Город

Бульварное оденут в гранит

Москва проводит самую большую в истории закупку плитки

© Андрей Махонин / ТАСС

Программа благоустройства «Моя улица» не просто продолжится в 2017 году, но и расширится. Москва готовится провести самую крупную в современной истории закупку гранитной плитки — 800 тысяч квадратных метров плитки, и обойдётся это великолепие минимум в 6,78 млрд рублей (такова стартовая суммарная стоимость закупки). Список крупных центральных улиц, где асфальт заменят на гранит, уже озвучен. Но автомобилистам бояться не стоит. Да и другим горожанам мы советуем подождать негодовать и переживать за бюджет.

Программа благоустройства «Моя улица» не просто продолжится в 2017 году, но и расширится. Москва готовится провести самую крупную в современной истории закупку гранитной плитки — 800 тысяч квадратных метров плитки, и обойдётся это великолепие минимум в 6,78 млрд рублей (такова стартовая суммарная стоимость закупки). Список крупных центральных улиц, где асфальт заменят на гранит, уже озвучен. Но автомобилистам бояться не стоит. Да и другим горожанам мы советуем подождать негодовать и переживать за бюджет.

Сэкономить оптом

В прошлом году программа благоустройства захватила 47 улиц, в этом — уже 59, а на следующий год работы запланированы на 60-70. Такие цифры озвучил на Московском урбанистическом форуме заммэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Пётр Бирюков. Соответственно, и плитки на работы понадобится больше. Но это не единственная причина, почему было решено так масштабно закупаться гранитом.

Работы по благоустройству на Тверской улице

© Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Раньше стройматериалы для «Моей улицы» покупали у нескольких подрядчиков отдельно, в результате работы иногда затягивались из-за чьих-нибудь опозданий с поставками. В следующем году такие ситуации исключат. К тому же, большая единовременная закупка гарантирует получение продукции одного качества и экономию на опте. Заказчик тоже, естественно, будет один: все 800 тысяч квадратных метров плитки со специальной закалкой закажет ГБУ «Автомобильные дороги». В ведении учреждения находятся не только проезжие части дорог (их мостить не собираются, во всяком случае, пока), но и некоторые московские тротуары.

«Качество поставляемого камня будет контролировать специальная служба. Закупка большой партии позволит более тщательно осуществлять контроль, а также оптимизировать цену и сроки поставки, чтобы не возникало проблем при проведении работ по укладке», — заявил первый замруководителя ГБУ «Автомобильные дороги» Раис Чигликов 25 октября на общественных слушаниях в рамках проекта «Биржа торгов».

Чтобы найти крупных поставщиков, в ближайшее время объявят девять закупочных процедур. Искать будут в регионах России: на недавних слушаниях присутствовали представители поставщиков с Урала, из Карелии, Ленинградской и Воронежской областей. Всего в России насчитывается 50 месторождений гранита, уточняют в департаменте Москвы по конкурентной политике.

Требования ко всей плитке одинаковые, в частности «противоскользящая обработка» (она получается, если пройтись по граниту газовой горелкой — тогда поверхность камня становится шершавой). А вот видов тротуарного покрытия будет много — аж целых 87. Разную плитку по программе «Моя улица» уже укладывали в этом году. Например, на Тверской она отличается формой, размером и цветом. Так выделяют зоны улицы — входы в кафе, магазины и въезды во дворы.

Садовое кольцо после благоустройства

© сайт mos.ru

По данным ГБУ «Автодороги», гранитная плитка появится на Бульварном кольце, улицах Волхонке, Сретенке, Пречистенке, Варварке, на Новой, Старой и Лубянской площадях, Пушкинской, Болотной, Москворецкой и Кадашевской набережных. Речь идёт о мощении тротуаров и тех территориий, где предусмотрен проезд автомобилей для доступа к зданиям.

Исторический булыжник

Специалисты считают, что масштабное увеличение количества плитки в Москве пойдёт ей на пользу. Гранит может прослужить 100 лет, рассказал на общественных слушаниях руководитель Ассоциации каменной отрасли России «Центр камня» Дмитрий Медянцев. По его данным, средний срок эксплуатации асфальта — всего-то около семи лет. Поверить в это нелегко, особенно когда на некоторых улицах асфальт перекладывают каждый год.

«Гранит же может эксплуатироваться более 100 лет, и ему ничего не будет. К тому же от него нет никаких выделений и испарений, в отличие от асфальта, который выделяет битум не только в жаркий полдень, но даже зимой. Поэтому гранит — это лучший материал», — уверен эксперт.

Удостовериться в том, прослужит ли век плитка, укладываемая по программе «Моя улица», предстоит только нашим правнукам. На данный момент в городе нет вымощенных участков улиц, где покрытие в первозданном виде сохранялось бы так долго. Даже знаменитой мостовой из булыжников на Красной Пресне чуть более полувека.

Работы по реконструкции брусчатки на Баррикадной улице

© Сергей Карпов / ТАСС

По мнению историка Михаила Коробко, брусчатка на Баррикадной, из которой, по легенде, вырывали булыжники революционеры 1905 года, приобрела свой нынешний вид только в 1955 году. В подтверждение историк опубликовал у себя блоге снимок из коллекции Готье-Дюфайе, запечатлевший это место в 1914 году. На фотографии изображена улица, вымощенная не ровной брусчаткой, а округлыми булыжниками.

«Судя по фотографиям, она была и раньше, но тогда её капитально перекладывали по случаю 50-летия первой русской революции. Местные жители говорят, что одновременно перекладывали брусчатку на Красной площади, а часть старых камней свезли сюда и использовали на Баррикадной», — сообщил Коробко.

Другой историк, главный редактор журнала «Московское наследие» Филипп Смирнов, однако, настаивает, что плитка «Моей улицы» вернёт город в счастливое дореволюционное прошлое. «Традиция мощения натуральным камнем берёт свое начало в Санкт-Петербурге в XVIII веке. Москва подхватила это начинание после того, как поняла «прелести» модного по тем временам асфальтового дорожного покрытия, которое плавилось на солнце и трескалось на морозе, а значит, требовало частого ремонта. Стало ясно, что каменное мощение более долговечно и удобно в содержании. Это доказывает и настоящая булыжная мастерская, обнаруженная недавно во время ремонтных работ на Покровке», — заключил он.

Остаётся надеяться, что гранитную плитку 2017 года археологам будущего не придётся раскапывать, и она будет лежать на московских улицах и через сто лет. Если, конечно, её не станут перекладывать в 2018.