Город

«Москвичам за границей есть что показать»

Директор молодежного центра — о глупости, самогноблении и близости с китайцами

© предоставлено МММЦ

В субботу, 22 августа, Московский молодежный многофункциональный центр (МММЦ) проводит в парке искусств Музеон культурный выходной под названием «Городской сюжет». Ожидаются мастер-классы российских и зарубежных писателей. Директор МММЦ Людмила Цой рассказала МОСЛЕНТЕ о том, как санкции повлияли на культурный обмен и почему китаец россиянину ближе, чем австралиец и американец.

В субботу, 22 августа, Московский молодежный многофункциональный центр (МММЦ) проводит в парке искусств Музеон культурный выходной под названием «Городской сюжет». Ожидаются мастер-классы российских и зарубежных писателей. Директор МММЦ Людмила Цой рассказала МОСЛЕНТЕ о том, как санкции повлияли на культурный обмен и почему китаец россиянину ближе, чем австралиец и американец.

— Людмила Алексеевна, вы активно участвуете в международном культурном обмене. Охлаждение отношений с Западом как-то повлияло на культурное сотрудничество?

Людмила Цой

© предоставлено МММЦ

Да, в Европе нашей делегации могут задать неудобный вопрос. Например, почему мы гомофобы или почему мы поддерживаем жесткую политику Путина? В таких случаях мы говорим — приезжайте в Россию, сами смотрите. Но чтобы мы с какими-то странами прекратили отношения — такого не было. У нас хорошие отношения и с Китаем, и с Европой.

— В Китае есть подобные центры?

В Китае только в одном Пекине их около 500! А у нас — один центр на всю Москву.

— Есть мнение, что китайская культура очень далека от европейской и мало понятна россиянам. Вы с этим согласны?

Нет. В чем-то китайцы похожи на нас даже больше. В Китае, как и в России, распространено социальное волонтерство, оно направлено на людей, зачастую сосредоточено на городских площадках. В Австралии акцент делают на помощь в борьбе с природными катастрофами — волонтеры тушат горящие леса, спасают животных. В Европе волонтеры озадачены социализацией мигрантов. У нас же большая часть волонтеров работает в социальной сфере. Или, например, возраст волонтеров — у нас и в Китае 22-25 лет, тогда как в США модно идти в волонтеры в так называемом «серебряном» возрасте.

© предоставлено МММЦ

— На «Городском сюжете» в Музеоне запланированы мастер-классы зарубежных писателей. В связи с последними событиями было ли так, чтобы кто-нибудь из писателей отказался приехать в Россию? Или, может, МММЦ уже сам кого-то не хочет приглашать в Москву?

Нет, такого ни разу не было. Этим летом, 28 июня, в рамках нашей Школы добрососедских отношений московская молодежь встретилась с британским комьюнити-органайзером Марком Паркером. Марк выступил в Москве с лекцией: «Сказки и мифы о власти и наша сегодняшняя картина мира». А весной в рамках проекта «Шифоньер» в ТРК «Атриум» состоялся арт-семинар для молодых дизайнеров с участием авангардного немецкого дуэта Howitzweissbach. Для молодых мультипликаторов мы провели арт-семинар, хедлайнером которого стала китайская художница Эно (He He Wu). Так что мы никого не обходим стороной.

**— А наши художники и писатели ездят учить западную и китайскую молодежь? **

Конечно. Москвичам за границей есть что показать. Россиянам свойственно природное самогнобление, что мы ничего не умеем, у нас ничего не получается. На самом деле, все у нас получается. Если брать работу с молодежью, то Москва уверенно входит в десятку мировых городов-лидеров. Так что мы за границу ездим не только учиться, но в буквальном смысле и себя показать, и других посмотреть. Не только мы перенимаем передовые методики, но и у нас перенимают. Например, наш культурный проект «Шифоньер» переняли в Казахстане и Китае: казалось бы, идея простая, лежит на поверхности. Но до нас ее почему-то не догадывались использовать.

© предоставлено МММЦ

— МММЦ занимается не только культурными проектами, но и организацией бизнес-семинаров и бизнес-школ для молодежи. Как обстоят дела с этим направлением?

В плане поддержки молодых предпринимателей мы чуть отстаем в некоторых направлениях. За рубежом легче зарегистрировать юрлицо, получить грант. В Москве условия сложнее, выше ставки по кредитам. Гранты у нас тоже есть, но дает их департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы, а мы даем только теорию, азы бизнеса. Молодежь, закончив нашу школу бизнеса, имеет возможность обратиться в департамент за грантом. В Сингапуре, например, история с бизнес-школами для молодежи не распространена, но есть история с доступностью грантов и субсидий.

— Московские молодые предприниматели какие виды бизнеса предпочитают?

Направления совершенно разные: от IT-технологий до открытия кофеен и пекарен.

— Девиз МММЦ «Только для умных» не оттолкнет часть молодежи? Может, глупые тоже хотят чему-то научиться?

Мы сталкиваемся с мнением, что молодежь только на лавках сидит, пьет и курит. Мы придумали девиз, который к чему-то обязывает. Не просто «трататушки-тратата», а поддержка интеллектуалов и людей творческих. Да, нас многие критиковали за этот девиз, называли высокопарными снобами. Но мы ведь никого не прогоняем — пожалуйста, к нам может прийти любой. Но только в том случае, если считает себя умным или на самом деле умным является. В Москве 1 400 000 молодых людей, и кто-то действительно сидит на лавочке, пьет и курит. С помощью девиза «Только для умных» мы смогли вычленить свою аудиторию.

Я не могу согласиться с тем, что молодежь у нас нынче черствая, эгоистичная или глупая — как мы ее воспитаем, такой она и будет. Надо просто формировать общество, в котором хочется жить.

© предоставлено МММЦ

— Чем в начале нового учебного года порадуете молодежь?

У нас пройдет новый этап акции «Студент в музее»: студенты смогут посещать музеи бесплатно, объединившись в группы. В прошлом году акция распространялась на все музеи. В этом — только на литературные и военные. В конце сентября у нас пройдет культурный форум, по масштабам более значительный, нежели «Городской сюжет». Школа бизнеса заработает в октябре, подведем итоги нашей Школы добрососедских отношений, также пройдут 5 образовательных выездов.

— МММЦ работает не только с московской молодежью, но и с приезжими студентами. В результате эти студенты не возвращаются в регионы, остаются в Москве…

По этому поводу мы связывались с регионами и предлагали разработать совместные программы, которые стимулировали бы студентов возвращаться домой. К сожалению, все упирается в экономику — в регионах нет таких зарплат, как в Москве. И ничего сделать с этим мы не можем. Никто же не может приказать студенту — после окончания вуза уезжай домой! В результате, действительно, иногородние выпускники вузов остаются в столице, возрастает внутривидовая конкуренция. С одной стороны, это плохо. С другой — хорошо, потому что фактор конкуренции заставляет молодежь учиться новым компетенциям.