Очень доходный дом
На запрос в интернете «Страстной бульвар, 4» поисковики выдают с десяток предложений об ужине в ресторане на любой вкус. Здесь же несколько офисных помещений — салон красоты, туристические компании и так далее, а ещё хостелы и досуговый центр. «Википедия» намекает на интересную историю здания, определяя комплекс из пяти строений, как доходные дома князя К. А. Горчакова 1899—1901 годов постройки. Только что вот дом этот жилой, сразу и не поймёшь. МОСЛЕНТА встретилась с местными жителями и узнала, каков их «доход» с растущей предпринимательской деятельности.
Призраки прошлого
Дом, расположенный по адресу: Страстной бульвар, 4, связан с дворянским родом Горчаковых, самый известный его представитель — Александр Михайлович, министр иностранных дел, канцлер Российской Империи и приятель Пушкина. Строительство здания инициировал сын министра Константин Александрович, который зарабатывал на недвижимости.
В конце XIX века в Москве стали очень популярны доходные дома. Огромные по современным меркам квартиры сдавались внаём за хорошие деньги. Поэтому этот бизнес и заинтересовал Горчакова, который заказал проектирование своего доходного дома архитектору Ивану Мейснеру. Получилось шестиэтажное кирпичное здание с четырьмя двухколонными портиками колонн, охватывающих по высоте с третьего по пятый этажи, и аркой для проезда. По сравнению с другими столетними домами в центре столицы, здание довольно простое и симпатичное. Но только со стороны улицы. Как писал в путеводителях москвовед Юрий Федосюк: «Стоит зайти вглубь двора, чтобы увидеть типично капиталистический принцип застройки этого владения: под жильё используется каждый квадратный метр — ценой лишения жильцов света, воздуха, зелени».
Но самое интересное — это жильцы. Первыми заселились врачи, юристы, актёры. И некоторые из них симпатизировали социал-демократам. Например, в одной из квартир дома на Страстном представители революционеров встречались с Максимом Горьким, после чего он начал финансировать газету «Искра» Ленина. Так доходный дом способствовал приближению революции.
Нынешние жильцы, конечно, переворот не готовят. Но, следуя примеру жителей Патриарших, объявили войну нерадивым рестораторам.
Жильцы против
Число кафе и баров в четвёртом доме на Страстном начало кратно увеличиваться чуть больше пяти лет назад. Собственно, после того, как было отменено ограничение на количество посадочных мест для ресторанов в жилых домах.
«В 2007 году было всего три ресторана, а сейчас по всему дому их уже 15. Получается, одно заведение — на четыре квартиры. Плюс, строится ещё три. Мы пытаемся всеми силами этому помешать, потому что подделываются документы и подписи жильцов собраний», — рассказывает член Совета дома Елена Сорокина.
Дело в том, что закрыть или запретить открывать рестораны жильцы своим прямым решением не могут. Но способы влияния есть. От благосклонности Совета дома зависит, сможет ли заведение использовать общедомовое имущество. В первую очередь это необходимо для установки вытяжек, без которых ни одно кафе не пройдёт проверку Роспотребнадзора. Вот как раз эти разрешительные документы, утверждают собственники квартир, и подделываются. Сейчас идут суды.
Одну вытяжку удалось демонтировать. Она предназначалась для KFC, который только собирается развернуться и против которого яро выступают жильцы. «Они пытаются восстановить демонтированную вытяжку. Но каждый раз когда они проникают на крышу, мы вызываем полицию, чтобы снять верхолазов. На нас даже дела заводят, что мы угрожаем их жизни. А они (ресторан - ред.) уже заняли наш подвал, кусок нашего подъезда и ещё расширяются», — добавляет Елена.
Как выяснилось, KFC — не единственный ресторан, который просто «захватывает» общую территорию. По проекту, у жителей должно быть два выхода из подъезда: на улицу и во двор. Но второй вариант для большинства не доступен, потому что площади используются для нужд баров и кафе. А некоторые заведения не постеснялись даже арки занять. «По подделанному документу из арки делают ресторан. Сейчас это выглядит так, будто они используют часть дома, но там должен быть проход. В другой арке поставили столики», — объясняет собеседница издания.
На ручном управлении
Жители Страстного бульвара, как и других популярных у тусовщиков районов, считают, что работа ресторанов в многоквартирных домах должна быть ограничена до 23:00. И в принципе, закон о тишине это подтверждает. Но рестораны его умело обходят.
«Когда проходят замеры шумов, рестораны просто-напросто не включают часть оборудования. Приходится выходить и указывать на это», — поясняет Елена. Она, кстати, каждый вечер в 23:30 обходит двор и проверяет, выключены ли гудящие весь день вытяжки. Если нет — звонит в полицию и заносит информацию в специальный журнал.
Нестандартные методы идут в ход и для борьбы с импровизированными мусорками. Ведь у каждого ресторана есть отходы, которые нужно куда-то выносить. Поэтому где-то во дворе стоят более-менее приличные контейнеры, а где-то — самые настоящие свалки. Но ни тех, ни других быть не должно. Председатель Совета дома Николай Шинкаренко борется с ними подручными средствами. «Одних отучил. Они устраивали у меня под окном склад, заваленный ящиками. А я систематически опрыскивал их водой из окна квартиры», — говорит он.
По словам Николая Борисовича, всего два-три заведения работают на полностью законных основаниях. По остальным есть вопросы, а по большинству — даже иски.
Доходный подход
Жители Страстного бульвара в вопросе наведения порядка в своём доме настроены серьёзно. И планы у них практически грандиозные. Сначала — упорядочить и паспортизировать всё, что занимает общедомовую территорию, всё незаконное — демонтировать, а потом сделать из комплекса строений настоящий современный доходный дом.
«В итоге мы хотим получить удобный и приспособленный для жизни дом. Восстановить его первоначальное предназначение – доходный. Но не так, чтобы каждый общепит вёл себя так, как заблагорассудится, — уточняет Николай Борисович. — Мы хотим реконструировать дом, придав ему задуманный архитектором вид. Согласно чертежам, затребованными нами в Московском городском архиве, он должен быть более красивым, чем есть на самом деле».
Проект реконструкции дома уже готов и называется «Страстной пассаж». Он предусматривает надстройку двух этажей в строениях, где их только четыре, и установку стеклянной куполообразной крыши. «Это будет мансарда, где разместится тот же зимний сад, различные площадки. Можно сделать квартиры-студии по 20-30 квадратных метров. Это будет приемлемый вариант для собственников. Среди нас полно людей, готовых вложиться и создать жилищно-строительный кооператив. Наш кирпичный дом выдержит больше, чем все эти новоделы», — добавляет председатель кооператива.
Рестораны и хостелы в эту концепцию тоже вписываются, но должны соблюдать правила. «Сделаем тут целую Мекку для любителей разных кухонь мира: итальянской, грузинской… Конечно, у нас не будет пивных, с курением и мочеиспусканием на улице», — делится планами (пока больше похожими на мечты) Николай Борисович. Может, даже появится детская площадка. По бумагам она и сейчас есть, но ни одной качельки мы не нашли.
Сдавать небольшие апартаменты в таком доме должно быть очень выгодно. Единственное предложение по продаже здесь квартиры, которое удалось найти в интернете, предлагает вывалить почти 800 тысяч рублей за один квадратный метр (104 млн за 130 квадратный метр)! Предложение без преувеличения почти уникальное — в доме даже есть свой вход в метро (на станцию «Чеховская»). Только жильцы такому соседству не рады: шумно и много курящих под окнами.