Город

Бойцы финансового фронта

Как москвичи борются с коллекторами и страдают от них

© Сергей Золотов / Фотобанк Лори

В скором времени россиян могут официально освободить от общения с коллекторами. Такой законопроект внесли на днях в Госдуму. А пока тысячам москвичей приходится иметь дело с людьми, давно прославившимися на всю страну грязными методами своей работы. МОСЛЕНТА изучила процесс и расспросила его участников: от должников до коллекторов.

Понятие "коллектор" появилось в России в 1990-х. На фоне всеобщей разрухи и бедности люди, чьей задачей было выбивание долгов из тех, кто не мог заплатить самостоятельно, пользовались немалым спросом. С тех пор экономическая и социальная ситуация сильно изменилась, но профессия коллектора не утратила актуальности, особенно во время кризиса. Угрозы и оскорбления, побои и вымогательства, поджоги и грабежи — вот неполный список средств из арсенала взыскателей.

«ВКонтакте» существует множество групп, посвященных людям, столкнувшимся с коллекторами лично. Здесь они могут делиться опытом, изливать переживания и искать советов у более умудренных «коллег».

«Я задолжал микрофинансовой организации 5 000 рублей, начали клеить мое фото по подьездам, писать смс с угрозами типо отравим твоих собак, и самое главное начали предлагать продажу наркотиков, в часть долга, есть какая-то управа на это? Ходил в полицию, сказали все это ерунда», — делится пользователь соцсети [здесь и далее орфография пользователей соцсетей сохранена].

Администраторы дают несколько советов тем, у кого пытаются выбить долги не самым законным и корректным способом: «Вы всегда должны помнить, что вы имеете право на судебную защиту, в том числе и от кредиторов (коллекторов и всякого рода служб безопасности), даже если вы виноваты и не вернули кредит, данное право вам гарантированно конституцией РФ, так как в России только суд вправе определить — кто кому и сколько должен, а не банк в одностороннем порядке».

В другой памятке этого же паблика упор делается на психологическую сторону вопроса.

© Скриншот: www.vk.com

Не всем удается применить эти советы на практике. «В свое время я взяла кредит в банке «Русский стандарт». Когда в стране начался кризис, у меня появились трудности на работе и выплачивать долг в обычном режиме я уже не смогла. Через какое-то время мне начали звонить каждый день, угрожать, выводить на эмоции. В итоге мне пришлось продать машину и расплатиться, чтобы все это закончилось», — рассказывает москвичка Ирина.

Она предпочла решить проблему собственными силами. Но для людей, которые оказываются в схожей ситуации, существуют специальные антиколлекторские агентства. Они заключают договор с должниками и берут все общение с коллекторами на себя.

«Наша деятельность делится на два направления: ограждение клиентов от угроз коллекторов и решение вопросов с кредиторами по выплате долга. Основное средство — отзыв согласия на обработку банком персональных данных заемщика. После этого коллекторы ведут себя гораздо спокойнее или вовсе прекращают досаждать должнику, потому что понимают, что ответственность для них будет уже совсем другой. Одновременно с этим мы контактируем с банком и стараемся облегчить условия нашего клиента — например, добиться реструктуризации долга», — говорит гендиректор юридического партнерства «Новиков и партнеры» Сергей Новиков.

© Sergio Perez / Reuters

«Если прийти, написать заявление о реструктуризации долга, то чаще всего банк идет навстречу», - подтверждает бывший коллектор Мария. С высоты своего опыта она советует должникам не пытаться скрыться от банка, если просрочка по кредиту неизбежна.

То же самое говорят и в самих банках. При этом там утверждают, что пытаются быть предельно корректными и войти в положение должника.

«С невозвратами по кредитам Банк Москвы работает самостоятельно. Коллекторским агентствам передается незначительное количество долгов с длительным периодом задолженности и небольшими суммами просрочки», — рассказали МОСЛЕНТЕ в пресс-службе кредитной организации.

В «МДМ-Банке» тоже допустили, что недробосовестным заемщикам придется иметь дело с профессиональными взыскателями. «У нас весьма щадящие условия для клиентов. Наш банк готов войти в положение и подождать, пока у вас будет возможность платить по своим обязательствам. Но если срок неуплаты будет слишком большим, конечно, может возникнуть ситуация, когда к делу подключатся коллекторы», — говорят в банке, добавляя, что до этого момента его сотрудники приложат все усилия, чтобы договориться мирно.

Впрочем, думать, что ни один банк не прибегает к услугам коллекторов, было бы наивно. По словам директора Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Бориса Воронина, его организация скупает у банкиров рискованные кредиты не больше, чем за 5% от суммы займа. Помимо этого, деньги уходят на аренду офиса и обучение персонала. Все эти затраты едва покрываются выручкой, а сам коллекторский бизнес Воронин отказывается назвать высокодоходным.

«Наша задача – договориться с должником. Естественно, мы можем пригрозить ему судом. Но мы всегда ищем пути разрешения ситуации, которые устроили бы все стороны. Например, мы можем списать проценты и оставить только основную часть долга. В самых безнадежных случаях нам не остается ничего, кроме как простить и списать задолженность, - рассказывает Воронин.

© Родион Власов / Фотобанк Лори

«Я работала в коллекторском агентстве три года назад. Когда я только пришла, особо строгого регламента по общению не было, каждый выбирал свою манеру общения и способ достижения цели. Кто-то уговаривал, кто-то завуалированно угрожал, - рассказывает Мария о своей бывшей работе. Ее слова тоже расходятся с распространенным представлением о взыскателях, как о жестоких аморальных людях.

Была, правда, группа супер-випов. Вот они взыскивали несколько миллионов в месяц и общались как хотели, их не трогали вообще. Я же чаще всего разговаривала мягко, и входила в положение человека, за что часто получала выговор. Должники разные попадались, кто то не платил в силу обстоятельств, кто то из за чувства безнаказанности. С такими было сложней всего общаться».

По словам адвоката Сергея Новикова, наиболее вопиющие случаи, как правило, происходят в регионах - московские коллекторы все же не прибегают к откровенно криминальным способам давления и «не выламывают руки». При этом заемщики зачастую допускают ошибки, которые в дальнейшем усложняют им жизнь: не записывают разговоры со взыскателями по телефону, являются на встречи с ними без свидетелей и не требуют предъявить документы.

Впрочем, далеко не все согласны с тем, что взыскатели — добрые гуманные люди. «Лично я называю коллекторов фашистами. По статистике, они доводят до самоубийства 25 тысяч человек в год. Бороться с ними можно, только объединившись. Мы учим людей оказывать им сопротивление», — делится секретами мастерства лидер партии «Кредитная амнистия» Михаил Козлов. Его главный совет — сохранять спокойствие и не стесняться задавать ответные вопросы. Как правило, взыскатели действуют анонимно и очень пугаются любых расспросов про свою личность.

«Для начала достаточно попросить сотрудника полностью представиться, с должностью. Большинство начинает нести откровенный бред. А если сказать, что с этого же номера представились совершенно иным образом - то либо начинается шоу, либо сами трубку бросают», - говорит пользователь «ВКонтакте» по имени Александр. Он – один из тех, кого поначалу не ожидаешь увидеть в рядах борцов с коллекторами.

В антиколлекторских группах «Вконтакте» часто можно встретить сообщения, авторы которых просят передавать коллекторам их номера телефонов. «Сам раньше коллектором был, нравится развлекаться, ставя новичков в тупик неудобными вопросами», - говорит Александр.

Бывают и более радикальные способы. «У нас история была — коллекторов в окно выпроводили. Один в окно вышел, второй через дверь убежал. Высота второго этажа, но всё же», — рассказывает еще один борец с коллекторами Иван.

В целом он советует брать на вооружение методы самих взыскателей и руководствоваться принципом «если хочешь поймать преступника, нужно думать, как преступник». «Кто-то на звонок коллекторов делает десять ответных на горячую линию в [их] офис или же банков», — объясняет он.

«Мы действуем вежливо. Нередко наши сотрудники помогают разобраться с долгами просто-напросто запутавшимся людям. А в нашей дурной репутации виноваты хулиганы, для которых наехать на кого-нибудь и поматериться – настоящее призвание», - отвечает оппонентам Борис Воронин.

Самыми отъявленными «хулиганами» можно назвать коллекторское агентство «Кавказ». Кое-где оно фигурирует также под именем «Кавказ-Вымпел». Интернет кишит рассказами должников, столкнувшихся с этими грозными южными мужчинами.

© Скриншот: www.vk.com

Правда, многие сомневаются в самом существовании агентства. В реестре юридических лиц зарегистрировано сразу несколько компаний с таким названием и штаб-квартирой в Ростове-на-Дону.

Главными клиентами «Кавказа» и его конкурентов являются микрофинансовые организации — своеобразные мини-банки, готовые предоставить кредит от одной до 30 тысяч рублей на срок до одного месяца. Взять займ в МФО может практически любой желающий — заявка, оставленная на сайте, рассматривается буквально в течение пяти минут. Правда, и проценты, предлагаемые такими кредиторами, могут достигать 700 процентов годовых.

«В моей практике был случай, когда женщина взяла в микрофинансовой организации кредит на 40 тысяч рублей, а ей потом выставили требования на четыре миллиона. Нам удалось ее защитить и вынудить кредитора существенно снизить ставки, но с тех пор мы стараемся за такие дела не браться», — предостерегает Сергей Новиков.

Как ни странно, МФО действуют на полностью легальном основании. Нынешние нормативы ЦБ разрешают выдавать кредиты сроком до одного месяца под 880,2 процента годовых. Ставки по займам от шести месяцев до года не могут превышать 228,6 процента.

Большинство экспертов сходится в том, что бояться коллекторов не стоит. Грамотная линия поведения и помощь специалистов позволят избежать неприятностей даже в самых сложных ситуациях. Но лучше все-таки не доводить дело до общения с этими людьми и строго рассчитывать силы при получении кредита.

Наконец, главный совет профессионалов сводится к тому, чтобы держаться подальше от микрофинансовых организаций с их неподъемными процентными ставками.