Как сдать ЕГЭ без проблем
В этом учебном году Мособрнадзор при московском департаменте образования начал серию семинаров по вопросам государственных экзаменов — аттестации после 11-го и 9-го классов. Осмысляя содержательные итоги ЕГЭ и ОГЭ прошедшего учебного года, руководители предметных комиссий сделали свои выводы и дали рекомендации на следующий год.
По всем обязательным предметам — и по русскому языку, и по математике, да и по другим тоже — была выделена одна серьезная общая проблема: дети не могут адекватно понять текст или текстовое задание, если речь идет о математике, им сложно вычленить главное и аргументированно сформулировать свою точку зрения или доказательства. Эти навыки закладываются в начальной школе, однако на выпускных экзаменах существенно влияют на результат.
###ЕГЭ по русскому языку
В 2015 году московские выпускники показали очень хорошие результаты по русскому языку. Так, по словам Романа Дощинского, председателя предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку, количество 100-балльников «превысило все мыслимые ожидания» — 616 московских выпускников. 31 процент, то есть почти треть, получили высокий балл (от 80 до 100). И только 50 человек не достигли минимальной границы. Средний балл по русскому языку по Москве — 72-73 балла. «Это очень высокие результаты», — констатирует Дощинский.
Во многом это было связано с тем, что задания по ЕГЭ в 2015 году были максимально приближены к требованиям стандарта, они стали более «практико-ориентированные», то есть основаны на знаниях, которые понадобятся любому ученику вне зависимости от того, какую специальность он выберет в дальнейшем.
Сократилось и общее число заданий — с 39 до 25. Каждый вариант теперь состоит из двух частей — первая требует выбрать правильный краткий ответ и поставить соответствующую цифру (раньше был крестик), а вторая — дать развернутый ответ.
В первой части почти все задания были выполнены успешно. Наибольшую трудность вызвали вопросы по грамматике, что ожидаемо. «Грамматические ошибки — бич нашего общества», — говорит Роман Дощинский. По его словам, с орфографией дети справляются лучше, чем с пунктуацией. И советует обратить на это особенное внимание, повторить программу восьмого и девятого классов, поскольку в этом году задания, как обещают, будут еще сложнее.
А со второй частью, то есть с сочинением, картина куда менее радужная. «Затруднения возникли традиционные: с комментарием и аргументацией», — подчеркнул председатель предметной комиссии. По его словам, у многих учащихся не отработано умение адекватно воспринимать смысл текста, обозначать его проблему и правильно читать задание, они идут на экзамен с готовыми аргументами и пытаются их применить к любому тексту, не вчитываясь.
«Работе над сочинением необходимо придать более комплексный подход, не надо ограничиваться натаскиванием. Важно разработать такую систему подготовки, чтобы она стимулировала учеников к расширению фонда знаний о мире, чтобы они очень точно подходили к работе с текстом», — советует Роман Дощинский.
###ОГЭ-2015 по русскому языку
Надежда Нефедова, председатель предметной комиссии ОГЭ по русскому языку, назвала результаты аттестации московских девятиклассников в 2015 году вполне удовлетворительными — 99 процентов московских школьников на разном уровне освоили программу основной школы по предмету «русский язык» больше чем на 14 баллов, то есть получили возможность продолжать обучение. Большинство же получили от 30 до 36 баллов, что соответствует оценкам «4» и «5».
Однако, как отмечает председатель предметной комиссии, «при росте результативности падает качество образовательных результатов. За последние три года видна стойкая и очевидная тенденция к увеличению учеников, которые сдают государственный экзамен по русскому языку удовлетворительно».
Провал, как и в случае с ЕГЭ, происходит на той части заданий, где вместо краткого ответа требуется развернутый. Их в девятом классе всего два — это сжатое изложение на основе исходного текста и сочинение-рассуждение, то есть анализ художественного текста и комментарий.
«Реальные затруднения у школьников вызывают адекватное понимание главной идеи текста, умение вычленить авторскую позицию и сформулировать комментарий, — подчеркивает Надежда Нефедова, — они тонут в потоке информации. И это метапредметная проблема».
В тестовых заданиях проблемы те же, что и у одиннадцатиклассников — на первом месте синтаксис и пунктуация, на втором месте — орфография, речевая грамотность, грамматика.
Читайте также
Рекомендации к подготовке к аттестации в девятом классе прозвучали такие: систематическая работа с текстом, развитие всех видов аналитической деятельности и особенное внимание на самоанализ и самоконтроль — например, орфографические ошибки удивляют больше всего потому, что на экзамене разрешается пользоваться словарем.
###ЕГЭ по математике
Председатель предметной комиссии ЕГЭ по математике Александр Прокофьев оценил уровень сложности экзамена 2015 года как «повышенный». По его мнению, в тесте были задания не столько сложные в «идейном плане», сколько трудоемкие по исполнению, они требовали от обычного школьника значительно больше того времени, которое было отведено.
Вот почему выпускники лицеев и профильных классов, где система подготовки к тестам хорошо отлажена, показали результаты существенно выше, чем учащиеся общеобразовательных классов.
А главная проблема та же, что при сдаче экзамена по русскому языку. «Дети плохо читают тексты, особую сложность для них составляют текстовые задачи, даже простые по содержанию, но объемные для восприятия», — отмечает председатель предметной комиссии по математике.
Среди рекомендаций для подготовки в этом году — особенное внимание на решение текстовых задач, примеры есть в «Открытом банке заданий». Вторая проблема, по мнению эксперта, в том, что «больше половины учеников не умеют доказывать. Даже правильно решенный пример без доказательства не засчитывается».
Читайте также
Геометрия идет у московских школьников куда хуже алгебры, и на это тоже советуют обратить внимание.
«Для того чтобы успешно сдать экзамен по математике, важно пройти всю программу целиком, а не только «то, что пригодится на экзамене», повышать культуру вычислений, то есть минимизировать калькуляторы, развивать умение читать графики, правильно использовать терминологию и учить формулы», — советует Александр Прокофьев будущим выпускникам.
###ОГЭ по математике
Что же касается результатов по математике у девятиклассников, председатель предметной комиссии ОГЭ по математике Марина Черняева оценила их достаточно высоко: большинство московских школьников получили по аттестации 19-20 баллов, а средний балл — 16,65, что соответствует школьной четверке.
Проблемы те же, что и у одиннадцатиклассников: «невнимательно читают условия, не могут правильно выделить вопрос и его проанализировать, плохо идут задачи на доказательства и есть пробелы в умении контролировать себя и проверять собственную работу».
Но в целом, как говорят эксперты, «потенциал положительный».
Наталья Афанасьева