Хорошо подкованные
«Конь, отвага и закон — наш девиз и ваш покой!»
Несмотря на современные технологии, беспилотники, камеры видеонаблюдения и прочие наногаджеты, лошади в городе до сих пор являются полноценной боевой единицей и ежедневно ходят в дозор. 19 декабря одна из самых необычных служб охраны правопорядка — московская конная полиция — отмечает свой день рождения. Накануне праздника МОСЛЕНТА побывала в гостях у подразделения и узнала обо всех особенностях службы подкованных бойцов.
Читайте также
Столичная полицейская кавалерия входит в состав 1-ого оперативного полка полиции ГУ МВД России. Московское подразделение считается самым большим в Европе — в настоящий момент в его составе работает более 400 кавалеристов и 255 лошадей. В обязанности сотрудников входит охрана общественного порядка во время массовых спортивных и культурных мероприятий и патрулирование лесопарковых зон города. Также конная полиция показала себя наиболее эффективно во время футбольных матчей и демонстраций. Ежедневно в столице несут дежурство более 70 всадников, которые работают на специальных маршрутах. Кроме того, с 1950 года в обязанности конного полка входит и служба на Красной площади.
Кавалеристы в городе
Центральная база конной полиции Москвы расположена неподалеку от станции метро «Аэропорт» по адресу: улица Викторенко, дом 10. Кстати, комплекс зданий, в котором располагается 1-й оперативный полк полиции, по слухам, строили после Второй Мировой войны в 1947-1949 годах пленные немцы. Здесь находятся штаб полка и первая рота первого конского батальона. Остальные сотрудники работают на базах в непосредственной близости от мест, где они несут службу: Царицино, Измайлово, Кузьминки, Лосиный остров, ВДНХ и другие парки и заповедники города.
На территории находятся три конюшни, рассчитанные на 23 лошади каждая, крытый манеж для тренировок и выступлений, здание штаба, ветеринарный лазарет и автопарк с машинами для перевозки животных. Отличительная черта каждого строения здесь — символ подковы. Они тут буквально везде: над входом в помещения, на дверях, даже дверные ручки, и те в форме подковы.
Также на территории подразделения находится детская площадка и памятник погибшим полицейским. Кстати, это большое заблуждение, что служба в конной полиции — занятие безопасное. Кроме преступников и нарушителей, «кавалеристов» в городе подстерегают еще и невнимательные водители. Так, в конце ноября в Москве автомобиль Kia сбил лошадь, на которой сотрудница полиции объезжала охраняемую территорию в районе Измайловского парка. Водитель не заметил вовремя всадников. Девушка-полицейский попала в больницу, а лошадь погибла.
Внешность по уставу
Первое, что бросается в глаза в конюшне — чистота и порядок. Над каждым стойлом висит табличка с кличкой «бойца» и годом его рождения. Имена достойны отдельного внимания, все очень звучные и яркие: Ковбой, Гербарий, Сват, Жонглер, Жетон.
Читайте также
На службу в конную полицию, как правило, приходят те, кто по-настоящему любит животных. Поэтому все сотрудники без исключения стараются обеспечить своим четвероногим коллегам самые комфортные условияи. В этом году для конюшни даже купили два специальных лошадиных солярия. Один аппарат установили в ветеринарном лазарете, а второй — в конебане. И это, как объяснил МОСЛЕНТЕ начальник отделения ветеринарной службы Алексей Алексеевич Панфилов, не прихоть, а необходимость.
«Во-первых, у лошадей, как и у людей, довольно часто бывают проблемы с суставами и мышцами. Специальные инфракрасные лучи улучшают кровообращение и способны прогреть тело животного. А в зимнее время солярий нужен для получения витамина D», — сказал Панфилов.
Он отметил, что во всем мире солярий для лошадей уже давно перестал быть новшеством. Подобные аппараты используют во многих конных клубах. Сеанс солнечных ванн подбирается для каждой лошади индивидуально и, как правило, составляет от 15 до 30 минут. Кто-то из четвероногих полицейских идет под лампы с удовольствием, а кто-то недовольно стучит копытами. Как Жонглер, который во время демонстрации работы аппаратов в конебане старался всячески избежать попадания в зону действия лампы.
Есть от такого солярия и чисто практическая польза. Лампы не только согревают мышцы животного, но и работают, как фен. Это позволяет быстрее подготовить лошадь к службе в патруле на улицах столицы, особенно зимой, ведь перед выездом животное надо помыть, причесать и обмундировать: конь, как и его всадник, должны выглядеть во время несения службы строго по уставу.
«Ну это же как форма для полицейского. Или даже для обычного человека. Вы же не пойдете на работу в грязных сапогах, в мятой кофте и лохматая, правда?», — объяснил МОСЛЕНТЕ заместитель командира кавалерийского батальона, майор полиции Дмитрий Умников.
По его словам, раньше зимой сотрудникам конной полиции приходилось приезжать на работу за два часа до начала службы. «За это время всадник должен был успеть вымыть, вычесать лошадь и накормить ее. Зимой приходилось надевать на коней специальные попоны, чтобы лошадь высыхала быстрее. Но это занимало действительно много времени. Теперь, конечно, все быстрее», — рассказал он.
Других не берут в кавалеристы
Конные взводы в подразделении делятся по мастям. В первом взводе, как правило, служат серые лошади, во втором — рыжие и гнедые, а в третьем — вороные. Такой порядок сложился еще со времен Петра I, который и учредил в России полицейскую кавалерию. «Мы заветов Петра I придерживаемся. Как он сказал: “Делите взвода по мастям”, так мы до сих пор и делаем. Так что петровским указам мы верны», — говорит Умников.
Читайте также
Лошади в конную полицию попадают в возрасте трех лет. Закупают будущих стражей закона по тендеру в хозяйствах и конезаводах по всей России. Основные породы, которые несут службу на улицах Москвы — Буденновская, Ганноверская, Тракененская и Орловская рысистая.
Отбор идет строгий. Как рассказал МОСЛЕНТЕ заместитель командира полка по службе Виктор Сергеев, перед покупкой ветеринары и зоопсихологи изучают характер и повадки каждого животного. Требования предъявляются жесткие. Лошадь должна спокойно реагировать на внешние раздражители, быть здоровой и контактной. После того, как молодняк проходит медкомиссию, его отправляют на специальные курсы, где обучают основам несения службы в городе.
«Год после приобретения у нас все лошади находятся в ремонтном конском составе. Там их приучают к выстрелам, взрывам, дыму, фанатским файерам, автомобилям, в общем, готовят к работе в городских условиях. Ведь до того, как попасть к нам, они ведут спокойную жизнь где-нибудь в полях», — говорит Сергеев. Приучать будущих полицейских с подковами приходится не только к шуму, но и к асфальту. Замкомандира также отметил, что за год лошади успевают пройти минимальный «тренаж» — привыкнуть к всаднику на спине, научиться правильно исполнять шаг, галоп, рысь.
Читайте также
Что касается людей, то и им приходится пройти специальную подготовку. Особенно приветствуются на службе те, кто уже знаком с работой с лошадьми и умеет ездить верхом. Тем не менее, нередко в столичную полицейскую кавалерию попадают и новички. Перед началом тренировок каждому сотруднику приписывается одна лошадь, вместе с которой он и готовится к дальнейшей службе. За это время полицейский успевает не только «подружиться» со своим четвероногим напарником, но и освоить элементы конкура и джигитовки.
«Мы считаем, что это обязательная часть подготовки для наших сотрудников. В первую очередь, это необходимо для их удобства и безопасности несения службы на улицах города и в лесопарковых зонах», — объясняет Сергеев.
После трех месяцев усиленных тренировок обучение сотрудника конной полиции не заканчивается. Для несения полноценной службы на улицах города полицейский должен хорошо разбираться в юридических и правовых вопросах, а также знать на зубок Уголовный кодекс России.
Читайте также
Примечательно, что в конной полиции служит немало представительниц прекрасного пола. Они, несмотря на свою хрупкость, могут наравне с мужчинами и коня на скаку остановить, и, наверное, с горящей избой справятся, и все это с шашкой наголо. В этом мы убедились сами, посмотрев показательные выступления 1-го оперативного полка. Шашки, кстати, во время выступлений полицейские используют настоящие. А вот во время патруля их заменяют на резиновые дубинки.
Другое дело — лошади. У них все строже, и службу несут преимущественно мерины. Кобыл в столичной полиции всего пять процентов от общего количества. «Непросто с ними, как с любыми девушками. Могут и покапризничать. В общем, не женское это дело», — шутит начальник отделения ветеринарной службы Панфилов.
Конный дивизион
Кавалерийская служба России имеет давнюю историю. А в Москве, согласно открытым источникам, конная полиция существует почти триста лет. В 1731 году постановлением Сената гусарский эскадрон был официально прикреплен к московской полиции. «Московский драгунский эскадрон людьми и лошадьми, а также оружием и амуницией укомплектовать из Военной коллегии немедленно и употреблять из него для разъездов и патрулирования две роты» — говорится в приказе. В 1800 году полк вновь был отдан в распоряжение московского военного гарнизона, но спустя два года кавалеристы вернулись в столицу для несения службы. Именно 1802 год и принято считать годом основания конной милиции.
После революции 1917 года ее хотели расформировать, но, говорят, тогда за полицейскую кавалерию вступился сам Феликс Эдмундович Дзержинский. Конные отряды Москвы так исправно несли службу и боролись с нарушителями, что в 1922 году были награждены «Почетным революционным Красным Знаменем» за заслуги по охране общественного порядка и борьбе с бандитизмом.
В 1930 году конный дивизион был преобразован в эскадрон и полностью перешел в подчинение МВД. Во время Великой Отечественной войны эскадрон стал специальным «летучим» отрядом, входящим в состав кавалерийской дивизии генерала Доватора. В 1980 году кавалерийский дивизион вывели из состава оперативного полка милиции и он был преобразован в полк патрульно-постовой службы.