Быстрая езда за большие деньги
С понедельника планировалось ввести плату за проезд на первом участке трассы М11 «Москва — Санкт-Петербург», однако вечером в пятницу СМИ со ссылкой на пресс-службу «Северо-Западной концессионной компании» сообщили, что пока плату взимать не будут, тестовый период продолжится. МОСЛЕНТА выяснила, зачем нужна эта дорога и что думают о ней жители Москвы и Зеленограда.
16 ноября в 00.00 часов по московскому времени первый участок трассы Москва — Санкт-Петербург с 15-го по 58-й километр должен был стать платным. Это самый загруженный и самый популярный участок будущей 670-километровой магистрали, позволяющий без пробок доехать от МКАД до аэропорта Шереметьево, Зеленограда, Сходни, Долгопрудного и Солнечногорска. И самый скандальный: в 2010 году строительство было приостановлено из-за протестов против вырубки Химкинского леса.
Сегодня жители чувствуют себя обманутыми, так как ожидали, что все их неудобства окупятся новой дорогой, которая решит транспортные проблемы. Но резкое повышение тарифов за проезд вызвало резкое недовольство: если ранее было обещано, что дорога до Шереметьево обойдется в 100 рублей, а до Солнечногорска — в 300 рублей, то на сегодняшний день на сайте «Северо-Западной концессионной компании», которая занимается строительством дороги, приведены следующие расценки: «тариф для легковых автомобилей от Москвы до аэропорта Шереметьево-2 составит от 80 до 250 рублей, а весь участок до Солнечногорска обойдется от 160 до 500 рублей в зависимости от времени движения». То есть на некоторых участках стоимость будет составлять примерно 20 рублей за километр, а это в 3 раза выше заявленных ранее тарифов. Для грузовиков же цена еще выше: 600 рублей ночью и 920 — в светлое время суток .
Читайте также
Больше всего от резкого повышения пострадают жители Зеленограда и Солнечногорска. На сайте www.change.org была создана петиция под заголовком «Требуем «усмирить» аппетит ГК «Автодор» и снизить грабительские тарифы на М11». Ее авторы подсчитали, что «жителю Зеленограда в час пик в рабочий день дорога обойдется в 750 рублей туда-обратно (13 000-16 000 в месяц). Хотелось уточнить, что протяженность участка МКАД — Зеленоград — 25 км».
Люди пишут в комментариях, что в последние годы и без того тяжелая транспортная ситуация в Зеленограде, который является районом Москвы, значительно ухудшилась. «Нет транспортной доступности. Раньше многие добирались на электричках до станций Ховрино, Петровско-Разумовская. А теперь, в связи с запуском «Ласточек» (скоростной электропоезд — прим. МОСЛЕНТЫ), добраться до этих станций нет возможности, потому как электрички ходят 2 раза в час и переполненные. Автобусом дешево, быстро, но очередь на него 1-1,5 часа. А теперь и дорога с такими ценами. И как нам, жителям Зеленограда, добираться до своих рабочих мест?! В Зеленограде нет возможности обеспечить работой такое большое количество людей. А у нас тоже есть дети и их надо обувать, кормить!», — пишет жительница Зеленограда Елена Толкачева.
И как нам, жителям Зеленограда, добираться до своих рабочих мест?! В Зеленограде нет возможности обеспечить работой столь большое количество людей. А у нас тоже есть дети и их надо обувать, кормить!!!
Жители Солнечногорска утверждают, что с открытием платной дороги вся пробка от МКАД переместилась в «бутылочное горлышко» перед городом. «Считаю качество построенной дороги отвратительным даже на бесплатной основе! Эта дорога далека от «автобанов». Люди, построившие ее, не видели «хороших» и безопасных дорог. С ее открытием Солнечногорск каждые предвыходные и выходные дни «встает». Делать ее платной нужно только после открытия участка за Клином. Цена за проезд должна быть снижена до приемлемых 1 рубль за 1 км», — пишет автовладелец из Солнечногорска Юрий Захаров.
Дорога была открыта еще в декабре 2014 года, но движение по ней было бесплатным. С 19 октября был введен тестовый режим эксплуатации оборудования по взиманию платы и установлено шесть пунктов выдачи талонов и шесть пунктов для оплаты.
Дело в том, что на трассе М11 будет действовать довольно сложная, так называемая «закрытая» система сбора платы, то есть стоимость проезда будет варьироваться от протяженности маршрута, категории транспортного средства, времени суток, направления движения и способа оплаты проезда.
«Система тарифов такая сложная, что понять точную стоимость проезда невозможно, — говорит Александр Шумский, руководитель экспертного центра проекта «Пробок.нет». — И этот информационный вакуум очень усугубляет нервозные настроения у населения». Однако, по мнению эксперта, стоимость в любом случае устанавливают компании, которые вложили в эту дорогу деньги, чтобы окупить затраты, с учетом сносов, выкупов, курса рубля и так далее, и имеют на это право. Будет ли пользоваться платная дорога по такой цене популярностью, это покажет время. «Но, учитывая, что здесь Шереметьево, а цена опоздания на самолет выше, то, скорее всего, многие предпочтут заплатить».
В любом случае, по мнению Шумского, трасса М11, которая построена «с нуля» и имеет бесплатный дубликат — гораздо более справедливое решение, чем варианты, когда на бесплатной дороге закрывают полосу и берут за нее деньги.
Автомагистраль М11 «Москва — Санкт-Петербург» по плану будет дублировать существующую М10 «Россия» и, как обещают, на протяжении всего пути от Москвы до Петербурга будет возможность поменять платную дорогу на бесплатную и наоборот.
Но все-таки люди, которые зарабатывают на этом деньги, должны понимать, что цена должна быть соразмерна платежной способности. Сегодня она явно завышена, выше, чем на Западе, а недоработок очень много
Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев тоже уверен, что привлечение инвесторов для строительства новых дорог — общемировая практика, без которой у нас уже не обойтись. «Но все-таки люди, которые зарабатывают на этом деньги, должны понимать, что цена должна быть соразмерна платежеспособности. Сегодня плата явно завышена, выше, чем на Западе, а недоработок очень много. Например, как показывает опыт других платных дорог, на пунктах оплаты теряется очень много времени, а въезды и выезды на платную дорогу создают огромные пробки».
Впрочем, эксперт уверен, что наши дети или внуки будут ездить по дорогам бесплатно: «Американцы тоже привлекали инвесторов для строительства дорог, отдавали им их в пользование на 50-100 лет, а сейчас постепенно уходят от платы». Тут надо отметить, что, судя по условиям концессионного соглашения от 2009 года, ООО «Северо-Западная концессионная компания» будет эксплуатировать трассу М11 до 2040 года, после чего дорога вернется государству. То есть через каких-то 25 лет мы сможем ездить по ней бесплатно.