По городу на «Иволге»
Сквозь город по железной дороге
Как сообщает сайт мэра Москвы, первые два диаметра Одинцово — Лобня и Нахабино — Подольск запустят уже в конце 2019-го — начале 2020 года. Курсировать по ним будут новые современные электропоезда городского типа — «Иволга», созданные российскими специалистами с использованием более 90 процентов отечественных компонентов в конструкции поезда. В «Иволге» предусмотрены широкие входные двери, продуманное внутреннее пространство, реализованное как единый состав (в поезде нет тамбуров), удобно расположенные сиденья, множество поручней, USB-зарядки для электронных устройств, крепления для велосипедов, бесплатный Wi-Fi, багажные полки и другие сервисы для пассажиров. Поезд также адаптирован для комфортного проезда маломобильных пассажиров: входы в головные вагоны оборудованы специальными подъемниками, в просторных вагонах предусмотрены места для закрепления инвалидной коляски, и даже туалетные комплексы спроектированы с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями.
В «Трансмашхолдинге», в структуру которого входит производитель новинки — Тверской вагоностроительный завод, отмечают, что «Иволга» — это не только принципиально новый класс электропоездов, ранее не производившийся в нашей стране, но и один из самых удобных и современных городских поездов в мире.
Транспортные эксперты и урбанисты, в свою очередь, отмечают, что появление такого электропоезда закономерно для динамично изменяющейся городской агломерации.
«В наши дни активно развивается рельсовый транспорт как более экологичный и дружелюбный по отношению к окружающей среде, — рассказывает Мария Роженко, доцент факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ. — Преимуществом электропоезда для города является его высокая провозная способность. При такте движения раз в пять минут и даже базовой составности в пять вагонов «Иволги» могут перевозить в одном направлении до 15 тысяч человек в час. Для сравнения: за тот же час по одной полосе проезжают только 800 автомобилей. Понятно, что в Москве надо развивать общественный транспорт, причем массовый».
Сегодня во многих странах концепция транспортного планирования меняется: считается, что большее значение имеет не способ передвижения, а возможность максимально быстро попасть из точки А в точку Б. И задача города — организовать транспортную систему таким образом, чтобы человеку было удобно и комфортно добираться. Первую скрипку здесь играет именно железнодорожный транспорт, в том числе и потому, что перевозчики и производители подвижного состава своевременно отвечают на постоянно возрастающие требования пассажиров к комфорту, скорости и безопасности передвижения, отмечают эксперты.
«Естественно, человека в наши дни никто не может принудить к тому, чтобы он выбрал не личный, а общественный транспорт, — продолжает Мария Роженко. — Поэтому задача современного подвижного состава — предлагать сопоставимый уровень комфорта. «Иволга» — ответ российских производителей на изменение спроса, городской электропоезд мирового уровня. По сравнению с привычными нам зелеными электричками, этот поезд — большой шаг вперед».
Пока для первых двух маршрутов МЦД Тверской вагоностроительный завод, выигравший оба конкурса оператора проекта — АО «Центральная ППК» — на поставку подвижного состава, направит в столицу 39 поездов «Иволга»: 24 поезда 6-вагонной составности и 15 поездов 7-вагонной составности для нужд МЦД.
Тактовое движение
Московские центральные диаметры — по сути, новое наземное метро, которое пройдет через Москву насквозь и создаст множество новых удобных маршрутов для москвичей. Станции МЦД, как и метро, будут открываться в 05:30 утра и закрываться в 01:00 ночи. В часы пик «Иволги» будут ходить в тактовом режиме каждые 5-6 минут, а оплачивать проезд можно будет картой «Тройка». Ожидается, что реализация проекта МЦД разгрузит транспортную инфраструктуру столицы на 10-12 процентов, а современный подвижной состав выведет городские перевозки и мобильность на новый уровень комфорта. Это вдохновит многих москвичей пересесть с автомобиля на транспорт, а значит, разгрузит дороги и уменьшит пробки, уверены эксперты.
Очевидное преимущество здесь — тактовое движение. «Это значит, что придя, например, на станцию Новодачная или Рабочий поселок, вы уже не будете задумываться о том, что это пригородные платформы, что дневной перерыв между движениями поездов составляет 3 часа, что две электрички идут подряд, а следующие — через 40 минут, и если вы на эти две опоздали, то значит никуда уже не успеваете», — объясняет Андрей Суриков, эксперт межрегиональной общественной организации «Город и транспорт».
Новое расписание не нужно будет держать в голове, добавляет эксперт: «Городские электропоезда будут ходить по МЦД как метро. Вы поднялись на платформу, вскоре подошла «Иволга», вы в нее сели и куда нужно доехали. Перед вами понятная схема линий, не нужно проверять, до какой она платформы, дальше это или ближе, чем вам надо идти».
А для такого движения нужен и специальный подвижной состав.
Специально для города
До сих пор все электрички, в том числе созданные на платформах зарубежных аналогов, у нас были ориентированы на дальний пригород — они создавались в первую очередь для межобластного сообщения. «А когда техническое задание при строительстве электропоезда ставилось такое, что вы должны на нем с комфортом доехать до Твери или Рязани, то никто не задумывался о том, что вы можете зайти и выйти буквально через одну остановку, — замечает Андрей Суриков. — Отсюда и особенности конструкции таких электропоездов: тамбуры, небольшое внутреннее пространство, неширокие проходы между сиденьями».
А вот для того, чтобы комфортно проехать одну остановку, нужны более удобные и широкие двери, больше пространства внутри самого вагона — все это предусмотрено в «Иволгах», которые как раз и рассчитаны на пассажирские перевозки внутри городской агломерации.
Кроме того, «Иволга» — это первый в новейшей истории нашей страны электропоезд, созданный специально для внутригородских перевозок и с учетом российских условий эксплуатации. До этого, в 1964-1976 годах, выпускалась трехтамбурная электричка ЭР22 для городских и пригородных перевозок, однако она не пошла в широкий тираж. Хотя москвичи ее еще помнят — до середины 1990-х она работала на Курском направлении.
В любом случае, транспортные эксперты сходятся во мнении, что в ближайшем будущем Московскую агломерацию — в тренде транспортных стратегий крупнейших городов мира — ждет дальнейшее активное развитие железнодорожных маршрутов, а это значит, что городу нужен современный подвижной состав.