во-первых, мой коллега очень лихо гоняет, я себя некомфортно чувствую. Во-вторых, я предпочитаю приезжать в офис пораньше, чтобы успеть прийти в себя. Да и обратно неудобно – получается, что каждый раз нужно друг друга ждать.

###Тонированным стеклам, мужским парам или пьяным – отказать!

Те, кто впервые слышит о практике поиска попутчиков среди незнакомых людей в Интернете, сразу же задумываются о безопасности такой авантюры. Это разумно, поскольку правило «Не садиться в машину к незнакомцам» многие помнят с детства. По мнению полицейского, истина проста: доверяй – но проверяй.

— Искать попутчиков на специальном сайте все-таки безопаснее, чем просто голосовать на дороге, хотя и ненамного. Люди хотя бы проходят регистрацию, оставляют отзывы друг о друге. Выявить неблагонадежного попутчика проще, -- рассказал МОСЛЕНТЕ сотрудник УВД по ЦАО Роман Михайлов. – Тем не менее, мы периодически продолжаем фиксировать факты совершения противоправных действий по отношению к случайным попутчикам. Статистики, к сожалению, нет. Чтобы выяснить, встретились попутчики на обочине или в соцсети, нужно проводить специальное исследование. Но все предсказуемо – могут что-то украсть, могут ограбить, а женщину могут и изнасиловать. Бывает еще и так: водитель предлагает уже нетрезвому пассажиру выпивку – мол, у меня сегодня сын родился! Туда подмешан наркотик. Потом человек очнется в больнице или в лесу, обобранный и раздетый. А то и с сотрясением мозга.

Кроме того, речь идет и о безопасности движения. В отличие от официального такси, здесь никто не сможет дать вам гарантии, что водитель трезв. И обладает достаточной квалификацией. Соответственно, выше шанс просто попасть в аварию.

— Мы говорим только об опасностях, которые подстерегают пассажиров?

Принято считать, что при частном извозе сильнее рискует пассажир. По крайней мере, он не может влиять на то, куда его завезут. Но, на самом деле, водителю тоже угрожает опасность. Могут точно так же ограбить. А бывает и по-другому: человек сажает к себе красивую девушку, она называет адрес – и там уже ждут преступники. Так водителя могут и ограбить, и машину отобрать.

Россия. Москва. 29 ноября. Во время снегопада на одной из улиц города.

© Александр Краснов / ТАСС

— Можно ли выделить какие-либо «критерии безопасности»?

Хотя преступность не имеет национальности и границ, я не рекомендую садиться к кавказцам. К сожалению, практика показывает, что достаточный процент таких правонарушений совершается ими. Потом, конечно, не стоит садиться в машину с тонированными стеклами. И тем более – без номеров. Как я уже говорил, нужно оценивать состояние водителя. Еще есть негласная рекомендация – не стоит подсаживаться в машину к двум мужчинам. Причем молодых людей это тоже касается.

Однако я все-таки считаю, что порядочных людей на свете больше. С обеих сторон. Поэтому не стоит бояться всего вокруг. И пора уже забыть о стереотипах. Например, из девяностых к нам пришло мнение – если девушка голосует на дороге (или, в данном случае, ищет попутчика), значит, жаждет приключений. И расплачиваться планирует понятным способом. Значит, если вдруг что – сама виновата! Все-таки в большинстве случаев девушки хотят просто доехать. А водители – подзаработать и довезти.