Операция Е
6 июня в Москве впервые пройдут гонки электрических спорткаров — Гран-при Формулы Е. МОСЛЕНТА рассказывает, почему гонка пройдет именно у стен Кремля и чем болид с литерой Е отличается от машин знаменитой Формулы 1.
Чемпионат Формулы Е стартовал в 2014 году в Китае, и с тех пор прошло уже восемь гонок на территории крупнейших городов мира. Девятый этап примет российская столица. 20 пилотов сразятся за победу прямо у стен Кремля, где организована гоночная трасса.
Читайте также
Внешне болид Формулы Е мало отличается от своего старшего брата из Формулы 1. Однако их главное различие не только в технической начинке и отсутствии двигателя внутреннего сгорания. Все машины производятся консорциумом компаний Dallara, Renault, Spark Racing Technologies, McLaren и Williams, в то время как машины для Ф1 выпускают самые разные «конюшни». Для первого сезона новой гоночной серии собрано 42 болида. Максимальная мощность машины ограничена 270 л.с., однако большую часть гонки спорткары проходят в режиме энергосбережения, когда электродвигатели выдают не более 180 л.с. Максимальная мощность доступна только при режиме Push-to-Pass при обгонах, причем этот режим можно использовать только определенное количество раз. При попытках самостоятельно модернизировать машину в течение сезона команды штрафуются, а пилоты лишаются занятых мест. Так было на прошедшем этапе в Берлине: победителя Лукаса Ди Грасси дисквалифицировали по причине доработки инженерами его команды переднего крыла, что запрещено регламентом чемпионата.
«Это, конечно, не уровень Формулы 1, — рассказал МОСЛЕНТЕ редактор рубрики «Автоспорт» сайта Championat.com Евгений Кустов, — но организаторы и не стремятся встать рядом с первой "Формулой". Акцент делается именно на экологичности, современной начинке машин и передовых технологиях».
А технологии, к слову, — передовее не бывает. Максимальная скорость машины ограничена 225 км/ч, а до сотни авто весом почти 900 кг способно разогнаться за три секунды.
Практически все пилоты выступали в «Формуле-1», а многие побеждали на различных Гран-при.
«Звука, конечно, не хватает. Рев моторов гоночных болидов — основная «фишка» Формулы 1, — отмечает Кустов. — Звук у электромобилей, конечно, не такой выразительный. Можно было поставить какие-то «рычалки», но это выглядело бы искусственно и многим фанатам автогонок наверняка бы не понравилось. Что точно должно понравиться — так это состав пилотов. Практически все они выступали в Формуле 1, а многие побеждали на различных Гран-при. В мастерстве этих парней сомневаться не приходится».
Читайте также
Главная изюминка гонки — что трасса проложена прямо по улицам городов. Исключением стал разве что Берлин, организовавший Формулу Е на взлетной полосе аэропорта. И в Москве болиды с характерным для электромоторов жужжанием пронесутся по самому центру.
«На мой взгляд, это правильный посыл организаторов. Они хотят показать, что в крупных городах, таких как Москва, есть место для электромобилей. Организаторы очень придирчивы к выбору места для трассы, и проложить ее где-нибудь в Черемушках они бы не позволили. Насколько я знаю, в России альтернативным местом для проведения Гран-при был Санкт-Петербург, где трассу также хотели организовать в историческом центре. Но Москва как место для первого в истории России этапа гонок Формулы Е — в моем понимании место более подходящее. Конечно, ждать эффектного зрелища от гонок по узким улицам вокруг исторической застройки не стоит, ведь здесь нельзя сделать какие-то длинные прямые участки для разгонов и обгонов, но в этом тоже есть свой плюс: зрители всего мира смогут насладиться красотами Москвы», — отметил Кустов.
На каждого пилота предусмотрено две машины на гонку.
Главным минусом современных электрокаров был и остается ограниченный ресурс заряда батареи. 300-килограммового аккумулятора болида Формулы Е хватает всего на полчаса гонки. Теоретически скорость и мощность машины можно было бы увеличить практически в два раза, но тогда и пройденное ею расстояние сократится. Как происходит дозарядка в пути?
Оказалось, что на каждого пилота предусмотрено две машины на гонку. Когда заканчивается энергия в аккумуляторе, пилот просто пересаживается на другой автомобиль и продолжает гонку на нем. Именно поэтому в Москву прибыло 40 машин на 20 пилотов.
«Думаю, что Формула Е более чем перспективна. В скором времени наберут ход альтернативные производители, появится разница между машинами. Смена болида по ходу гонки тоже выглядит интересным решением… Что же касается тактических моментов, то весь сок не в этом. Главное — борьба на трассе, а этого в гонках Формулы Е хватает с лихвой», — резюмировал комментатор ВГТРК Алексей Попов.
Поклонники автоспорта, которые не смогут попасть на первое в истории России ePrix (именно так называют гонки Формулы Е в других странах), в будущем еще получат такую возможность. По словам организаторов московского этапа, руководство Формулы Е и российская сторона подписали долгосрочный контракт. В том, что у этой гоночной серии большие перспективы, можно не сомневаться.