«Москвичи боятся продешевить». Что происходит с ценами на покупку и аренду квартир в столице?
Что сейчас происходит на рынке аренды жилья
За месяц, а в особенности за последние две недели, число объявлений о сдаче квартир в аренду заметно выросло. Тому есть четыре причины.
Первая — обычный сезонный фактор. После новогоднего затишья в феврале и марте предложение на рынке аренды жилья всегда вырастает.
Вторая — добавились квартиры, которые люди пытались продать на вторичном рынке, но сделка по тем или иным причинам сорвалась.
Кто-то отказывался от продажи или покупки недвижимости, не понимая, какие цены сейчас можно считать справедливыми. Владельцы квартир сомневались, боялись продешевить. Кто-то рассчитывал после продажи своего жилья приобрести новое на вторичном рынке или в новостройке, но стоимость покупаемого объекта возросла или банки изменили условия по ипотеке, но так или иначе цепочка распалась. Соответственно, люди решили сдавать в аренду то, что раньше собирались продавать.
Третий фактор — рост срока экспозиции. Чем дольше квартира не сдается, то есть находится в базе объявлений, тем быстрее увеличивается общее предложение. Жилье стало сложнее сдавать, ведь на рынке труда сейчас полная неопределенность. Непонятно, что будет с доходами людей.
И четвертый фактор связан с «вкладом» москвичей, решивших покинуть столицу. Сейчас они выставили свое жилье на долгосрочную аренду.
Все четыре фактора имели определяющее значение. При этом заметных изменений ставок аренды пока нет.
Как изменятся цены на аренду жилья
Аренда всегда быстро реагирует на происходящее на рынке труда, на изменение финансового положения людей. К примеру, в 2020 году в первую волну пандемии они падали в апреле и мае, когда многие потеряли привычный уровень доходов. Несмотря на снижение, средние ставки довольно быстро поднялись.
Повторение подобного сценария возможно и сейчас. Есть вероятность, что в моменте ставка аренды станет дешевле процентов на десять.
Также собственники могут начать активно предоставлять скидки. Тем более что цены на съемное жилье быстро и очень сильно выросли в сентябре прошлого года. Такого роста не было на протяжении последних пяти-семи лет.
Что будет с рынком краткосрочной аренды
С одной стороны, может сложиться благоприятная ситуация для потенциальных участников рынка краткосрочной аренды. У нас полузакрытые границы. Если все станет более спокойным, возникнет естественный импульс для развития внутреннего туризма. Но в данный момент мы заметных изменений не видим. Рост числа предложений по краткосрочной аренде есть, но он невелик. Просто те, кто размещался на зарубежных сервисах, пришли в том числе и на нашу площадку.
В целом же краткосрочная аренда очень важна для южных, курортных регионов. В ситуации, когда закрыты аэропорты, тяжело будет рассчитывать на приток арендаторов. Поезда, автобусы и автомобили остаются, но туристический поток сильно ограничивается. Этот рынок находится в ожидании момента, когда сформируется некая новая реальность.
Как меняется спрос на покупку новостроек
С 24 февраля было затишье, не наблюдалось никакого ажиотажного спроса. Думаю, многие тогда пребывали в сложном психо-эмоциональном состоянии. И перекладывание денег с банковских счетов в метры новостроек — не то, чем они тогда хотели бы заниматься.
28 февраля Центробанк повысил ключевую ставку, и курс рубля начал серьезно меняться. Вот здесь и сформировался ажиотажный спрос, который отчасти напомнил то, что происходило в декабре 2014 года. Тогда люди тоже решили свои накопления, инвестиции переложить в квадратные метры. 28 февраля, и затем в первые дни марта то, что мы называем потенциальным спросом по просмотрам и числу звонков с нашей площадки, было на 35-40 процентов выше, чем фоновые значения зимы этого года.
Что происходило с реальными сделками, мы увидим в статистике, которая будет обработана и выйдет в начале апреля.
Что происходит с ценами на новостройки
В последнюю неделю февраля — первую неделю марта рост цен на квартиры в новостройках превысил фоновые показатели последних шести месяцев. Это вызвало интерес со стороны Федеральной антимонопольной службы. Она начала сдерживать этот процесс с помощью своих инструментов, чтобы подорожание резко не ускорилось на фоне локального ажиотажного спроса. И ей это удалось.
Впрочем, естественная реакция рынка была бы, на мой взгляд, такой же. Ажиотаж оказался краткосрочным, а застройщикам важны не только цены, но и объемы сделок. С новыми условиями по выдаче ипотечных кредитов тут будет достаточно сложная ситуация.
Когда рыночные ипотечные ставки достигают уровня выше 15 процентов, их можно рассматривать как близкие к заградительным.
Сделки с привлечением кредитных средств в последнее время составляли 50-60 процентов от всего рынка. Застройщики сейчас стоят перед дилеммой, ждут информации, какой будет новая льготная ипотека. Подобные проекты сейчас уже обсуждаются, чтобы поддержать функционирование рынка в эти сложные месяцы.
Точные данные будут в начале апреля, но по косвенным признакам март должен показать хорошие объемы продаж: есть покупатели с живыми деньгами и уже одобренными ипотечными кредитами. Пока для тех, у кого есть ребенок, рожденный после 2018 года, сохраняются условия по льготным ипотечным ставкам.
Какого роста цен стоит ждать на рынке новостроек и вторичного жилья
В России ключевая ставка сейчас составляет 20 процентов, а инфляция превысит этот рубеж. Об этом говорят консенсус-прогнозы аналитиков, опрошенных Центробанком. Одновременно продолжает расти себестоимость строительства. Это связано и с ситуацией на мировых сырьевых рынках, и с теми логистическими сложностями, с которыми мы столкнемся в ближайшие месяцы. Хотя строительство жилья (за вычетом премиальных ЖК) довольно слабо зависит от импорта, но мировой рост цен на металлы и пластики все равно сказывается и на себестоимости стройки внутри страны.
Скорее всего мы не увидим сценарий, который отыгрался в кризисах 2009 и 2015 годов, когда при сжатии спроса снижались и цены, номинированные в рублях.
Нас ожидает уменьшение доходов населения. Пока неясно, насколько глубоким будет кризис на рынке труда и станут ли реальностью заявления о приостановке, сворачивании, уходе с российского рынка, которые сейчас делают представители международных компаний.
Наверное, номинальные цены продолжат подрастать. Другой вопрос, что они не будут расти быстрее инфляции. Ведь, как я уже говорил, застройщикам важны не только цены, но и объемы сделок. Так что они по возможности будут стараться максимально сдерживать рост цен через замедление индексации, предоставление скидок и акций.
Что касается возможности появления долгостроев и компаний со сложной финансовой ситуацией, сейчас на рынке есть механизмы, которые позволяют этого не допустить. Продажи идут через эскроу-счета, банки очень активно вовлечены в процесс строительства, реализованы механизмы страхования объектов. Если вся эта система будет держаться, то масштабного кризиса в строительной области получится избежать.
Вторичный рынок во многом ориентируется на то, что происходит на рынке новостроек. Там много сделок по обмену, а не по прямой купле-продаже, и, думаю, будет менее выраженный рост цен. Слишком много сделок, которые людям обязательно надо провести исходя из жизненных обстоятельств.
Рождение, смерть, развод — есть причины, заставляющие людей продавать и покупать квартиры, несмотря на макроэкономическую ситуацию. В этом случае все более договороспособны, а рост цен будет менее выражен.
Важен и фактор ипотеки. Если на первичном рынке скорее всего будет поддержка, какое-то субсидирование кредитов, то для вторичного ничего подобного у нас никогда не было. И сейчас вряд ли появится.
Универсального совета для такой ситуации нет. Единственное, что могу порекомендовать, — не принимать решения под воздействием эмоций, стресса. Те, кто в таком состоянии совершал сделки в августе 2008-го, в декабре 2014-го и прямо перед пандемией, в марте 2020-го, в большинстве случаев не выиграли, если сравнивать с теми, кто продавал и покупал недвижимость позже, более спокойно и при лучшем понимании происходящего на рынке.