Город

«А как можно было не приехать?»

Москвичи возлагают к посольству Франции букеты-триколоры

© Егор Рогалев / МОСЛЕНТА

С самого утра в субботу, 14 ноября, москвичи устремились к зданию французского посольства, чтобы возложить цветы и выразить свою солидарность жителям Парижа, где минувшей ночью теракт унес жизни десятков человек. МОСЛЕНТА побывала на месте событий

С самого утра в субботу, 14 ноября, москвичи устремились к зданию французского посольства, чтобы возложить цветы и выразить свою солидарность жителям Парижа, где минувшей ночью теракт унес жизни десятков человек. МОСЛЕНТА побывала на месте событий.

Первые цветы появились возле здания на Большой Якиманке еще ранним утром, ближе к полудню собралась целая толпа. Как рассказали МОСЛЕНТЕ сотрудники полиции, которые дежурят возле дипмиссии, после 11 часов утра количество желающих выразить соболезнования резко выросло — скорее всего, люди проснулись и узнали трагические новости.

«Суббота все-таки. Был бы будний день, несли бы цветы утром, перед работой. Все понятно», — объяснил дежурный офицер.

Тем не менее, тяжелая атмосфера чувствуется уже около выходов из обеих станций метро «Октябрьская». Кто-то по эскалатору поднимается уже с цветами в руках, кто-то ищет киоски на Калужской площади.

«Вы где цветы покупали? За углом? А правда, что сегодня там подорожало все?» — спрашивают друг друга люди около метро.

Свечи, зажженные в память о погибших, москвичи приносят сами

© Егор Рогалев / МОСЛЕНТА

Действительно, еще утром очевидцы сообщили, что цены в цветочных магазинах близ французского посольства резко выросли. Однако говорить о «неприлично переписанных ценниках» все же не стоит — МОСЛЕНТА, приценившись в ближайших цветочных, обнаружила крупные розы по 150 рублей, мелкие — по сотне, а гвоздики — по шестьдесят рублей за штуку.

В руках у нескольких человек, пришедших к зданию на Якиманке, трехцветные букеты — синие, белые и красные хризантемы.

«Я попросил в цветочном, там два белых цветка покрасили. Прямо на месте, за доплату. У них же нет в ассортименте синих цветов. А нужны. Как же иначе? Разве сюда можно по-другому?» — рассказал МОСЛЕНТЕ мужчина средних лет, прежде чем добавить свой букет-триколор к общей горе цветов.

Большинство сочувствующих возле дипмиссии не задерживаются — подходят, оставляют цветы, стоят пару минут и уходят. Некоторые и вовсе подъезжают на машинах и сразу же уезжают — даже не выбирая места для длительной парковки. Однако толпа с каждым часом увеличивается: если в восемь утра можно было говорить об отдельных людях, пришедших выразить соболезнования, в полдень — о небольшом скоплении, то к четырем часа дня возле здания посольства выстроилась настоящая очередь.

«Как проснулись — узнали, приехали. А как можно было не приехать? Это трагедия. И нам вряд ли удастся делать вид, что наша хата с краю», — рассказала МОСЛЕНТЕ семья Шашковых. Муж, жена и сын-подросток приехали на Якиманку с большим букетом гвоздик.

Вместе с дочкой-дошкольницей пришла к посольству Франции Александра, которая призналась корреспонденту МОСЛЕНТЫ — в последние годы они привыкли жить на два дома: то в Москве, то в Париже. Поэтому трагедия для них — совсем не абстрактная.

«Я купила цветы, а дочка захотела принести несколько мягких игрушек. Честно говоря, я не знаю, были ли среди погибших дети, но какая разница? Для ребенка Париж — второй дом, если она хочет, пусть будут игрушки», — объяснила Александра.

На записках — призывы прекратить войну

© Егор Рогалев / МОСЛЕНТА

Впрочем, друзья, родственники или недвижимость в Париже — вовсе не обязательное условие для тех, кто собрался на Якиманке.

«Я приехал, чтобы выразить сочувствие Франции в связи с трагедией, показать свое отношение к терактам и продемонстрировать ощущение единства с Европой и осознание того факта, что эта ситуация напрямую касается не только Франции, но и нас. Особенно в связи с политикой наших властей», — охотно поделился своими соображениями Егор, признавшись, что раньше никогда не возлагал никуда цветов. В том числе к представительству Санкт-Петербурга — после авиакатастрофы над Синаем.

Аналогичных взглядов придерживаются многие.

«Какие мотивы? Мне кажется, что у нас у всех тут одни и те же мотивы. Общечеловеческие. Мы соболезнуем и тем, кто погиб в Париже, и тем, кто там остался, — заметили мать с дочерью, вышедшие из метро «Октябрьская» с букетом белых роз и сразу же увидевшие очередь. — Кроме того, нельзя забывать, что наше государство, возможно, не в последнюю очередь связано с происходящим».

Единение с Францией выразили сегодня не только простые москвичи, но и представители власти. Утром на Якиманку прибыли глава Совета Федерации Валентина Матвиенко и председатель комитета по международным делами Константин Косачев. Последний привез яркий венок красных роз — от комитета, и заявил, что России необходимо объединиться со всеми странами для того, чтобы вместе противостоять угрозе терроризма.

Первые цветы у посольства Франции появились ранним утром

© Виталий Белоусов / РИА Новости

На вопрос о том, не страшно ли после событий последних недель просто жить в мегаполисе — таком, как Москва, — все собравшиеся отвечают единодушно.

«Конечно, страшно. И на метро ездить страшно, и в торговые центры ходить страшно. Вот буквально вчера, еще до этого кошмара, как раз об этом думала. По соцсетям же много «страшилок» ходило, чтоб в выходные дома сидели», — кивает Валентина, пришедшая с внучкой.

«А что тут сделаешь? Не запрешься же дома. Все равно мы живем в этом мире, — пожимают плечами студенты Михаил и Василий. Около посольства они были в числе первых. — И, к сожалению, лично от нас не так уж много зависит. Мы же просто люди. А тут — воля случая».