«Четыре миллиона человек ограничили в правах»: почему московское метро запретило провоз собак без переносок
С одной стороны, нынешние меры вполне законны. Положения включены в правила пользования метро, которые были утверждены постановлением правительства Москвы еще в 2008 году. Именно там прописано, что пассажирам запрещается перевозить животных и птиц вне клеток или специальных контейнеров (сумок). Однако многие уверены, что жесткое соблюдение этих норм принесет немало проблем.
«Что делать с большими собаками?»
Екатерина Дмитриева, директор Фонда защиты городских животных:
Тут смешалось все. С одной стороны, страсть из частных случаев выводить какую-то систему и наше неизбывное стремление все регламентировать. С другой же стороны… Если человек, не приходя в сознание, идет по метро с собакой на длинном поводке, значит, он не очень отдает себе отчет в том, что делает, потому что не понимает, что несет ответственность за свое животное.
Как тут быть? Я считаю, что все же не стоит запрещать провозить собак без переносок, потому что… Ну ладно, это можно сделать с маленькими собачками. А что делать с большими? Как поступить, если у вас, скажем, алабай, ньюфаундленд или дог?
У нас в стране почти 20 миллионов владельцев домашних собак. Сколько их в Москве, точно не знает никто, но цифра, думаю, вас впечатлит, потому что составит миллиона четыре. Понимаете, да? Сейчас четыре миллиона человек будут ограничены в праве на свободное передвижение со своим питомцем! Их начнут штрафовать, на них будут заводить административные дела…
Кроме того, нужно понимать: довольно часто владельцы животных спускаются с ними в метро не для того, чтобы погулять или поехать на дачу — то есть не для своего удовольствия, а, скажем, чтобы добраться до ветеринарной клиники. И что им теперь делать? Заказывать такси? Но далеко не каждый таксист посадит собаку в свой автомобиль. Значит, вместо официальных 150 рублей владельцу животного придется давать шоферу минимум 1000. Но далеко не все могут себе это позволить. И что тогда остается? Везти собаку на тачке через весь город? Наверное, такие вереницы с тачками мы скоро и увидим…
«Я лишился половины возможностей»
Александр Богословский, редактор, владелец немецкой овчарки:
Большая собака — это всегда довольно большие проблемы и большие траты, как финансовые, так и временные. Да и воспитывать их, конечно, сложнее… У меня дома уже год живет немецкая овчарка. Это охранная собака с очень понятными инстинктами, в меру агрессивная, которая все вокруг себя рассматривает как свою территорию. Короче, нюансов много. Но ни одного эксцесса, слава богу, у нас не случалось.
Да, мне с ней приходится ездить по Москве. До того как по размеру она стала напоминать помесь крокодила и бегемота, мы с ней легко передвигались на такси. Но все это уже в прошлом…
Мы вообще очень любим путешествовать, вот и решили недавно, несмотря на все трудности, поехать вместе отдохнуть, сняв дом у реки. Первую часть маршрута — до вокзала — мы преодолели на метро, на вокзале сели в поезд, выкупив полностью купе, а на месте, в Костроме, взяли такси. Это было так кайфово! Поэтому я уверен, то, что произошло на «Новоясневской», — просто несчастный случай, из которого не нужно делать никаких резких выводов. А нерезкие — нужно! Скажем, я в метро собаку вожу исключительно на коротком поводке…
Но вообще я немного в шоке, ведь большую собаку в переноску не засунешь, а значит, в метро с ней теперь вообще не попадешь, что, конечно, безобразие. Вот, скажем, у меня нет машины. И что? Теперь я лишился половины возможностей передвижения по городу? «Такси!» — скажет кто-то. Но в последнее время таксисты на собак реагируют истерично. Даже если ты указал в приложении, что едешь с питомцем, водитель извиняется и отказывается везти. Говорит: «Боюсь». Короче, замкнутый круг…
«Мне было дико стыдно»
Заира Борисова, дизайнер, владелица таксы:
У меня миниатюрная такса и нет машины. В метро с ней приходится ездить не чаще одного раза в месяц, чтобы добраться до электрички, когда мы едем на дачу.
Неизвестно еще, что больше будет раздражать пассажиров — скулящий запертый пес или довольная такса, которая сидит у меня на руках и никому не мешает.
Обычно в метро я держу собаку на руках. Почему не отпускаю на поводке? Нет, не потому, что она может убежать, у нас достаточно трусоватое животное. Дело скорее в том, что однажды наша такса решила сходить в туалет прямо в середине вестибюля станции «Савеловская». А поскольку я заранее еще дома выгуляла ее, то не была готова к таким сюрпризам: с собой у меня не было ни пакетика, ни салфеток. Мне было дико стыдно, я растерялась и позорно сбежала с места происшествия. С тех пор не спускаю собаку с рук все время, пока не поднимусь на улицу.
Правила перевозки собаки в метро я знаю, но для меня это кошмарно неудобно: я один раз в жизни переносила нашу таксу в переноске и чуть не померла! Несмотря на то что наша собака в принципе небольшая, а на тот момент весила не больше пяти килограммов, ее гораздо легче и удобнее взять на руки, чем тащить в одной руке весь этот вес. К тому же она всю дорогу в переноске жалобно скулит и неизвестно еще, что больше будет раздражать пассажиров — скулящий запертый пес или довольная такса, которая сидит у меня на руках и никому не мешает.
А что делать владельцам больших собак, я вообще не представляю: это где ж такие переноски брать?
«Не можешь справиться со своим животным — ответишь по закону»
Андрей Фомин, глава Союза защиты прав зоовладельцев:
Вообще-то здесь нет ничего нового. Требования к перевозке домашних животных метрополитен предъявлял всегда. Поэтому уже много лет народ и шел в зоомагазины за переносками для небольших собак и за поводками и намордниками для крупных. Но…
Я изучил мировую статистику. И она говорит о том, что в большинстве европейских стран действуют куда более лояльные правила в отношении перевозки животных, нежели у нас. Они базируются на единственном принципе: главное, чтобы животное не подвергалось опасности и не представляло опасности. А что у нас?
Я бы даже такой флешмоб предложил: тех, кто придумал такие правила перевозки животных и их защищает, повозить по метро в маленькой коробке, да еще и заклеив им скотчем все тело. Интересно, они согласятся?
Вот смотрите. На улице — жарища, в метро — духота. И вот в этих условиях мы должны засовывать собаку в переноску с ужасной вентиляцией, в которой, вдобавок ко всему, еще и очень мало места. Что в итоге? Стресс! Это первый момент.
Момент второй: у нас нет современного законодательства, прописывающего перевозку. Есть лишь постановление метрополитена, исходящее из идеи как бы что-то ограничить. Но зачем? Животное, находящееся в стрессе, куда более непредсказуемо, чем спокойное. Говорите, что, будучи запертым, оно не прыгнет на рельсы? Но, скажем, в Германии собаки на рельсы не скачут без всяких переносок. Почему? Все очень просто: там законодательство исходит из того, что хозяин со своим животным всегда может справиться. А вот если он не может, тогда будет отвечать за это по закону, и к нему будут применены санкции — например, за неправильное обращение с животным, повлекшее его смерть. Другими словами, способен ты перевезти свою собаку — перевози, не способен — отвечай за это. То есть ответственность лежит исключительно на владельце. Вот и у нас должно быть так же.
И еще один момент — намордник. У собак, как известно, потоотделение происходит через ротовую полость. Завязываем мы собаке рот — и все, у нее тут же нарушается теплообмен. Результат? Снова стресс и мучение! Я бы даже такой флешмоб предложил: тех, кто придумал такие правила перевозки животных и их защищает, повозить по метро в маленькой коробке, да еще и заклеив им скотчем все тело. Интересно, они согласятся? А если нет — пусть ответят, зачем предлагают ездить в таких условиях собакам.